Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Огнёв А.А. 1
1 Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского Государственного Университета, Ишим
Данная статья организационно-методические основы формирования навыков самоконтроля на занятиях по физической культуре у учащихся старших классов. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности самоконтроля за физическим состоянием учащихся, что означает наиболее рациональное использование имеющихся средств и методов, в связи с состоянием здоровья детей, увеличением нагрузки на организм школьников. Формирование навыков самоконтроля играют важную роль в процессе физического воспитания детей на фоне реализации новых образовательных стандартов, что будет способствовать более качественному овладению учебным предметом, повышению осознанного отношения к собственному образованию и здоровью в целом.
самоконтроль
учащиеся
Организация
результаты
Физическая культура
1. Готовцев П.И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом.– Москва: Физкультура и спорт, 1984. 32 с.
2. Жданов С.И. Педагогические условия формирования у учащихся субъектной позиции оздоровительной направленности.– Челябинск: Академия, 2012. 23 с.
3. Коробейников Н.К. Физическое воспитание: учебное пособие. – Москва: Высшая школа, 2012. 384 с.
4. Коробков А.В. Физическое воспитание. – Москва: Высшая школа, 1983. 391 с.
5. Мельников B.C. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом: методические указания.– Оренбург: ГОУ ОГУ, 2013. 37 с.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности самоконтроля за физическим состоянием учащихся, что означает наиболее рациональное использование имеющихся средств и методов, в связи с состоянием здоровья детей, увеличением нагрузки на организм школьников, так как формирование навыков самоконтроля играют важную роль в процессе физического воспитания детей на фоне реализации новых образовательных стандартов, что будет способствовать более качественному овладению учебным предметом, повышению осознанного отношения к собственному образованию и здоровью в целом [1, 2].

Цель исследования: подобрать наиболее эффективные методики самоконтроля за физическим состоянием обучающихся старших классов.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре обучающихся старших классов.

Предметом обучения физической культуры в средней школе является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности [5]. Достижение поставленной цели учебного предмета ориентировано на:

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения [3].

Содержание курса для формирования самоконтроля:

- самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки);

- самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол [4].

Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений вовремя и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях [5].

Таким образом, использование разнообразных приемов на уроках физической культуры будет способствовать формированию навыков самоконтроля. К тому же для более полной активизации процесса самоконтроля мы разработали индивидуальный журнал контроля уровня развития физических качеств, общего физического развития и самочувствия на каждом занятии физической культурой.


Библиографическая ссылка

Огнёв А.А. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20618 (дата обращения: 28.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674