Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ НА ОБУЧЕНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ

Шурухина Г.А. 1 Фатыхова Р.Р. 1
1 Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
Статья посвящена описанию исследования, целью которого была проверка гипотезы о том, что существуют различия в проявлении мотивации на обучение у студентов первого и выпускного курсов колледжа. В исследовании принимали участие учащиеся первых курсов (30 человек) и выпускных курсов (30 человек) колледжа. В работе были использованы следующие методики: «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» М.И. Лукьяновой; «Методика диагностики учебной мотивации студентов» А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой; «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой. Метод математической статистики: непараметрический критерий Манна-Уитни.Согласно результатам эмпирического исследования, студенты выпускного курса в большей степени уверены, что обучение важно для их будущей жизни, чувствуют, что обучение важно для самосовершенствования и саморазвития, им нравится, когда их хвалят за трудолюбие и способности, в большей степени получают образование для того, чтобы быть успешным в своей профессии. Студенты первого курса в большей степени ходят на занятия с целью развлечений. Полученные результаты могут быть использованы для коррекции учебной мотивации студентов колледжа.
мотивационная сфера личности
учебная мотивация
студенты колледжа
сравнительный анализ мотивации
1. Позднякова Т.Г. Особенности мотивации учебной деятельности юношей [Текст] / Т.Г. Позднякова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 10. С. 6-10.
2. Кузнецова Т.В. Роль профессионального самоопределения в формировании учебной мотивации студентов вуза [Текст] / Т.В. Кузнецова // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2020. – Т. 2. – С. 114-119.
3. Гебос А.И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении) [Текст] / А.И. Гебос. – М.: Штиинца, 2009. – 104 с.
4. Бурыхина Ю.А. Критерии оценки степени развития учебной мотивации юношей [Текст] / Ю.А. Бурыхина // Вестник развития науки и образования. –2010. –№ 3. –С. 128-133.
5. Ахромешин А.В.Технические средства обучения как фактор мотивации студентов к учебному процессу в вузе [Текст] / А.В. Ахромешин //В сборнике: Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. –2019. –С. 22-25.

Введение. Мотивация является одним из основных элементов личности, обуславливающим особенности ее поведения и деятельности. Очевидно, что без рассмотрения вопроса влияния мотивации, невозможно в полной мере раскрыть особенности общения, деятельности и поведения человека. Мотивация обеспечивает характер направленности личности, определяя ее и управляя ею.

Развитие учебной мотивации учащихся можно охарактеризовать как одну из существенных проблем современной системы образования. Ее актуальность определена обновлением содержания образовательной программы, приоритетом задачи вырабатывания у учащихся приемов автономного получения знаний и формирования активной жизненной позиции. Несомненная значимость учебной мотивации обусловлена еще и тем, что ее отсутствие или низкий уровень приводит к снижению базовых показателей развития и воспитания выпускников всех учебных заведений.

Поскольку учебная деятельность учащихся имеет для каждого свой смысл, то выявление ее характера и в целом смысла учения в каждом определенном случае играет решающую роль в выборе педагогом мер психологического воздействия. В современном динамичном и быстро трансформирующемся мире появляется необходимость переосмысления целей образования в направлении от парадигмы усвоения ЗУНов к развитию личности учащегося как будущего активного человека. При этом развитие личности заключается в формировании и воспитании ее потребностей и мотивов.

Учебная мотивация была описана в различных теориях. Т.Г. Позднякова отмечает, что под учебной мотивацией понимают систему факторов, которые вызывают активность личности, и которые направлены на овладение навыками, умениями и знаниями[1, с. 9]. Т.В. Кузнецова рассматривала учебную мотивацию студентов вуза через призму их профессионального самоопределения [2, с. 114]. А.И. Гебос, благодаря своим исследованиям, выделил факторы, которые способствуют формированию у учащихся позитивной мотивации обучения: возможность осознать ближайшие и конечные цели обучения, определение значимости усваиваемых знаний, как теоретических так и практических, изложение учебного материала в эмоциональной форме, демонстрация со стороны педагога перспективных линий в развитии научных понятий, профессиональная направленность учебной деятельности, выбор задач, которые создают проблемные ситуации в учебной деятельности, наличие любознательности со стороны учеников, а также сформированность познавательного психологического климата в классе [3, с. 58]. Еще один компонент учебной мотивации, который выделяет Ю.А. Бурыхина, – это интерес к учению, который тесно взаимосвязан с уровнем сформированности учебной деятельности, что позволяет по его проявлению оценивать состояние других элементов мотивационной сферы, в частности целей и мотивов[4, с. 132]. А.В. Ахромешин исследовал технические средства обучения как фактор мотивации студентов к учебному процессу в вузе [5, с. 22].

Цель нашего исследования: изучение особенностей учебной мотивации у студентов первых и выпускных курсов колледжа.

В исследовании принимали участие учащиеся первых курсов (30 человек) из них 14 – девушки, 16 – юноши, и выпускных курсов (30 человек) из которых 12 – девушки и 18 – юноши, студенты Октябрьского коммунально-строительного колледжа, Республика Башкортостан.

Методы и методики исследования: тестирование с использованием следующих методик: «Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» М.И. Лукьяновой; «Методика диагностики учебной мотивации студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой; «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой, метод математической статистики: непараметрический критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования и их обсуждение. Средние значения обеих групп испытуемых по методикам отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Сравнение средних значений переменных мотивации на обучение у студентов первых(n=30) и выпускных (n=30) курсов

Шкалы

Первый курс, ср.балл

Выпускной курс, ср.балл

U-критерий Манна Уитни

P – уровень стат. значимости

«Методика изучения мотивации обучения у старшеклассников» М.И. Лукьяновой

1

Личностный смысл обучения

19.2

21.6

219

0.02

2

Способность к целеполаганию

21.24

20.28

303.5

0.87

3

Иные мотивы

20.12

18.44

267

0.38

4

Итоговый показатель мотивации

62.92

57.92

259

0.30

5

Позиционный

0.28

0.56

237

0.15

6

Учебный

3.08

2.96

299

0.80

7

Игровой

2

1.6

217.5

0.046

8

Оценочный

0.44

0.56

290.5

0.68

9

Социальный

0.08

0.24

262.5

0.34

10

Внешний

0.12

0.08

300

0.82

«Методика диагностики учебной мотивации студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина, модификация Н.Ц. Бадмаевой

11

Коммуникативные мотивы

1.84

1.76

305.5

0.90

12

Мотивы избегания

2.68

2.16

235

0.14

13

Мотивы престижа

1.92

2

305.5

0.90

14

Профессиональные мотивы

1.84

2.76

197

0.03

15

Мотивы творческой самореализации

1.68

1.76

296

0.76

16

Учебно-познавательные мотивы

1.8

1.32

262.5

0.34

17

Социальные мотивы

1.84

2

300.5

0.82

Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку»

Е.П. Ильина и Н.А. Курдюковой

18

Направленность на приобретение знаний или отметку

7.24

6.36

248

0.21

Примечание: статистически значимые различия на уровне не ниже p<0,05 выделены жирным шрифтом.

Согласно полученным результатам, выявлены значимые различия у первокурсников и выпускников по следующим шкалам:

- «личностный смысл обучения» (р=0,02), Студенты выпускного курса в большей степени уверены, что обучение важно для их будущей жизни, для самосовершенствования и саморазвития, им нравится, когда их хвалят за трудолюбие и способности, скорее всего это обусловлено завершением обучения и выходом в самостоятельную жизнь;

- «игровой мотив» (р=0,046). Студенты первого курса в большей степени ходят на занятия с целью развлечений, что, скорее всего, связано с неосознанным пониманием  своего нового статуса студента колледжа;

- «профессиональные мотивы» (р=0,03). Студенты выпускного курса в большей степени получают образование для того, чтобы быть успешным в своей профессии, что несомненно влияет на статус и материальный уровень.

Выводы или заключение. Учебная мотивация студентов выпускных курсов имеет личностную и профессиональную направленность. Учебная мотивация первокурсников, в большей степени, имеет игровые моменты, связанные с недостаточно глубоким пониманием нового уровня обучения.

По результатам эмпирического исследования разработана программа тренинга, направленного на развитие учебной мотивации у студентов первых курсов колледжей


Библиографическая ссылка

Шурухина Г.А., Фатыхова Р.Р. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ НА ОБУЧЕНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20278 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674