Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Агеева Т.П. 1
1 Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н.Толстого
Статья рассматривает систему ценностей современного российского студенчества, предпринят анализ формирования тех или иных психологических установок поколения-Y. Для проведения исследования была использована методика М.Рокича. Статья рассматривает систему ценностей современного российского студенчества, предпринят анализ формирования тех или иных психологических установок поколения-Y. Для проведения исследования была использована методика М.Рокича. Статья рассматривает систему ценностей современного российского студенчества, предпринят анализ формирования тех или иных психологических установок поколения-Y. Для проведения исследования была использована методика М.Рокича. Статья рассматривает систему ценностей современного российского студенчества, предпринят анализ формирования тех или иных психологических установок поколения-Y. Для проведения исследования была использована методика М.Рокича. Статья рассматривает систему ценностей современного российского студенчества, предпринят анализ формирования тех или иных психологических установок поколения-Y. Для проведения исследования была использована методика М.Рокича.
студенты-миллениалы
теории поколений
поколение «y»
ценности
1. Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. C. 15—33.
2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 5-е. — Москва: Политиздат, 1987. — С. 534. — 590 с.
3. Кулакова Анна Борисовна Поколение z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-z-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 28.01.2020).
4. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496с.
5. Комлев Юрий Юрьевич Миллениалы, или куда уходит девиантность? // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2018. №3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/millenialy-ili-kuda-uhodit-deviantnost (дата обращения: 28.01.2020).

Проблема изучения современной молодежи как никогда становится актуальной. Это обусловлено тем, что в настоящее время основной пласт российского студенчества составляют миллениалы – люди, встретившие новое тысячелетие в юном возрасте. Согласно исследованиям, классифицирующим российские поколения, миллениалами (их так же называют пятым поколением или поколением Y) являются люди, родившиеся преимущественно в период реформ (1982–2000), что обуславливает их систему ценностей, отличную от других поколений [1].

Для начала рассмотрим само понятие ценности и что оно в себя включает. Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо [2]. Если же рассматривать ценность с точки зрения философии, стоит отметить, что это указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.

Несмотря на то, что взросление пятого поколения происходило в России уже в куда более стабильный и относительно благополучный период, потрясения социального и экономического характера, которые пришлось пережить их родителям (или людям, оказывавшим непосредственное влияние на их воспитание), сыграли ключевую роль в формировании системы ценностей современной молодежи [3].

В данной статье ориентация студенчества рассматривается сквозь призму теории Рокича.

Согласно его методике [4] ценность определяется как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Он утверждал, что общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико и выделял среди них терминальные и инструментальные.  Терминальные ценности М. Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; Инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной, точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

 Среди терминальных ценностей у опрошенных лидируют такие терминальные ценности как материально обеспеченная жизнь, здоровье и интересная работа. Это легко объясняется тем, что на фоне исторических событий нередко российские семьи конца XX века испытывали финансовые проблемы, а также проблемы со здоровьем, которые нередко не удавалось решить либо из-за отсутствия средств, либо из-за отсутствия необходимых препаратов и оборудования. Третья же терминальная ценность – интересная работа. Нередко родители сподвигают своих детей выбрать специальность, которая абсолютно им не подходит. Решающим фактором является, на их взгляд, перспектива трудоустройства, последующего карьерного роста и, как следствие, высокая заработная плата. Предпочтения и предрасположенности представителей молодежи нередко сталкиваются с противостоящими им аргументами родителей. Осознание того, что большую часть своего времени придется заниматься нелюбимым делом и выводит «интересную работу» на одну из лидирующих позиций в опросе.

Следующую ступень в системе терминальных ценностей современных студентов занимают свобода, любовь, общественное признание и наличие верных друзей. Этот уровень демонстрирует нам, что сфера эмоций и чувств также заботит большое количество молодежи. Наличие верных друзей и любовь образовывает прямую зависимость со счастьем и психологическим состоянием индивида. Общественное признание является объективным желанием современного студента занять определенную позицию в социальной системе, желанием иметь позицию в жизненной структуре, которая будет благосклонна одобрена обществом. Стоит отметить, что по системе М. Рокича такие ценности как любовь и семейное счастье выделены в две отдельные самостоятельные позиции. Результаты исследования подтверждают, что для поколения миллениалов важно чувство любви, однако представители данного поколения не торопятся с официальным созданием семьи.

При анализе выбранных инструментальных ценностей было отмечено, что для современных студентов наиболее важны независимость, твердая воля и широта взглядов. Также отмечены были воспитанность и самоконтроль.

В заключение хотелось бы отметить, что ценности современных студентов напрямую связаны с установками и обстоятельствами жизни их родителей, но, сталкиваясь с современной жизнью и цифровизацией [5] образуют абсолютно уникальную систему. Молодежь сегодня мобильна, позитивна, верит в себя и свои амбиции, студенты стараются проявить себя в различных сферах, добиться успеха в тех сферах, которые им действительно интересны. Созидательный спокойный образ жизни и создание семейного очага – скорее планы на будущее, чем на нынешний момент их 20-30-летия. Данное поколение нацелено на развитие и стремление вперед, что может положительно сказаться на различных сферах жизнедеятельности.


Библиографическая ссылка

Агеева Т.П. ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20234 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674