Своеобразие исторической ситуации, сложившейся в России и странах СНГ к началу XXI века, перенос акцентов с интересов государства на интересы личности, выдвигают парадигму личностно-ориентированного воспитания, требуют разработки новой теории и практики поликультурного образования, в которой социальное воспитание детей и подростков, их социальная защита и поддержка рассматривались как неотъемлемые части целостного образовательного поликультурного пространства.
Распад традиционных экономических, политических, общественных структур, межнациональные конфликты и войны, кризис политической власти, ориентация экономики на рыночные отношения - вызвали мощный накал социальных проблем, кризисные симптомы в духовной нравственной жизни общества, семьи, отдельного человека. Социальная несправедливость, обездоленность и незащищенность охватывают все более значительную часть граждан, вызывают и обостряют такие ранее скрытые проблемы, как нужда и бедность, инвалидность и одинокая старость, этнические и национальные проблемы, социальные и психологические конфликты, стрессовые ситуации, безработица, бездомность, беспризорность, алкоголизм, наркомания и преступности. Сложный арсенал противоречий особенно негативно сказывается на самой незащищенной категории - детях [2].
Отсутствие продуманной, педагогически обоснованной, целостной системы социальной защиты и поддержки детей в современном поликультурном социуме, государственной политики в защите прав ребенка приводит к тому, что мы "теряем" детей, подростков, молодежь, оказываемся малоспособными влиять на их сознание и поведение. Россия, страны СНГ являются многонациональными на всей территории, и это создает специфические условия социализации подрастающих поколений. Особенность национальных регионов отражается на существовании такого социума, как поликультурное образовательное пространство, которое отражает специфические способности этнического многообразия, и является универсальной образовательной средой социализации детей разных национальностей, включающей в себя как формальные (детские сады, школы, училища, вузы), так и неформальные (семья, друзья, соседи, общности и др.) структуры. Определение влияние на взаимоотношения людей разных национальностей и проявляемую ими культуру общения в поликультурном образовательном пространстве оказывают миграционные процессы.
Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всех этапах становления многонационального поликультурного общества проблемы приобщения детей к национальным ценностям во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями, воспитание духовности, культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, занимали значительное место в трудах видных отечественных и зарубежных ученных.
Значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта проблемы нравственного становления личности внесли крупные отечественные психологи и педагоги: Д.М. Андреева, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Г.Н. Волков, Б.З.Вульфов, Л.С. Выготский, Е.Н. Ильин, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Щуркова и др. Так Е.Н. Ильин утверждает, что учет и реализация этнорегиональной специфики в учебно-воспитательной работе способна превратить современную школу в национальное поликультурное образовательное учреждение, что освоение народных начал воспитания во многом обуславливает становление гармоничной личности, способствует у нее формированию любви к родине, к своему отечеству, к народу [1]. Вместе с тем, анализ источников подтверждает, что в теории и практике наук о человеке еще недостаточно раскрыты особенности организации педагогического процесса в поликультурном образовательном пространстве, обеспечивающего социальную защиту и поддержку учащихся, его сложность, противоречивость, опосредованность внешними и внутренними факторами социальных отношений. Вне поля зрения философских, психологических и социально-педагогических исследований остаются вопросы, связанные со статусом учащегося-мигранта, его беззащитностью, душевными потрясениями, дискомфортом в стенах школы и социума.
В этой связи полагаем, что социально-педагогическая поддержка и защита учащихся всех национальностей в поликультурном, образовательном пространстве, включает не только педагогический аспект непосредственного взаимодействия, но и охватывает интегрированную систему всех социальных институтов, как способ жизнедеятельности и показатель уровня развития общества, его этико-этнической культуры, положения и места в нем поликультурного образовательного пространства, характеризующих экономическое, социальное и духовное здоровье государства.
В условиях многонационального общества, поликультурного образовательного пространства, задача формирования у учащихся-мигрантов этнического сознания, культуры нравственных межэтнических отношений, свободы, защищенности может быть решена только на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп, а также организации социально-педагогических мер по реабилитации и поддержке детей-мигрантов [4].
Сегодня, когда в сферу межэтнических конфликтов оказываются втянутыми дети и подростки, очень важно соединить в народном образовании гуманистические принципы духовной культуры (добротворчества, веротерпимости, толерантности и т.п.), национальные и общечеловеческие ценности, не растерять гуманистической направленности воспитания растущей личности, максимально учесть этнопсихологические характеристики в обучении, воспитании и в социально-педагогической защите и поддержке.