Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СКАЗКОТЕРАПИЯ – СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ, ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ

Репницын Г.М. 1 Ерыкалова С.П. 1
1 ФГБОУ ВО "Северный государственный медицинский университет"
В статье представлен обзор современной литературы по вопросам применения сказкотерапии как метода психологического воздействия. В современном мире в силу различных негативных факторов, которые наносят ущерб психическому здоровью человека, значительная доля населения мира имеет различные нарушения психического здоровья. Существует необходимость профилактики и выявления нарушений психического здоровья на ранних этапах расстройства психики путем совершенствования методов психологии и психотерапии. Одним из современных методов, который пока еще мало используется, является метод сказкотерапии. В статье рассмотрен спектр практического применения сказкотерапии для развития творческих способностей, социализации, воспитания детей, формирования лексики и культуры, а также повышения «нравственного иммунитета». В психологии и психотерапии применяется для коррекции различных форм девиантного поведения поведения, тревоги, страхов, в качестве терапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, заикания, а также для проведения логоритмики после кохлеарной имплантации. Это достаточно эффективный и в тоже время относительно безопасный метод, применимый в педагогике, психологии и психотерапии. Тем не менее, польза от сказкотерапии будет выше при сочетании с известным классическим лечением, а также с учетом индивидуальных особенностей личности.
сказкотерапия
психическое здоровье
психотерапия
девиантное поведение
реабилитация
1. Психическое здоровье: информ. бюл. ВОЗ от 30 марта 2018 года. URL: http://www.who.int/ru/news-room/factsheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (дата обращения 20.09.2020).
2. Воробьева О.И., Пранав К. Позитивная психотерапия // Вестник «Биомедицина и социология». 2019. Т. 4. № 1. С. 97-100.
3. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с.
4. Корнеева Т.П. Сказкотерапия как метод диагностики и психотерапии. Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2016. № 1 (7). С. 144-148.
5. Ким В.А., Зуйкова А.А., Сафронов А.И., Шакула А.В. Медико-психологические особенности применения методов психотерапевтической коррекции в процессе реабилитации наркозависимых лиц (на примере сказкотерапии) // Вестник восстановительной медицины. 2018. № 6 (88). С. 96-99.
6. Белозерова А. А. Социальная реабилитация подростков девиантного поведения средствами сказкотерапии //Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее. – 2018. – С. 34-38.
7. Култышева О.М., Кулашкина Р.А. Сказкотерапия в работе с взрослыми (на материале "Сказок для детей изрядного возраста" М.Е. Салтыкова-Щедрина и "Сказочек не совсем для детей" Л.Н. Андреева) // Нижневартовский филологический вестник. 2017. № 2. С. 41-46.
8. Салимова А.Ш. Сказкотерапия и ее функции // Вестник науки. 2019. Т. 3. № 2 (11). С. 34-37.
9. Халезова Н.Б., Исаева Е.Р., Киссин М.Я. Психотерапия в клинической практике. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2010. - 45 с.
10. Фролова Я.В. Использование приёмов сказкотерапии на уроках родной литературы как средства развития творческих способностей и личностных качеств учащихся // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2020. № 2 (30). С. 29-31.
11. Любушкина Л.А., Павлов А.Ф. Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей // Сборник XXVIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 829-832.
12. Бойко О.В. Сказка как основа для формирования нравственного иммунитета личности ребенка // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития, 2017. С. 898-902.
13. Виневская А.В., Буршит И.Е. Использование сказкотерапии в работе с родителями // In Situ. 2016. № 8. С. 25-28.
14. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. — 118 с.
15. Пустовойтова О.В., Шепилова Н.А., Чернобровкин В.А. Сказкотерапия как средство профилактики агрессии у детей старшего дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4-2. С. 317-321.
16. Тиханович А.С. Модель профилактики наркозависимости детей младшего школьного возраста средством сказкотерапии // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 5-4 (13). С. 112-115.
17. Щанникова, Е. А. Развитие самосознания подростков с отклоняющимся поведением средствами сказкотерапии // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 1 (42). – С. 67–74
18. Иванкова Н.В., Захлебаева В.В., Садуева Ш.Ж. Использование сказкотерапии в работе с гиперактивными детьми // Наука и реальность. 2020. № 2. С. 58-60.
19. Миткевич В.А., Харькова О.А., Соловьев А.Г., Парняков А.В. Оценка эффективности применения сказкотерапии у детей с заиканием // Практическая медицина. 2019. Т. 17. № 3. С. 100-103.
20. Султанова Г.М., Смакова А.С., Истакеева А.А. Использование сказкотерапии на занятиях логоритмики с детьми после кохлеарной имплантации // Kazakh Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2019. № 3 (28). С. 80.

В современном мире в силу различных негативных факторов, которые наносят ущерб психическому здоровью человека, значительная доля населения мира имеет различные нарушения психического здоровья (ПЗ), что обусловливает необходимость профилактики и  выявление нарушений ПЗ на ранних стадиях [1].  В психологии и психотерапии известны множество интересных подходов к лечению  и профилактике  психосоматических проявлений. В Северном государственном медицинском университете  выступали с лекциями  специалисты по позитивной психотерапии [2]. Данный подход имеет  свои преимущества, т.к. не оказывает  негативного воздействия. Такая трактовка профилактики и лечения в психологии дает возможность рассматривать спектр наиболее мягких и интересных методов лечения.

Нами рассмотрен одни из перспективных, на наш взгляд, методов в психотерапии -  сказкотерапия. Цель работы – оценить спектр применения сказкотерапии как метода профилактики и лечения психических нарушений.

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапию  нельзя квалифицироать просто как метод, т.к. это «совокупность достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур» [3]. Основной терапевтической силой сказки, как считает Корнеева Т.П.,  является наличие в ней метафоры.  Она указывает: «Механизм действия» сказкотерапии заключается в воздействии на уровни психики человека (неосознаваемый, осознаваемый, поведенческий), что позволяет обозначить переживания человека и  в дальнейшем, за счет обеспечения оптимальных условий найти пути решения данных проблем [4,5]. Сказкотерапия – один из наиболее безопасных методов, что значительно расширяет границы ее применения. Метод может использоваться в целях развития детей и профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи [6, 7, 8]. 

Существует несколько подходов к классификации этого метода работы. Во-первых, по количеству людей, участвующих в сказкотерапии,  можно выделить как индивидуальную, так и  групповую.  Во-вторых, по способу осуществления в методике представлено  4 группы: сочинение новой сказки (разновидность способа – изменение концовки сказки);  обсуждение уже существующей сказки; инсценирование сказки; связанная со сказкой творческая терапия. В третьих, возможна  классификация по возрасту участников. Данное разделение обусловлено тем, что для каждого возраста характерен собственный перечень проблем, которые необходимо решать различными подходами. [4].

Несмотря на востребованность данного метода, его нельзя применять при острых психотических состояниях, высоком риске развития судорожного синдрома, значительных поражениях головного мозга, декомпенсации соматической патологии [9].

Сказкотерапия в педагогической практике может применяться для всех детей, но с учетом противопоказаний. Она способствует развитию творческих способностей, социализации, воспитанию детей, формированию лексики, формированию культуры [8]. Одним из примеров применения сказкотерапии в педагогических целях может послужить её использование на уроках чтения и литературы. В результате  улучшается поведение детей и развивается их тяга к прекрасному. Сказкотерапия, проводимая путём индивидуального или группового сочинения сказки, вносит весомый вклад в развитие креативности [10]. Сказка есть способ ухода от обыденности в жизни с помощью воображения, причем для ребёнка более важным является непосредственно процесс фантазирования, чем его результат [11]. Стоит отметить, что сказкотерапия способствует формированию так называемого «нравственного иммунитета», который осуществляет проверку всей информации, которая поступает в сознание человека. Только полезная и позитивная информация проходит «цензуру» и встраивается в систему ценностей и мировоззрение. При этом важно, чтобы не только педагоги и воспитатели, но и родители рассказывали сказки, сочиняли их вместе с ребёнком, помогали переместить положительную информацию в реальную жизнь для воспитания «нравственного иммунитета» [12]. Прорабатывая некоторые жизненные ситуации путём перевода их на «язык сказки», ребенок в будущем, сможет разобраться и принять правильные решения, устранив проблемы [11].

Сказкотерапия также используется для терапии и профилактики различных форм девиантного поведения (агрессия, употребление алкоголя, наркомании и др.), тревоги, фобий, неуверенности в себе и других нарушениях ПЗ [6, 7, 8]. 

По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия может быть использована как метод, направленный на «детское» начало в человеке, при этом может применяться как у детей, так и у взрослых. Использование метода Сказкотерапии наиболее эффективно в детском возрасте, поэтому чаще применяется в  данной возрастной группе.  Тем не менее, сказкотерапия может быть полезна взрослым, которые имеют актуальные для себя «подростковые» проблемы, например,  неприятие себя, агрессивность, одиночество, сложность в понимании своих чувств, осмыслении своей жизни, безответственность, и др. [2], а также при различных формах зависимостей. Кроме того, если обучить родителей методически правильно работать со сказкотерапией, можно добиться хороших результатов не только в воспитании ребенка с психическими отклонениями в развитии, но и избежать эмоционально-психологических и поведенческих проблем [13].

С учётом детских психологических проблем Р. М. Ткач выделяет следующие группы сказок: сказки для детей, имеющих фобии; сказки для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); сказки для работы с агрессивными детьми; сказки для детей с расстройствами поведения с физическими проявлениями; сказки при сложностях отношений в семье (развод родителей, появление нового члена семьи и т.д.), сказки в случае потери ребенком близких людей [14].

В исследовании Пустовойтовой О.В. и ее коллег рассматривается  применение сказкотерапии у дошкольников с различными уровнями агрессивного поведения (от высокого до низкого)   показало свою эффективность. Использовались сказки «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», П. Бажова; «Цветик-семицветик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Лекарство от непослушности» К. Драгунской, и другие.  В результате были продемонстрированы улучшения в характере детей: уменьшение уровня агрессии,  внимательное отношение к себе и окружающим. При этом дети в большей степени обращали внимание на свое эмоциональное состояние, что привело к повышению социальной адаптации [15].  

Сказкотерапия может быть использована в целях профилактики употребления психоактивных веществ. Данный метод может применяться как в профилактических целях, так и для реабилитации наркозависимых больных. За счет положительного влияния сказки создается благоприятное воздействие на поведение и  моральные ценности ребенка, что  [15].

Следует выделить проблему работы коррекционных учреждений закрытого типа для малолетних правонарушителей с девиантным поведением. Коррекционная работа в данном случае направлена на исправление, то есть на подавление личности. При этом существует необходимость в наиболее полном развитии личности и осознании разрушающих факторов, препятствующих этому. Сказкотерапия очень важна в процессе духовно-нравственного воспитания и повышения самосознания,  способствует переоценке жизненных ценностей и становлению на правильный путь [17].

В случае поздней и малоэффективной терапии СДВГ происходит усиление проблем поведения и социальной дезадаптации, что требует психиатрического лечения. Сказкотерапия достаточна эффективна при работе с детьми дошкольного возраста, имеющими СДВГ. Изменение состояний активности и покоя при выполнении упражнений по мотивам сказок приводит к увеличению гибкости и подвижность нервной деятельности, движения ребенка становятся более координированными, а эмоционально-психическое и двигательное напряжение снижаются, тем самым, увеличивается способность к более длительному выполнению различных видов деятельности [18].

Групповая образно-игровая сказкотерапия показала свою эффективность при заикании у детей (возраст 7 - 13 лет). Специалистами были выявлены улучшения речевого статуса и повышение коммуникативных возможностей, нормализацией эмоционально-психологического состояния детей, что привело  к их  социальной адаптации  [19].

Сказкотерапия помогает в реабилитации детей с нарушением слуха, в частности, при проведении логоритмики после кохлеарной имплантации. Работа со сказкой (после подготовительных занятий) проходила в форме инсценировки. В результате у части детей произошло улучшение слухоречевой памяти, навыков коммуникации и других показателей, что говорит об эффективности данного коррекционного метода, о чем свидетельствует работа коллектива авторов (Султанова Г.М., Смакова А.С., Истакеева А.А.)[20].

Таким образом, исследования специалистов, применяющих метод  сказкотерапии, является весьма эффективным вкладом в практику работы и профилактику психических расстройств. Тем не менее, польза от сказкотерапии будет выше при сочетании с известным классическим лечением, а также с учетом индивидуальных особенностей личности.


Библиографическая ссылка

Репницын Г.М., Ерыкалова С.П. СКАЗКОТЕРАПИЯ – СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ, ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20297 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674