Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕСПИЛОТНОГО АВТОМОБИЛЯ КАК ПОЛНОЦЕННОГО УЧАСТНИКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Одинцов В.П. 1
1 Самарский государственный технический университет
Беспилотные автомобили все более и более совершенствуются и выходят на дороги общего пользования, однако, существует ряд проблем, связанных с этим. Во многих странах, в том числе и в России, культура вождения у большинства водителей находится на низком уровне и они позволяют себе относиться к другим участникам дорожного движения неуважительно, нарушать их права и действующее законодательство. В случае беспилотного автомобиля эта проблема особенно актуальна, поскольку отсутствует водитель, который может сказать пару ласковых слов нарушителю или воздействовать на него каким-либо другим образом. Таким образом, в данной статье предлагается способ решения этой проблемы посредством видеофиксации противоправных действий в сторону беспилотного транспортного средства со стороны других водителей и последующая передача их в органы ГИБДД для привлечения нарушителей к ответственности. Нарушители не соблюдают закон когда чувствуют свою безнаказанность, поэтому в случае привлечения к ответственности за свои деяния, нарушитель не будет больше совершать таковых. Этот способ позволит в краткие сроки заставить всех водителей относиться к беспилотному автомобилю на дороге особенно аккуратно и повысит общую безопасность на дорогах.
беспилотный автомобиль
беспилотное транспортное средство
дорога общего пользования
1. Беспилотный автомобиль: опасности и надежды [Электронный ресурс]. URL: http://hi-news.ru/auto/fakty-bespilotnyj-avtomobil-opasnosti-i-nadezhdy.html (дата обращения: 15.05.2020).
2. Технические тенденции 2015 года: беспилотный автомобиль [Электронный ресурс]. URL: http://www.russtartup.ru/kak-sozdat-svoj-biznes/idei-dlya-starta/tehnicheskie-tendentsii-2015-goda-bespilotnyj-avtomobil.html (дата обращения: 15.05.2020).
3. Почему классический автоматический автомобиль невозможен и не имеет коммерческих перспектив [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/post/441602/ (дата обращения – 15.05.2020).
4. Жульнев, Н.Я. Правила дорожного движения 2019 с комментариями и иллюстрациями на 15 мая 2019 года / Н.Я. Жульнев. - М.: АСТ, 2019. - 128 c.
5. Самобеглый экипаж [Электронный ресурс]. URL: http://vtbrussia.ru/tech/samobeglyy-ekipazh/ (дата обращения: 15.05.2020).

Применение беспилотных технологий при движении автомобилей по дорогам общего пользования на территории России будет законодательно закреплено в сентябре 2021 года. Об этом говорится в паспорте национального проекта "Безопасные и качественные дороги", опубликованном на сайте Правительства РФ [1]. К этому времени будут приняты законы, разрешающие движение беспилотных автомобилей, а также внедрены транспортные системы, позволяющие использовать беспилотные авто на первых 27 участках. К концу 2024 года движение беспилотных автомобилей в России должно быть обеспечено уже на 55 участках [2].

Однако, существует ряд проблем, которые препятствуют беспилотному автомобилю стать полноценным участником дорожного движения. Одна из них заключается в том, что автоматический автомобиль можно запрограммировать только на строгое соблюдение Правил дорожного движения [3]. Как известно, к сожалению, в России, да и во многих других странах культура вождения находится на низком уровне, что выражается в безответственном отношении многих водителей к правилам, а порой и полное незнание тех самых правил, а также неуважительное отношение к другим участникам дорожного движения. Беспилотный автомобиль будет гипертрофированно соблюдать известное народное правило «дай дураку дорогу», закрепленное в свою очередь в законе: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства» [4]. И естественно, нерадивые водители этим будут пользоваться, безнаказанно подрезая беспилотный автомобиль. А он будет тормозить, «вплоть до полной остановки», пропуская всех вперёд, как предписывает пункт 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации. Это, безусловно, снизит среднюю скорость движения беспилотного к месту назначения. Кроме того, владельцу автомобиля будет непросто смириться с мыслью, что его современный и технологичный автомобиль просто пропускает наглых нарушителей и не может абсолютно ничего им противопоставить [5].

В целях решения этой проблемы было предложено разработать систему автоматической фиксации нарушений, препятствующих нормальному движению беспилотного автомобиля с целью последующей передачи материала в органы ГИБДД.

Можно выделить два основных типа таких нарушений. Во-первых, ситуация, когда при перестроении нарушитель не предоставляет преимущество в движении беспилотному автомобилю, движущемуся без смены полосы движения, проще говоря, подрезает беспилотный автомобиль. Во-вторых, непредоставление преимущества в движении беспилотному автомобилю при выезде с прилегающей территории, а также на перекрестке как нерегулируемом, так и регулируемом, в случае, когда беспилотный автомобиль имеет преимущество в движении. К сожалению, в наших реалиях рядовой водитель, передвигающийся по дорогам общего пользования в городе, сталкивается с этими нарушениями практически каждый день, а многие и совершают их.

Однако, эти нарушения являются серьезными, поскольку могут повлечь за собой трагические последствия, поэтому за каждое из них действующим законодательством Российской Федерации предусматривается административная ответственность. Таким образом, есть возможность наказать нарушителя путем отправления материала о факте нарушения в ГИБДД, где незамедлительно примут меры по привлечению виновного лица к ответственности за содеянное.

Итак, целью исследования было решение поставленной проблемы, то есть исключение или сведение к минимуму случаев неправомерных действий других участников дорожного движения по отношению к беспилотному автомобилю. Я убежден, что если предложенная система фиксации будет функционировать на автоматических автомобилях от всех производителей, то все автолюбители незамедлительно о ней узнают и в дальнейшем мало у кого возникнет желание подрезать беспилотные автомобили – платить штрафы никто не любит. Таким образом, цель будет достигнута и одна из проблем, затормаживающих выход беспилотного автомобиля на дороги общего пользования, как полноправного участника движения будет решена.

 


Библиографическая ссылка

Одинцов В.П. СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕСПИЛОТНОГО АВТОМОБИЛЯ КАК ПОЛНОЦЕННОГО УЧАСТНИКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20155 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674