Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕТОДЫ КОМАНДОФОРОМИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Саленко А.К. 1 Тигиева И.К. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Процесс обучения во всех образовательных учреждениях происходит в классах, группах, коллективах. Педагогу будет намного легче организовать эффективную работу в процессе образования, если в детском коллективе выстроены доверительные и дружеские отношения. Даже если дети вместе проводят время на занятиях, это совсем не значит, что коллектив является командой. Такие доктора психологических наук, как Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев и Е.Н. Павлова характеризуют команду как группу людей, которые взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга в ходе достижения общих результатов, используют особую форму организации совместной деятельности. По М. Бронштейну команда определяется, как организованная группа людей, с развитыми коммуникативными качествами, целью которой является совместное решение общей задачи с полной ответственностью каждого ее участника за конечный результат работы всей группы. Большую роль в развитии индивида играют его взаимоотношения со сверстниками. Именно в процессе группового взаимодействия создаются условия для успешной самореализации, обучению коммуникации.
команда
группа
коллектив
метод
образовательное учреждение
1. Алиева А.Х., Бокова Э.Р., Конощук Т.М. Принципы и приёмы командообразования в начальной школе по ФГОС // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации, 2018. С. 53-55.
2. [Электронный ресурс] URL: https://tiei.ru/wp-content/uploads/Igryi-na-komandoobrazovanie.pdf
3. Фопель Клаус Создание команды. Психологические игры и упражнения / Перевод с немецкого – М.: Генезис, 2003. – 400с.
4. Арина Богдзевич, Оксана Иванова, Айгуль Назина, Максим Степанов Тренер – группа – семинар: другой путь образования молодежи // Издано по инициативе коллегии им. Теодора Хойсса фонда имени Роберта Боша и объединения MitOst и АНО «Институт гражданской активности», 2009. – 139с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006 – 608 С.
6. Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Е. Н. Павлова. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 320 c.

Процесс обучения во всех образовательных учреждениях происходит в классах, группах, коллективах. Педагогу будет намного легче организовать эффективную работу в процессе образования, если в детском коллективе выстроены доверительные и дружеские отношения. Даже если дети вместе проводят время на занятиях, это совсем не значит, что коллектив является командой.

Такие доктора психологических наук, как Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев и Е.Н. Павлова характеризуют команду как группу людей, которые взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга в ходе достижения общих результатов, используют особую форму организации совместной деятельности.

По М. Бронштейну команда определяется, как организованная группа людей, с развитыми коммуникативными качествами, целью которой является совместное решение общей задачи с полной ответственностью каждого ее участника за конечный результат работы всей группы.

Таким образом, проанализировав несколько определений понятия «команда», можно выделить критерии, которые выделяют команду из других групп:

  • наличие одной цели, то есть все члены команды объединены одной целью;
  • стремление достичь общую цель, это значит, что все участники команды обладают личным стремлением в достижении общей цели;
  • коммуникации, то есть информация передается, между участниками команды, без затруднений;
  • общие правила – внутри команды существуют ценности и правила, которые разделяют и принимают все участники команды;
  • единый лидер, то есть в команде есть один лидер, которого признает вся команда;
  • ответственность за результат. Все участники команды ощущают собственную ответственность за общий результат.

Поэтому крайне важно проводить диагностику коллектива на взаимоотношения и при необходимости при помощи различных методов и технологий командоформирования сплотить детский коллектив.

Большую роль в развитии индивида играют его взаимоотношения со сверстниками. Именно в процессе группового взаимодействия создаются условия для успешной самореализации, обучению коммуникации.

С точки зрения воспитательного влияния на личность А.С.Макаренко выделял три основных этапа развития группы, а именно:

  1. Дети пассивны, нет распределения обязанностей, нет сплочения и дружеских связей;
  2. В группе складывается определенная структура, появляются ответственные лица, появляется общественное мнение;
  3. Возникает детский орган самоуправления, группа становится самостоятельной.

Поэтому развитие детского коллектива как команды – это не прямолинейный процесс от низшего к высшему, а более сложная структура.

Зачем нужно проводить упражнения по командообразованию в образовательном учреждении? Одним из главных источников социализации человека является школа. В современном мире дети с 6-7 летнего возраста большую часть времени проводят именно в школе. Очень важно замотивировать детей к учёбе и познанию на этапе обучения в школе. Так как положительный настрой младшего школьника на учебный процесс в значительной степени зависит от отношения к нему одноклассников, распространение положительного и отрицательного мнения – от степени формирования коммуникативных связей внутри детского коллектива [1, с. 53]. Здесь важную роль играет учитель, целью которого должно стать создание необходимых условий для повышения учебной мотивации и помощи ученикам в поиске своего места в классе. Именно поэтому нужно создавать желающий учиться коллектив с применением методов командообразования.

Подбирать методы по командоформированию необходимо с учётом возраста детей и их психологических особенностей и специфик. Поэтому мы решили выделить такие категории, как: дети младшего школьного возраста, дети средней школы, дети старшей школы: подростки и юноши.

Далее в таблице мы предлагаем варианты методов образования команды для детей, учитывая их возраст.

Таблица 1. Методы командоформирования для обучающихся в образовательном учреждении

Категория детей по возрасту

Метод (игра/упражнение)

Описание

Дети младшего школьного возраста

«Кочки на болоте» (целью упражнения является повышение сплочённости класса)

Учитель предусмотрительно распечатывает карточки, на которых записаны пословицы (каждая отдельная карточка содержит только одно слово). На весь класс нужно распечатать 4-5 пословиц. Затем делит класс на группы по количеству пословиц. На полу раскладываются чистые листы А4 - кочки (опора, на пол наступать во время игры нельзя). Задача ребят – поменяться местами таким образом, чтобы слова в пословицах встали на свои места. Незначительный физический контакт во время выполнения этого упражнения позволяет уменьшить дистанцию между одноклассниками, формировать навыки выработки стратегии работы в команде. После выполнения можно совместно решить, чья стратегия достижения цели оказалась наиболее успешной.

 

Дети среднего школьного возраста

«Дом» (целью упражнения является осознание своей роли в группе, стиля поведения)

Продолжительность – около 15 минут. Ресурсы: карточки с изображением животных. Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой». В чем заключается психологический смысл упражнения? Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению. Обсуждение можно начать и продолжить такими вопросами: «Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль?».

Дети старшего школьного возраста (подростки)

«Конь» (цель данного упражнения является сплочение группы)

 

Команды получают одинаковое количество бумаги, ножницы, скотч, маркер и скрепки. За 15-20 минут они должны сделать коня. Конь должен быть устойчивым и быть не ниже одного метра. Участники представляют коней, дают им имя, могут сделать круг почета. Конь может иметь и всадника.

Дети старшего школьного возраста

(юноши)

«Яйцо летит» (целью игры является повышение осознания важности командной работы)

 

Участники делятся на две команды. Каждой команде выдают по одинаковому набору: одно яйцо, один лист бумаги А4, один надувной шарик, ножницы, скотч, кусок тонкой веревки или ленточки. Задача команд – за 15 минут так защитить яйцо, чтобы оно не разбилось при броске его на высоту два метра. Выигрывает та команда, яйцо которой останется целым.

 

Такие упражнения или игры следует применять безусловно во внеурочное время, а именно на классных часах. Стоит отметить, что можно придумать свои «фишки», которые можно использовать каждый день, к примеру, особое приветствие. Также вводить традиции класса, создавать свой уголок с индикатором настроения и пожеланиями и т.д.

Таким образом, командообразование играет важную роль в образовательном процессе, так как формирует положительную атмосферу внутри коллектива, сплачивает детей и помогает им понять свою идентичность в классе.


Библиографическая ссылка

Саленко А.К., Тигиева И.К. МЕТОДЫ КОМАНДОФОРОМИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20309 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674