Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROBLEMS OF FORMATION OF TOLERANCE IN ADOLESCENTS

Laliev B.K. 1 Kochisov V.K. 1
1 North Ossetian State University. K.L.Hetagurova
The real situation in the country, the importance of the tasks, the responsibility for the future of social status and especially the younger generation make the problem of formation of tolerance and the deployment of cross-cultural, inter-ethnic relations and ostroaktualnoy significant, albeit extremely difficult, especially in connection with the presentation of high requirements to methods and levels her decision. New challenges that have arisen in modern society requires new approaches to the organization of the educational process, its focus on the solution of problems of education and human development, not only has a complex of knowledge, skills, etc., but the ability to communicate openly, including in multinational environment, in a spirit of humanist traditions and ideas. In the context of a multicultural society the task of forming students´ ethnic consciousness, moral culture of interethnic relations, freedom, security can only be solved on the basis of the accumulation of knowledge about the culture, traditions and customs of his people, not only, but also other ethnic groups.
national values
spirituality
interethnic space
tolerance
Выдающиеся достижения науки и техники в корне изменили среду обитания человека и открыли широкие перспективы для развития человечества. Но наряду с этим, как отмечают многие философы, социологи, психологи и педагоги, технический прогресс не сопровождался нравственным совершенствованием человека, развитием его свободы и защищенности. Во всех сферах нашей жизни обман, насилие, террор, проявление антиобщественного поведения. Чтобы выжить в существующем мире, человек должен изменить свой менталитет - он уже достаточно изменил внешний мир, теперь настала пора меняться ему самому. Нужны новые подходы, ориентиры и идеалы, на пути преобразования общества, которые сделают человека более ответственным за все происходящее в мире [3]. Духовное совершенствование, формирование нравственного сознания личности, очеловечивание, гуманизация всех сфер деятельности являются единственной альтернативой, способной вывести человечество из кризисов, порожденных XX веком. Исторически обусловлено, что переходные этапы в жизни общества всегда сопровождаются обострением социальных проблем, которые находят свое отражение и в сфере образования. Поэтому в кризисные периоды общественной жизни возрастает роль педагогической, науки, значимость социального воспитания, усиливается ответственность государства и всех социальных институтов по защите и поддержке детства.

Своеобразие исторической ситуации, сложившейся в России и странах СНГ к началу XXI века, перенос акцентов с интересов государства на интересы личности, выдвигают парадигму личностно-ориентированного воспитания, требуют разработки новой теории и практики поликультурного образования, в которой социальное воспитание детей и подростков, их социальная защита и поддержка рассматривались как неотъемлемые части целостного образовательного поликультурного пространства.

Распад традиционных экономических, политических, общественных структур, межнациональные конфликты и войны, кризис политической власти, ориентация экономики на рыночные отношения - вызвали мощный накал социальных проблем, кризисные симптомы в духовной нравственной жизни общества, семьи, отдельного человека. Социальная несправедливость, обездоленность и незащищенность охватывают все более значительную часть граждан, вызывают и обостряют такие ранее скрытые проблемы, как нужда и бедность, инвалидность и одинокая старость, этнические и национальные проблемы, социальные и психологические конфликты, стрессовые ситуации, безработица, бездомность, беспризорность, алкоголизм, наркомания и преступности. Сложный арсенал противоречий особенно негативно сказывается на самой незащищенной категории - детях [2].

Отсутствие продуманной, педагогически обоснованной, целостной системы социальной защиты и поддержки детей в современном поликультурном социуме, государственной политики в защите прав ребенка приводит к тому, что мы "теряем" детей, подростков, молодежь, оказываемся малоспособными влиять на их сознание и поведение. Россия, страны СНГ являются многонациональными на всей территории, и это создает специфические условия социализации подрастающих поколений. Особенность национальных регионов отражается на существовании такого социума, как поликультурное образовательное пространство, которое отражает специфические способности этнического многообразия, и является универсальной образовательной средой социализации детей разных национальностей, включающей в себя как формальные (детские сады, школы, училища, вузы), так и неформальные (семья, друзья, соседи, общности и др.) структуры. Определение влияние на взаимоотношения людей разных национальностей и проявляемую ими культуру общения в поликультурном образовательном пространстве оказывают миграционные процессы.

Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всех этапах становления многонационального поликультурного общества проблемы приобщения детей к национальным ценностям во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями, воспитание духовности, культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, занимали значительное место в трудах видных отечественных и зарубежных ученных.

Значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта проблемы нравственного становления личности внесли крупные отечественные психологи и педагоги: Д.М. Андреева, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Г.Н. Волков, Б.З.Вульфов, Л.С. Выготский, Е.Н. Ильин, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Щуркова и др. Так Е.Н. Ильин утверждает, что учет и реализация этнорегиональной специфики в учебно-воспитательной работе способна превратить современную школу в национальное поликультурное образовательное учреждение, что освоение народных начал воспитания во многом обуславливает становление гармоничной личности, способствует у нее формированию любви к родине, к своему отечеству, к народу [1]. Вместе с тем, анализ источников подтверждает, что в теории и практике наук о человеке еще недостаточно раскрыты особенности организации педагогического процесса в поликультурном образовательном пространстве, обеспечивающего социальную защиту и поддержку учащихся, его сложность, противоречивость, опосредованность внешними и внутренними факторами социальных отношений. Вне поля зрения философских, психологических и социально-педагогических исследований остаются вопросы, связанные со статусом учащегося-мигранта, его беззащитностью, душевными потрясениями, дискомфортом в стенах школы и социума.

В этой связи полагаем, что социально-педагогическая поддержка и защита учащихся всех национальностей в поликультурном, образовательном пространстве, включает не только педагогический аспект непосредственного взаимодействия, но и охватывает интегрированную систему всех социальных институтов, как способ жизнедеятельности и показатель уровня развития общества, его этико-этнической культуры, положения и места в нем поликультурного образовательного пространства, характеризующих экономическое, социальное и духовное здоровье государства.

В условиях многонационального общества, поликультурного образовательного пространства, задача формирования у учащихся-мигрантов этнического сознания, культуры нравственных межэтнических отношений, свободы, защищенности может быть решена только на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп, а также организации социально-педагогических мер по реабилитации и поддержке детей-мигрантов [4].

Сегодня, когда в сферу межэтнических конфликтов оказываются втянутыми дети и подростки, очень важно соединить в народном образовании гуманистические принципы духовной культуры (добротворчества, веротерпимости, толерантности и т.п.), национальные и общечеловеческие ценности, не растерять гуманистической направленности воспитания растущей личности, максимально учесть этнопсихологические характеристики в обучении, воспитании и в социально-педагогической защите и поддержке.