Обращение к теме определил личный опыт одного из авторов, чье воображение в детстве поразили книги выдающегося популяризатора науки, Я.И. Перельмана (1882–1942) [1]. Это настоящий труженик просвещения, получивший всемирную известность: более тысячи статей и заметок, восемьдесят семь научно-популярных книг, восемнадцать учебных пособий и школьных учебников на пятнадцати языках. Его считают основателем жанра «занимательной науки». В этом жанре были не только написаны его книги, но и создан, вместе с единомышленниками, в 1930–е гг. в Ленинграде «Дом занимательной науки», предвосхитивший современную практику интерактивного музея. Неутомимая работа Я.И.Перельмана была основана на его убеждении в том, что наука в состоянии стать могучим рычагом для лучшего устройства мира лишь в том случае, если она будет достоянием не кучки избранных, а огромных народных масс [2]. Просвещение и обучение было делом его жизни до последней минуты: в блокадном Ленинграде он вел занятия для разведчиков и солдат, обучая их полезным в боевых условиях практическим навыкам. Целые поколения изобретателей, ученых, писателей-фантастов выросли на книгах Перельмана. После войны дело погибшего энтузиаста науки продолжили Б.А. Кордемский, К.Н. Мухина, М.А. Гаспаров. Итак, творчество Я.И. Перельмана – классический пример популяризации науки как процесса распространения актуальных научных знаний в доступной форме для широкой аудитории. Решение такой задачи предполагает, что научные знания будут «переведены» на язык массовой аудитории, а сложные научные данные будут переработаны в интересную информацию.
Популяризация науки развивалась вместе с созданием и утверждением современной науки: без социальной поддержки трудно было ожидать практического воплощения научных идей, т.е. реализацию знаменитого тезиса «Знание – сила». Исходное научное содержание и заинтересованность научного сообщества в укреплении связей с обществом, производством, государством позволяют говорить о популяризации как о функции научной коммуникации. «Социальные функции» популяризаторской деятельности можно связать, во-первых, с противостоянием антинаучным мнениям и псевдонаучным идеям, а, во-вторых, с привлечением к образованию и научно-исследовательской деятельности новых поколений, стимулирование любознательности и творчества. Таким образом, мировоззренческие, информационные и практические функции научной популяризации тесно взаимодействуют.
Развитие науки и образования в нашей стране всегда сочеталось с решением просветительских задач. Массовые популярные издания для разных аудиторий, таких как журналы «Знание – сила», «Техника – молодежи», «Наука и жизнь», отличные примеры популяризаторской работы. Популяризаторские задачи решает и научная фантастика. Произведения И.А.Ефремова, ярчайшего представителя советской научной фантастики, в художественной форме решали не только просветительские, но и прогностические и мировоззренческие задачи. Развитие творческого и ответственного отношения к научно-технической деятельности – комплексный результат реализации мотивирующих, прогностических, популяризаторских, образовательных функций научной фантастики, а в современных условиях – прежде всего экспериментальных (моделирующих) и познавательных [3].
Популяризация науки – составная часть образования. Так, в историю Дзержинского политехнического института яркая страница вписана доктором химических наук профессором А.А.Мичуриным, организатором Химической школы. Бескорыстное служение науке, выдающиеся педагогические качества помогли многим молодым людям «войти» в химическую науку, состояться и как преподавателям, и как ученым-исследователям.
Однако в современном мире текстовыми, вербальными формами популяризация науки не ограничивается. К актуальным формам популяризации науки можно отнести: научные фестивали, театры, подкасты, устные выпуски научно-популярных журналов, интерактивные научные музеи, научные кафе, онлайн-интервью учёных, научные автопробеги, и т.д. Интересно, что некоторые средства популяризации науки (музей, фестиваль) берут свое начало еще в XVIII и XIX веках, а ныне получают новый технический инструментарий как новый импульс своего развития [4, С.19]. Мощные средства визуализации, яркой сюжетности и увлекательности позволят использовать в деле популяризации науки искусство кино. С одной стороны, это художественные фильмы, посвященные конкретным историческим персонажам или обобщенным образам ученых определенного этапа или направления исследований. С другой стороны – это документальные фильмы, где подача фактов, репрезентирующих личность ученого или область знания, реализуется с активным использованием визуальных средств кино. Интересным примером может быть получивший достаточную известность фильм «Чувственная математика», само название которого противостоит традиционному представлению об абсолютной рациональности математики. Новеллы, составляющие фильм, обращены к одному из чувств: вкусу, зрению, обонянию, осязанию, слуху и чувству баланса. В сюжеты новелл вовлечены, с одной стороны, личности ученых и их человеческие истории и, с другой стороны, язык математики, язык которой помогает описать любые сложные проблемы, в том числе связанные с органами чувств. Иногда визуальность становится выражением эстетизации результатов научной работы: например, фотовыставки ученых, в необычном ракурсе представляющих процессы и материалы научной работы, привлекают внимание к актуальным исследованиям и красоте мира.
Интересным феноменом «пограничного» характера стало «научное искусство», «Science Art». Популяризаторское значение этого феномена связано с тем, что достижения и проблемы науки предстают перед широкой аудиторией или научным сообществом в виде художественных проектов, делают их не только известными, но и «наглядными». Так, исследование законов квантовой физики и научные идеи Антона Цайлингера были представлены как художественное произведение. Явление квантового «запутывания», в результате которого изменение свойств одного кванта меняет свойства другого, независимо от расстояния, на котором они находятся друг от друга, было представлено в виде экспериментальных установок и математических формул на огромных досках. Лабораторное оборудование позволяло провести эксперимент в присутствии посетителей, которые могли физически ощутить возможные радикальные изменения реальности будущими изобретениями на основе состояний квантовой запутанности. Это один из примеров того, что сочетание языков науки и искусства в настоящее время стало фактом научной коммуникации.
Приведенные примеры разнообразных средств популяризации науки позволяют предложить типологию их форм, предполагающих особые эффекты и результаты.
Сравнительные характеристики форм популяризации науки
Формы |
Средства |
Эффекты основные и вспомогательные |
Результаты |
Вербальные и текстовые, понятийные, |
Научно-популярные периодические издания, художественная научно-популярная литература, публичные лекции, научные кружки |
Образовательный (вспомогательные: эмоциональный, мотивирующий) |
Научение, вовлечение в образование и науку через распространение информации (фактов, теорий, методов) |
Визуальные и аудиальные, чувственные и образные |
Произведения живописи и графики, фотовыставки, художественные и документальные фильмы, научно-технические музеи и выставки |
Эстетический (вспомогательные: познавательный, компенсаторный) |
Демонстрация, эмоциональная привлекательность и эстетическая ценность процесса и результатов научной деятельности |
Событийные, активные и интерактивные |
Фестивали науки, «открытые лаборатории», тематические площадки научно-технического творчества, программы «года науки», конкурсы научно-технического творчества |
Мотивирующий (вспомогательные: информационный, социализирующий, образовательный) |
Вовлечение, информирование через интеракцию, в том числе игровую, кинестетику, единство всех каналов передачи информации |
В каждом конкретном средстве, например, в работе детского научного кружка или при проведении экскурсии, результат выступает как комплекс эффектов. Работа кружка невозможна без демонстраций, экскурсия предполагает содержательный рассказ-пояснение к увиденному и т.п. Особенно показателен комплексный эффект в «событийных» формах популяризации науки. Именно здесь вовлечение обеспечивает нарастание мотивации, постепенное информирование и обучение, стимулирования интереса, развития способностей. Последовательное вовлечение в образовательную и исследовательскую работу «снимает» опасности мифологизаторства и упрощенчества, неизбежно связанные с популяризацией.
Приведенный краткий обзор и выявление доминирующих характеристик форм популяризации науки стоит дополнить указанием на то, что популяризация науки осуществляется ныне в условиях активнейшей социальной коммуникации, частью которой вынужденно становится и научная коммуникация. В связи с этим приходится учитывать сочетание информирования и развлекательности в функционировании социальной коммуникации [5, с. 57], а в качестве одного из результатов всегда учитывать формирование общественного мнения как важного регулятора поведения индивидов и групп [5, с. 58].
Наука и как специализированная деятельность с особой функцией получения нового знания, и как социальный институт, организующий эту деятельность или даже как образ жизни людей, посвятивших себя исследованиям, всегда вовлечена во взаимодействие с окружающей социальной средой. Влияние науки на жизнь общества и влияние социального авторитета науки взаимосвязаны. Это создает «социальный заказ» для популяризаторов науки в условиях нарастания информационного потока и влияния вненаучных форм знания. Чем более значимыми в технологическом и социальном плане становятся результаты научной деятельности, тем важнее авторитет и социальное признание науки. Добиться этого без популяризации науки невозможно.
Библиографическая ссылка
Орлова Т.Э., Терентьева И.Н. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУКИ – АКТУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-7. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19068 (дата обращения: 26.12.2024).