Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ДЕТСКУЮ ПСИХИКУ

Первушин В.В. 1 Майнгардт А.О. 1
1 ФГБОУ ВО "ОГУ имени И.С. Тургенева"
В данной статье рассматриваются механизмы влияния социума на детскую психику. В целях более подробного рассмотрения деталей этой проблемы, приведен пример непосредственного переживания ребенком такого рода влияний. Так же в обобщенной форме упоминаются некоторые нормы и правила, зачастую навязываемые окружающей человека социальной группой, которая играет огромную роль в формировании человека как личности на протяжении всей его жизни. Однако часто случается так, что социальная группа оказывает негативное влияние на формирующуюся личность. У данной проблемы существует много неприятных последствий, но ни одно из них не приводит к благоприятному исходу для человека, ставшего объектом таких манипуляций.
детская психика
влияние социума
социальные нормы и правила
1. Формула интереса. – М.: Педагогика, 1989. – 176 с.: ил. – (Познай себя: Психология – школьнику)
2. Синдром Алисы: роман / Эли Фрей. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 448 с. – (Интернет – бестселлеры Эли Фрей)
3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

Введение. Социальная жизнь и социальная адаптация человека – это всегда нелегкий и очень трудный процесс. Начнем с главного: никто не поспорит с тем, что социум – одна из важнейших составляющих в жизни человека. Именно социум оказывает непосредственное влияние как на развитие личности, так и на принятие человеком общественных норм, законов и правил.

Все трудности идут из детства, все новые и неизвестные шаги начинаются, как только ребенок переступает порог тёплого и уютного дома, где всё спокойно и хорошо. И не всегда ребенок хочет делать так, как ему велят правила жизни. Тогда – то он и сталкивается с начальными трудностями принятия, когда его яркое «Я» все еще стоит на первом месте. Сталкиваться с совершенно незнакомой ему проблемой, такой как социум, крайне неприятная процедура, но в нашем мире совершенно необходимая. Ребенок все еще не осознает, что этот этап жизни никак нельзя перескочить. И вот, наступает период социализации.

Все мы с ранних лет нуждаемся в друзьях, нуждаемся в признании, в уважении. Мы хотим, чтобы нас слушали. В случае ребенка, мы хотим, чтобы с нами играли, чтобы про нас не забывали, чтобы принимали и слышали наши желания. Если родители с ранних лет стараются дать нам все это, то с социальной группой все по-другому. Это очень болезненное осознание для малыша. И вот тогда, ребенок и сталкивается с первыми проблемами, что дают маленькие трещинки в еще не тронутой психике. Дома тебя всегда замечали, всегда хвалили. Когда же Ты приходишь в школу - учителя ругают, друзья и одноклассники смеются и почему–то не принимают. Не хотят с тобой дружить, играют с тобой в молчанку или просто стараются тебя не замечать. Вот она, суровая социализация - период, когда ребенок впервые познает такое понятие, как подстраивание себя и своего характера под других. Разберем подробнее всё вышесказанное на примере девочки Дианы (имя изменено).

Обычный день в жизни девочки Дианы. Диану пораньше с утра будит мама. Она приготовила дочери ее любимый завтрак, сделала красивую прическу и надела 2 огромных бантика. Диана была в восторге! Сегодня чувство новизны и чего-то хорошего не покидало её. Светит яркое солнце, мама гладит по голове, Диана несет в руках пышный букет белых роз. Она очень счастлива.

Сегодня первый день в школе. Что же может пойти не так?

Всё действительно идет хорошо: букет подарен, у Дианы появились новые подружки. Мама каждый день помогает с уроками. Учиться в школе Диане очень понравилось.

Но вот и первые трудности, с которыми пришлось столкнутся маленькой девочке. Зрение начало падать. Мама купила неудобные очки, которые девочке совершенно не нравятся. Мальчики стали показывать на Диану пальцем и кричать: «Крот, очкастая, четырехглазая». Но радовало то, что у Дианы были лучшие оценки в классе. Она всегда очень старалась, и учительница часто ее хвалила.

На следующий день, когда Диана захотела поиграть с подругами на перемене, её одноклассники отошли от неё, не сказав ни слова. Они начали играть с ней в молчанку. С виду, безобидная игра, но на самом деле – это жест протеста и неприязни. Диана стала замечать, что за её спиной одноклассники часто шушукаются и смеются. Она начинает чувствовать себя в классе лишней. Ей плохо одной. На глазах часто выступают слезы обиды и недопонимания. Она сидит за партой со своей одноклассницей, но по ощущениям она будто одна.

Один вечер Диана запомнит надолго. Она шла после уроков домой, а во дворе её поджидали одноклассники. Среди них были и её подружки. У девочки внутри все похолодело и не зря. Ребята стали дергать её за косички, толкать, кричать на неё, обзывать обидными словами: «Подлизой, кротом». Они кричали, что у неё кривые зубы и что из друзей у неё остались только учебники.

Прозвище: «Страшная зубрила», сильно отразится на жизненном пути маленькой девочки? Травля – дело серьезное. Не важно, какого вы возраста. Это сильно отпечатывается на психическом состоянии души. И без посторонней помощи очень сложно преодолеть все эти преграды в одиночку.

Нормы и правила выживания.

Не каждый ребенок, в силу своей эмоциональности, может принять, перенести такой напор. Имеет огромное значение, насколько хорошо общество примет малыша – настолько в дальнейшем хорошо он будет адаптирован к новым сложным условиям в жизни.

Все дети разные, самый частый случай, когда ребенок просто не справляется с давлением и уходит в себя. Часто дети, особенно творческой натуры, сильно отличаются от других. Они не желают подстраиваться, так как просто не видят в этом нужды. И вот тут начинается недопонимание со стороны сверстников: «Он странный, он не такой, не будем с ним дружить». Частый момент, когда творческие или замкнутые в себе дети остаются совершенно одни, и это не на шутку пугает их и переворачивает такой привычный внутренний мир в совершенно новое русло.

Все эти факторы давят и меняют психику ребенка. И вот первые сомнения в маленькой голове: сомнения в себе, в своих действиях, в своей внешности и даже в своих мыслях. Многие не справляются с этим давлением. У ребенка нет никаких отклонений от нормы. Он так же считает, читает, поет и играет. Но при этом он чувствует себя другим, лишним, не таким, как все и от того, ему очень некомфортно. В раннем детстве, когда ты не был похож на других, тебя за это хвалили, тебе хотелось как можно больше отличиться. А сейчас тебе приходится стыдится своей уникальности.

Еще одно жесткое правило социума – люди в любом возрасте не любят тех, кто от них отличается. Быть индивидуальным, отличаться от других – это равно тому, что быть общественным изгоем. В детстве, понимая и осознавая, что мы не такие как все, что нас не любят, нам хочется спрятаться и очень долго плакать. Наши действия и страхи не пропадают просто так, давление никуда не девается. И вот уже взрослый человек страдает от того, что, будучи ребенком, его эмоциональное состояние было не стабильным.

Чаще всего в таких случаях, когда ребенок пытается подстроиться под эти навязанные нормы, его уникальность со временем пропадает. Но он этого не замечет, ему кажется, что все хорошо. Хочется просто успокоиться, хочется иметь больше друзей. И особо не выделяться среди других. Так намного спокойнее и безопаснее, верно?

Ребенка искажают рамки. Это ему нельзя, это неправильно. Куда же с возрастом пропадает эта детская непосредственность? Эта честность и легкость? Это ненавязчивая радость? В итоге ребенок понимает, что для того, чтобы жить в этом мире, надо уметь подчиняться его правилам. И постепенно эта легкость и непосредственность просто исчезают. Если раньше ребенок спокойно мог сказать все, что у него на душе, с улыбкой и с радостью, то теперь он знает, что значит молчать и взвешивать каждое слово у себя в голове. Еще недавно ребенок ярко показывал свое «Я», ему хотелось отличаться, ему хотелось быть собой. А сегодня, он жмется в углу, чтобы не быть изгоем среди сверстников.

Вот оно давление социума!


Библиографическая ссылка

Первушин В.В., Майнгардт А.О. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ДЕТСКУЮ ПСИХИКУ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 4. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20260 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674