Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ

Чернова А.А. 1 Гафиатуллина О.А. 1
1 БГПУ им.Акмуллы
В настоящей статье рассматривается понятие и сущность представления образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями, проблемы и предложенные пути их решения. В настоящей статье рассматривается понятие и сущность представления образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями, проблемы и предложенные пути их решения. В настоящей статье рассматривается понятие и сущность представления образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями, проблемы и предложенные пути их решения.
представление
образовательная организация высшего образования
работодатель
образовательная программа
фгос во
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ №273 – 29.12.2012 // Российская газета. 31 декабря 2012 г.
2. Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования: Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 92 // Собрание законодательства РФ. 17 февраля 2014. № 7 ст.686
3. Алашеев, С.Ю., Кутейницына, Т.Г., Посталюк, Н.Ю. Обзор мировых практик организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в России: сб. докладов. Кн. 1. / С.Ю. Алашеев. П: Издательство ПетрГУ. 2011, 20 с.
4. Гуськова, М. В., Звонников, В. И. Взаимодействие работодателей и вузов: вчера, сегодня, завтра / М.А. Гуськова. К.: Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2012, 347 с.

В научной и учебной литературе отечественных и зарубежных исследователей представлены множество точек зрения по поводу представления образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями, а также выявленные проблемы и их пути решения. Однако, стоит отметить, что зачастую эти проблемы видоизменяются под призмой динамики общественных явлений и предложенные мнения, по поводу их решения, являются не актуальными.

В настоящей научной работе мы обозначим, что представляет собой понятие и сущность представления образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями; выявим проблемы, возникающие в ходе представления образовательного и экономического субъекта и предложим наиболее рациональные пути решения.

Под представлением образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями следует понимать комплекс мероприятий, направленных на эффективное взаимодействие образовательной организации с работодателями, направленных на повышение эффективности образовательного и производственного процессов. Таким образом, можно говорить о некотором «симбиозе» двух общественно важных институтов – сферы высшего образования и представителями бизнес-сектора.

Вышеуказанный симбиоз выступает важным «фундаментом», который способствует обеспечению свободного и стабильного экономического развития не только на муниципальном и региональных уровнях, но также и на государственном.

Стоит отметить, что представление образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями в настоящее время является достаточно проблемным вопросом ввиду отсутствия достаточного регулирования указанной сферы на законодательном уровне. Взаимодействие образовательной организации высшего образования с работодателями основывается на договорных отношениях, которые заключаются, как известно, на всеобщем гражданском принципе – свободы договора. В настоящее время отсутствует эффективная система положительных мер на различных уровнях, применяемых к работодателям, которые результативно взаимодействуют с образовательными организациями, как например, налоговые льготы. Вместе с этим, понудить работодателей к взаимодействию не представляется возможным, а выразить волеизъявление они не желают.

Таким образом, для решения вышеуказанной проблемы, мы предлагаем ввести комплекс государственных мер, применяемых в отношении работодателей, которые взаимодействуют со сферой образования, в точности инвестирование научных разработок, предоставление базы практик для студентов, обучающихся в образовательном учреждении, с которым заключен договор, а также их дальнейшее трудоустройство. Как говорилось, таковыми государственными мерами могут выступать различные налоговые льготы для работодателей.

Еще одну проблему можно выделить в сфере участия работодателей при разработке основной образовательной программы высшего образования. Разработка основной образовательной программы – это очень важный этап подготовки высококвалифицированных работников. Проектирование программы высшего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) производится на основе двух подходов, компетентностного, который направлен на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов и модульного, включающий логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Содержание образовательных программ регулируется и контролируется государством. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» закрепил, как необходимое условие, учет требований работодателей при разработке ФГОС ВО нового поколения. Однако в законодательстве четко не указано, как именно предлагается вести учет мнения работодателей и в каково разрешение ситуаций, когда мнение работодателей и представителей образовательной организации рознятся. Мы предлагаем решение указанной проблемы осуществить следующим образом. Принятие соответствующего нормативно-правового акта на государственном или региональном уровне, который бы отразил всю специфику учета мнения работодателей и образовательной организации при разработке образовательной программы высшего образования или же обязательное принятие локального акта на уровне образовательной организации. При этом в нормативных документах мы предлагаем отразить прерогативное право регулирования фундаментальных дисциплин для образовательной организации, а при выборе практически направленных дисциплин – представителям бизнес-сектора.

Таким образом, представление образовательной организации высшего образования в отношениях с работодателями является необходимым элементом для достижения наиболее результативного образовательного процесса, который способствует формированию личности, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками практической направленности. Также эффективное взаимодействие двух субъектов способствует повышению экономического уровня как субъекта РФ, так и страны в целом. Указанные положения, возможно, могут быть достигнуты благодаря изменению законодательства в части регулирования отношений между образовательной организацией высшего образования и работодателями, а также предоставлению последним определенных экономически выгодных льгот.


Библиографическая ссылка

Чернова А.А., Гафиатуллина О.А. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИЯХ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20127 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674