Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В РОССИИ

Ильясова В.А. 1 Шамигулова Оксана Алексеевна 1
1 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Статья посвящена вопросам реализации современных подходов формирования финансовой грамотности в системе общего образования в России. В ней определены способы и направления осуществления данного процесса.
Финансы
финансовая грамотность
финансовая безопасность
1. Долматова Н.Г. Финансовая грамотность населения как средство обеспечения финансовой безопасности в правовом государстве / Н.Г. Долматова // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 1 (43). С. 159-164.
2. Рутковская Е.Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников / Е.Л. Рутковская // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1. № 2 (37). С.44-54.
3. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/. (дата обращения 08.02.2020).
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/ (дата обращения 10.02.2020).
5. Каким должен быть курс основ финансовой грамотности в школе // Официальный сайт корпорации «Российский учебник». Режим доступа: URL: https://rosuchebnik.ru/material/kakim-dolzhen-byt-kurs-osnov-finansovoy-gramotnosti/ (режим обращения: 07.02.2020).

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время финансы являются важной составляющей жизни в современном мире, а в повышение финансовой грамотности заинтересованы не только граждане, являющиеся активными участниками финансовых отношений, но также заинтересовано и государство, так как финансово грамотное население, в некоторой степени, обеспечивает финансовую безопасность всей страны.

Развитие финансовой грамотности в системе общего образования осуществляется на уроках обществознания, на которых не только формируются знания об обществе, в котором мы живём, но также содержатся знания о реальных ролях человека в обществе и о его собственной позиции в социальных отношениях. Курс обществознания со своей экономической составляющей, как на уровне основного общего образования, так и на уровне среднего общего образования, обеспечивает доступ ко всем областям финансовой грамотности. Сюда входят такие понятия, как доходы и расходы, финансовое планирование и бюджет, личные сбережения, кредитование, инвестирование, страхование, риски и финансовая безопасность, защита прав потребителей и т.д. Таким образом, курс обществознания создает такие условия, в которых рассматривается прикладной характер экономических знаний и их конкретное применение на практике, включая разнообразные практико-ориентированные задания,  которые требуют обращения к социальным реалиям и оценкам поведения участников в финансовых отношениях [2, С.46].

Ознакомимся с «Примерной основной образовательной программой общего образования», в которой отражены предметные результаты, которыми должен овладеть выпускник к окончанию школы. Для того чтобы изучить требования к знаниям в области финансов, нужно рассмотреть раздел «Экономика», который включен в предмет «Обществознание». 

И так, выпускник должен научиться анализировать с опорой на приобретенные знания простую экономическую информацию, получаемую из различных источников, также он должен решать практические задания, которые основаны на обстоятельствах связанных с состоянием современной российской экономикой. Требования, которые предъявляются к выпускнику, являются умение проводить анализ и оценку, применяя экономические знания, сформировавшиеся модели поведения потребителя. Выпускник должен уметь выполнять задачи, которые отражают типичные экономические ситуации, с которыми сталкивается человек, уметь грамотно определять рациональное экономическое поведение и порядок действий в конкретных ситуациях, а также уметь сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределяя свои материальные и трудовые ресурсы, для грамотного составления личного бюджета [4].

Мы видим, что данные результаты отражают основные компоненты финансовой грамотности. Выпускник должен уметь решать практические задачи, отражающие примеры повседневной жизни, связанные с финансовой сферой, выпускник также должен уметь грамотно и эффективно управлять своим бюджетом.

Однако следует отметить, что представленные результаты имеют общие формулировки, которые нуждаются в доработке, поскольку современный мир требует от гражданина не только общих знаний об экономических процессах, но и практических навыков, связанных с конкретными финансовыми операциями, такими как инвестиции и кредитование, страхование и пенсионные накопления и т.д.

Так же следует отметить то, что издательства не успевают за быстрыми темпами современного мира, в котором практически каждый день совершенствуются, видоизменяются и появляются новые финансовые услуги и, связанные с ними, различные денежные операции. Так же изменения затрагивают и правовую сферу, в которой государством регулярно вносятся поправки, принимаются новые указы и постановления. Поэтому, обучая детей, необходимо всегда использовать дополнительные источники и правовые документы, в которые внесены последние  изменения.

В рамках реализации проекта «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», проводится мониторинг уровня финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, а также разрабатываются и реализуются образовательные программы по повышению финансовой грамотности разной целевой и возрастной группы обучающихся в образовательных учреждениях [3].

Например, в результате реализации этого проекта в рамках «Конкурсной поддержки инициатив в области развития финансовой грамотности и защиты прав потребителей» был разработан курс «Основы финансовой грамотности в школе», подготовленный корпорацией «Российский ученик» [5]. Данный курс состоит из специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 6 класса, для УМК по алгебре 7 класса, для УМК по обществознанию 9 класса и для УМК по экономике 10–11 классов.

Так же центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования», который был создан в апреле 2016 года как структурное подразделение НИУ ВШЭ в рамках реализации совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового  образования в Российской Федерации», разработал методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных учреждений. 

С 2012 года Центральный банк РФ ведет системную работу по разработке и воплощение в жизнь образовательных моделей по повышению уровня финансовой грамотности населения, занимается доработкой учебников для образовательных учреждений, а также создание учебные пособия по основам финансовой грамотности. [Распряжение Прав РФ] Например, издательством «Просвещение» был разработан учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности», в который вошли: учебное пособие, рабочая тетрадь и методические рекомендации. Настоящий учебно-методический комплект может быть использован в образовательной программе среднего общего образования (10-11 класс) на уроках «Обществознание» и «Экономика», а также использоваться во внеурочное время.

Наряду с Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ активное участие в мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности населения принимают институты финансового рынка и другие заинтересованные стороны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент проблема финансовой грамотности населения является чрезвычайно актуальной для нашей страны. В рамках осуществления перечисленных  проектов проходят разнообразные конкурсные поддержки инициатив в области финансовой грамотности, что помогает заинтересованным организациям, юридическим и физическим лицам выступать со своими методическими разработками, проектами и различными программами, которые направлены на повышение финансовой грамотности.


Библиографическая ссылка

Ильясова В.А., Шамигулова Оксана Алексеевна СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20087 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674