Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Амрахова Г.А. 1
1 Национальная Академия Наук Азербайджана им. Ю.Г. Мамедалиева Институт Нефтехимических Процессов
Внеклассное мероприятие проводится среди учащихся 7-9 классов в форме химического вечера, стенных газет, интеллектуально-творческой игры, чтобы мотивировать школьников к изучению химии и дает возможность расширять круг студентов, интересующихся химией, помогают укрепить их знания в этой области и стимулируют развитие творческих наклонностей и талантов юных химиков. Тематика химических вечеров может быть разнообразной. Классификация химических вечеров должна основываться на общих и конкретных задачах преподавания и обучения. На практике отмечаются следующие типы вечеров: 1. Вечера с политехнической программой. 2. Вечера, посвященные истории химической науки и техники. 3. Юбилейные вечера. 4. Веселые вечера химии. 5. Вечера, посвященные Азербайджанским ученым. Например, можно осуществить вечер, в котором показывают презентацию посвящнную известным азербайджанским ученым, таким как Мехсюнбею Маммедбей оглы Ханларову, Садыку Джавад оглы Гусейнову, Юсифу Мамедалиеву. Одним из видов внеклассного мероприятия является стенная газета, оформление которой должна быть информационно–насыщенной и красочной. Стенгазета обогащается схемами, таблицами, диаграммами, формулами; фотографиями, в котором содержится приобретенные новые химические опыты, научные сотрудники и под конец стенгазету можно разнообразить добавлением стихов, цитат сочиненными школьниками. В результате стенгазета становится разнообразной, интересной, документальной. Следовательно, внеклассная деятельность является одной из форм организации предмета химии, это помогает школьникам углубить знания, полученные на уроках и эффективно проводить свое время после школы.
приборы
внеурочная работа
химический вечер
азербайджанские ученые
химические реакции
творческие способности
1. Kосмодемьянская С.С., Гильманшина С.И. Методика обучения химии. Kазан, 2011, 136 c.
2. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней щколе. М., 2000, 336 c.
3. Неорганическая химия. Рабочая тетрадь. Баку: Нурлар, XXI-ГОД, 2004, 200 с.
4. Алиев Р.Ю., Азизов А.Т. Методика обучения химии, часть II, Баку, 2006, 293 с.
5.https://kopilkaurokov.ru/himiya/meropriyatia/vnieklassnaia-rabota-po-khimii-mietodichieskiie-riekomiendatsii.
6. https://azerhistory.com/?p=28987.

По закону Азербайджанской Республики «Об образовании», который был принят в 2009 году перед общеобразовательными школами стоит очень важная задача, например обеспечить учащихся теоретическими и практическими знаниями, формирование научного мировоззрения школьников; очень важно многое и нужное знать, качественно и быстро работать, но по мере вхождения в информационное общество, бывает необходимо и творческие способности, ценность которого возрастает изо дня в день [1]. При таких обстановках воспитательные и обучающие шансы предмета химии увеличиваются.

Несмотря на то что в последнее время среди учащихся возрастает интерес к химии, им очень интересно работать в лаборатории с реагентами, приборами, но к сожалению в расписании школьной программы, где число часов, отведенных на урок по химии, сокращено до минимума, по этой причине определить потенциальные возможности учащего, его знания, учителю не по силу. В такой ситуации для оценки самостоятельной работы, для повышения интереса и знаний по химии студента, для определения уровня подготовленности учащихся, их возрастных особенностей, возможностей школы, социальных проблем школы, преподаватель обязательно должен провести внеклассную работу по химии.

В школе внеурочную работу нужно построить по доброй воле учеников. Поэтому учителю необходимо мотивировать школьников к предмету химии, проявить интерес к предмету химии, например нужно показать маленькие безопасные опыты, различные приборы и т.д.

Внеклассная работа предоставляет большие возможности для пробуждения интереса школьников к предмету химии, является дополнением учебной работы и бывает полезной преподавателям на уроках химии. При выборе содержания материала и внеклассной работы обязательно учитыватся возрастные особенности школьников. Благодаря внеурочной системе развивается самостоятельность, творческая активность, расширяются знания и кругозор школьников.

Методика организации и проведения определенных внеклассных занятий можно представить следующим образом:

1) Стенные газеты. Для привлечения внимания школьников стенная газета должна быть информационно – насыщенной и красочной. В стенгазете имеет особое место и текстовое содержание, и художественное оформление, потому что из-за неудачного оформления интересные и полезные материалы могут быть незамеченными. Но в некоторых средних школах выходят очень скучные стенгазеты, которые не вызывают к себе интереса, и причем они выходят редко и эти выпуски длительное время не меняются.

Как случается выпуск газеты:

- Выпуском газеты в школе занимаются специальная команда. В состав которой входят те, которые заинтересованы химией, кто увлекается журналистикой, в том числе фотографы, художники. В школе обязательно надо создавать минимум – двух редколлегий, где одна из них пока занимается выпуском газеты, другая в это время – готовит материал к новому выпуску и т.д. Целесообразна, когда в состав редколлегии есть школьники не одного, а нескольких классов. Сначала определяется разделы выпуска, план или макет газеты, потом осуществляется его выпуск.

- Эскизы оформления газеты обязательно проверяются и подтверждаются всеми участниками редакционной коллегии, где проверяется грамотность публикуемого материала;

- Заметки обязательно должны быть понятными конкретными, аккуратными, краткими. Они должны иметь свое научное оформление, подчеркивающее суть, значение и содержание публикуемого;

- Текст стенгазеты необходимо писать грамотным языком, с учётом размера шрифта, составляемого материала [2].

В ходе работы учительница обязана помочь учащимся, т.е. дать им направление. А ученики в свою очередь должны собрать нужные материалы. Например краткая информация о докладах, рефератах, экспериментальных работах и т.д. Для лучшего оформления стенгазеты, можно добавить схемы, таблицы, диаграммы, формулы, системы; фотографии с содержанием приобретенных новых химических опытов, научных сотрудников.

Благодаря всему этому стенгазета становится разнообразной, интересной, документальной. Желательно под конец стенгазету разнообразить добавлением стихов, цитат сочиненными школьниками.

В школьной стенгазете разделы придумывают школьники, например:

  1. «Химия в Азербайджане…»
  2. «Интересные эксперименты по химии»
  3. «Интересные и полезные советы»
  4. «Подумай и реши»
  5. «Гимн химиков»
  6. «Веселые случаи на уроках химии» и т.д.

В VIII – ом классе в нашей школе вышла стенгазета, где было опубликовано, одно из природных богатств нашей Родины, который называют у нас черным золотом – нефть. На этой газете разноцветными красками про состав нефти было написано, юные химики нашей школы сочинили маленькие, но вполне интересные стишки.

Юными биологами нашей школы было оформлено стенгазета про белое золото. В Азербайджане белым золотом называют хлопка, который является одним из природных богатств Азербайджанской Республики. В этой газете было фотографии, где наши дорогие матери и отцы собирают хлопок. Раньше люди сами своими драгоценными руками, общаясь между собой, рассказывая друг другу интересные истории, собирали это белое золото. Но в настоящее время есть специальная машина, которая занимается сбором хлопка.

2) В некоторых школах есть радиоузел, с помощью чего можно выпустить научную химическую радиогазету. Правило выпуска радиогазеты те же, например: краткость, актуальность, научность и грамотность, максимальное участие учащихся в подготовке материалов радиогазеты.

Для передачи приобретенного опыта следующему поколению и как иллюстрированный учебный материал к летописи химического педагогического коллектива, надо несколько лет хранить все материалы стенгазет, даже те, которые не вошли в выпуск [3].

3) Химический вечер. Тематика вечера бывает разнообразной, потому что вечера посвящаются отдельным темам учебного курса предмета химии, истории химии, техники и т.д. Организация внеурочной работы требует тщательной подготовки, во–первых надо определить цель работы, конкретизировать тему; во-вторых сформулировать пригласительные карточки, награждать призами, грамотами самых отличающихся; в – третьих распределить порядок работы между участниками и т.д. [4].

В химических вечерах проводят опыты, с воспламеняющими реагентами, щелочами, кислотами, взрывчатыми веществами, соблюдая регламент по технике безопасности [5].

В настоящее время химия в Азербайджане начинается с седьмого класса, а в мое время оно начиналась с восьмого класса. В нашей школе часто проводились вечера посвященные известным азербайджанским ученым, таким как Мехсюнбей Маммедбей оглы Ханларову, (первый азербайджанский доктор наук), Садык Джавад оглы Гусейнов (Именно он в высших и средних школах нашей Республики прочитал первые лекции по химии, написал на азербайджанском химическую терминологию и первые учебники по химии.)

В 9 – ом классе мы со своими одноклассниками проводили химический вечер, которую посвятили академику АН Азербайджанской ССР, доктору химических наук Юсифу Гейдар оглы Мамедалиеву, который до сих пор считается гением прошедшей эпохи, “королем алкилирования”.

На этом вечере было высказано про научные работы академика, например про работ, которые связаны с обработкой нефти. Юсиф Мамедалиев - основоположник нефтехимии в нашей Стране. Им было предложено разные методы бромирования и хлорирования углеводородов в присутствии катализаторов. Указал новые пути получения метилхлорида, тетрахлоруглерода, метиленхлорида.

Юсиф Мамедалиев - первый ученый, который проводил исследования в области хлорирования газов и хлорирования ароматических углеводородов, в итоге достиг нужных результатов. Маммедалиевым были предоставлены методы использования галоидстиролов, галоидбензолов. В эти годы ученый выступил с просторным докладом на V Всемирном нефтяном конгрессе, который проходил в Италии.

В те годы Мамедалиев являлся одним из авторитетных ученых в мире. в 1960 году в Париже провели Второй Международный конгресс, где председателем секции был он.

На этом конгрессе академик выступил с большими докладами, на тему галоидирования. Свое выступление он начал о том, что реакция галогенирования на протяжении ряда веков сопровождалась взрывом, «тайну» реакций была раскрыта азербайджанскими учеными, которым удалось полностью предотвратить образования взрыва. Им было подчеркнуто, что именно азербайджанскими учеными было применено новые методы реакции, в результате чего найдены необходимые вещества. Работы химика в свое время была оценена французскими учеными химиками и было присвоено ему почетная медаль Французского химического общества [6].

Научно – исследовательская работа-это очень нелегкая и ответственная работа, которая требует большого терпения, внимательности, умения делать эксперимент, нужны достаточно значительного количества знаний, уметь самостоятельно и безопасно  работать в лаборатории, уметь работать книгой, научными журналами. Следовательно, это занятие рекомендуется поручать немного опытным представителям школьных химических секций. Например, в школе научно – исследовательской работой вместо лаборантов могут работать более опытные учащиеся.

При наличии нескольких вечеров в учебном заведении, работающих в разных направлениях науки по химии, целесообразно соединить их в научное общественность для согласованности внеурочной работы. Такая группа вырабатывает свою эмблему, регламент, готовит значки. В научном обществе существует свой план внеурочной работы, куда обязательно включаются дела, которые соединяют и формируют все эти кружки. Это помогает совместному организацию химических научных исследований, аппаратов комнаты, подготовка к секции, публикация газет и журналов и т.п. Эти проблемы нужно обсуждать и утвердить на собрании научного объединения.

Таким образом, внеклассные занятия являются одной из вспомогательных форм организации предмета химии, благодаря занятиям школьники эффективно проводят свое время после школы, а также развиваются их творческие способности, логическое мышление, усвоение материалов химических программ, приобретение и демонстрация самостоятельных работ, навыков, готовит учащихся стать организаторами и руководителями научно-практической деятельности.


Библиографическая ссылка

Амрахова Г.А. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20311 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674