Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РОБОТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА СОТРУДНИКОВ

Соколова В.О. 1 Сажнева Л.П. 1
1 НИУ ИТМО
При работе с любым программным обеспечением есть ряд процессов, которые не требуют серьезных знаний или навыков, однако на их выполнение тратиться дорогостоящее время специалистов-сотрудников компании. Автоматизация таких процессов принесет бизнесу ощутимую пользу, экономя время сотрудников, освободив их от рутинных механических операций. Это, в свою очередь, приводит к снижению издержек, повышению качества и скорости выполнения задач, сокращению рисков, связанных с человеческим фактором, приводит к увеличению производительности труда, а, следовательно, повышает прибыль компании. При этом происходит и перераспределение человеческих ресурсов: сотрудники могут заниматься более важными задачами, такими как принятие управленческих решений, развитие, контроль качества, масштабирование бизнеса и т.п. В статье рассматривается вопрос об использовании цифрового сотрудника для работы с программным обеспечением компании. Цифровой сотрудник - это программа-робот, выполняющая тривиальные и повторяющиеся операции за человека. Роботизация бизнес-процесса реализуется на базе технологии Robotic Process Automation (RPA), ведущими поставщиками которого являются компании UiPath, Automation Anywhere и Blue Prism. В статье рассматриваются возможности создания программных роботов и анализируется эффективность от внедрения. .
технология rpa
роботизация бизнес-процессов
цифровой сотрудник
снижение трудозатрат
лидеры поставки rpa
1. Борисова И.А., Сажнева Л.П. Перспективы и направления развития продукции информационно-коммуникационных систем: Экономика и предпринимательство, 2017. 1169-1172 с.
2. Enterprise Architecture Benefits: Perceptions from Literature and Practice. [Электронный ресурс]. URL: https://jyx.jyu.fi/dspace/bitstream/handle/123456789/41370/Article_EA_Benefits.pdf?sequence=1 (дата обращения 12.11.2020).
3. NFP. Топ 10 вызовов при внедрении роботизированной автоматизации процессов / Статья британского издания Finextra о трудностях внедрения RPA и путях их преодоления. [Электронный ресурс]. URL: https://nfp2b.ru/2018/05/29/rpa_article-2 (дата обращения 15.11.2020).
4. Руководство по роботу UiPath. [Электронный ресурс].: URL: //robot.uipath.com/lang-ru (Дата обращения: 10.11.2020).
5. Сайт компании Accenture. [Электронный ресурс].: URL: https://www.accenture.com/ru (Дата обращения: 12.11.2020).

В настоящее время большинство компаний для увеличения производительности труда и уменьшения затрат на производство продукции, оказания услуг используют программное обеспечение, от которого во многом зависит эффективность предпринимательства в целом. В процессе работы с программами, внедренными в компании, сотрудники часто решают повторяющиеся задачи, не требующие аналитики, например, формирование банковских выписок, загрузка информации со сторонних сайтов, рассылка уведомлений клиентам. Такие задачи могут занимать до половины рабочего времени сотрудника.

В целях устранения потерь рабочего времени необходимо внедрение роботизированной автоматизации процессов, позволяющей высвободить персонал компании для выполнения более квалифицированной работы. При этом количество производственных ошибок, связанных с человеческим фактором, существенно снизится [1]. Целью исследования является определение процессов, которые возможно автоматизировать и оценка эффективности внедрения.

Роботизированная автоматизация процессов (RPA) – представляет собой программное решение, которое посредством программных роботов автоматизирует бизнес-процессы, выполняемые работниками на компьютерах, для решения производственных задач, основанных на алгоритмах. Внедренная RPA-технология может стать полноценным высокопроизводительным сотрудником, который обучен выполнять определенные функции точно так же, как и человек, только без ошибок и быстрее.

Согласно RPA разрабатывается автоматическое выполнение действий посредством наблюдения за выполнением производственного процесса в пользовательском интерфейсе приложения. Основная классификация RPA-технологии происходит на основе контроля от человека при запуске робота [2]. Независимые роботы могут начинать свою работу в конкретно заданное время или при наступлении определенных событий, для решения внутренних задач компании, повышения производительности труда персонала. В то время как зависимые от человека роботы нуждаются в запуске и широко используются в подразделениях, взаимодействующих с контрагентами.

Основным преимуществом RPA-технологии является достаточно быстрое внедрение, так как нет необходимости изменять существующую ИТ-инфраструктуру. RPA при этом разворачивается над информационной системы, что позволяет избежать рисков и дополнительных затрат для компаний, имеющих не самые современные информационно-коммуникационные системы, изменение которых требует больших вложений.

С помощью RPA можно автоматизировать несколько бизнес-процессов, но экономический результат от внедрения, на наш взгляд, может быть получен после роботизации первого процесса. Чтобы оценить эффективность внедрения RPA-технологии необходимо в соответствии с такими свойствами робота как:

- робот может функционировать в любое время суток без выходных;

- производительность робота в несколько раз выше человеческой;

- у робота отсутствует вероятность каких-либо ошибок;

- робот осуществляет логирование всех своих действий, которые можно проследить в условиях неопределенной ситуации.

В настоящее время лидерами поставки программного обеспечения RPA являются компании UiPath, Automation Anywhere и Blue Prism. Каждая из указанных компаний предоставляет особенные сервисы. Так, компания Blue Prism делает ставку на совмещение технологии RPA и искусственного интеллекта.

Automation Anywhere специализируется на автоматизации производственного процесса с участием человека. При этом их алгоритмы данной технологии существенно увеличивают скорость работы роботов. Компания UiPath выпускает программное решение для автоматизации с участием человека и без него, что помогает компании занимать уникальное положение на рынке и привлекать максимально возможное количество клиентов [3].

Логика деятельности робота можно представить иллюстративно. Описывается. Элементами иллюстраций (рисунка) являются этапы, соединенные последовательно. Каждый из этапов имеет свою особенность и выполняют свою роль. В таблице 1 представлено описание отдельных этапов деятельности роботов и их обозначение [4].

Таблица 1. Описание и обозначение этапов работы робота

Обозначение этапов

Описание этапов

Этап чтения данных из программы, с которой функционирует робот

Этап для взаимодействия с элементами программы (кнопка, панель и др)

Этап, обозначающий ссылку на страницу

Этап для логических выражений

Этап вычисления выражений

Этап, обозначающий переменную

Этап, обозначающий множественное вычисление

Продолжение таблицы 1.

1

2

Этап, обозначающий коллекцию

Этап, реализующий обход коллекции в цикле

Этап записи данных в поля программы, с которой работает робот

Использование технологии RPA дает компаниям возможность снизить трудозатраты. Например, в банке Deloitte LP с помощью RPA автоматизировали процедуру работы с претензиями клиентов. Роботы обрабатывают в Deloitte около 1,5 млн. запросов каждый год. По оценкам компании, вместо роботов пришлось бы взять в штат более 200 сотрудников на полную ставку, внедрение же программных роботов обошлось на 30% дешевле.

Важно отметить и то, что в процессе автоматизации типовых задач высвобождаются ресурсы на более интеллектуальную деятельность. По прогнозу компании Gartner к 2023 году благодаря автоматизации и искусственному интеллекту, штат общих центров обслуживания (shared service center) в организациях уменьшится на 65%, а объем рынка средств RPA достигнет миллиарда долларов CША. К этому же времени программные системы RPA начнут использовать в 40% крупных компаний, тогда как сейчас аналогичный показатель использования составляет менее 10% [5].

Таким образом, RPA, представляя собой новую и перспективную технологию, позволяет кардинально изменить подход к исполнению повторяемых производственных процессов, связанных с ручным вводом и обработкой данных и созданием программных роботов.


Библиографическая ссылка

Соколова В.О., Сажнева Л.П. РОБОТИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА СОТРУДНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20441 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674