Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В МЕДИЦИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Чикачек Е.В. 1
1 Оренбургский государственный университет
В статье обоснована необходимость внедрения системы менеджмента качества в медицинские образовательные учреждения, а также поддержание её в рабочем состоянии. Выделены наиболее очевидные преимущества, которые демонстрирует система менеджмента качества при функционировании в образовательных медицинских учреждениях. Проведен анализ деятельности ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, рассмотрены основные цели деятельности, регламентированные внутренним документом, утвержденным законодательством. Сделан акцент на особенности организационной структуры, характерной для медицинских образовательных учреждений. Рассмотрены виды кафедр, функционирующих в медицинском образовательном учреждении и их виды деятельности. Проанализированы современные образовательные возможности, способствующие качественным переменам в образовании в условиях информатизации и модернизации Российского образования. Выделен ряд особенностей функционирования системы менеджмента качества в медицинском образовательном учреждении, определяемых отраслевой спецификой.
качество
система менеджмента качества
медицинское образовательное учреждение
кафедра
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Введ. 2015-11-01. М.: Стандартинформ, 2015. – 49 с.
2. Калягина, А.Н. Система менеджмента качества: опыт и перспективы. – Иркутский государственный медицинский университет, 2014, № 3. – 170 с.
3. Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации – утв. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 406 от 23.06.2016. – 38 с.
4. Федеральное государственное бюджетного образовательного учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: https://www.orgma.ru/ (15.01.2019).
5. ПП СМК 2-5.5-03-2019. Положение о подразделении. Кафедры ОрГМУ. – Введ. 2019-02-12. – 17 с.

Постоянное совершенствование требований к качеству высшего образования и усиление рыночной ориентации сформировали новое понимание качества услуг высшего образования, что, в свою очередь, привело к необходимости создания, внедрения и поддержания эффективной системы менеджмента качества (СМК), отвечающей требованиям международных стандартов серии ИСО 9000-2015, в деятельность образовательных учреждений. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015 [1] «СМК – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов для достижения этих целей».

СМК в российских образовательных учреждениях функционирует относительно недавно, но уже доказала свою жизнеспособность и эволюционный потенциал. Определенный толчок развитию этой системы дало включение в аккредитационные показатели пункта о наличии СМК в образовательных учреждениях при их аттестации. Несмотря на то, что в настоящее время это требование снято, многие образовательные учреждения страны продолжают внедрять и совершенствовать данную систему. Это говорит о том, что независимо от рыночной ситуации СМК востребована сама по себе как средство и механизм устойчивого развития всей вузовской системы [2]. Наиболее очевидные преимущества, которые демонстрирует СМК при ее функционировании в образовательных медицинских учреждениях, состоят в следующем:

– рост показателей конкурентоспособности образовательных учреждений на отечественном и зарубежном рынках образовательных услуг;

– расширение партнерских связей, в том числе международных;

– привлечение к обучению, участию в различных проектах иностранных студентов и преподавателей зарубежных образовательных учреждений;

– повышение инвестиционной привлекательности образовательных учреждений;

– уменьшение количества несоответствий при внешних аудитах.

Объект исследования – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России (ОрГМУ). ОрГМУ – современный центр медицинской науки в регионе, оснащенный необходимой техникой и информационными ресурсами.

Основными целями деятельности, прописанными в Уставе ОрГМУ [3] являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования и дополнительного профессионального образования в избранной области профессиональной деятельности;

2) удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах здравоохранения и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;

3) развитие медико-биологических и фармацевтических наук посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе и практическом здравоохранении;

4) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием, а также научно-педагогических работников высшей квалификации;

5) разработка и внедрение новейших достижений науки, новых методов диагностики и лечения;

6) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.

В состав университета входят: факультеты, кафедры, лаборатории, научно-исследовательские институты, учебные, методические и лечебно-диагностические подразделения, клиника адаптационной терапии, институты, центры, библиотека, столовая, медицинский центр, учебно-вспомогательные, спортивные, транспортные подразделения, общежития, административно-хозяйственные и иные подразделения [4].

Цель исследования – обоснование необходимости внедрения СМК в медицинские образовательные учреждения и поддержания ее в рабочем состоянии.

В 2009 году руководством ОрГМУ было принято решение о внедрении СМК. Основная цель внедрения: реализация на основе результатов научных исследований широкого спектра качественных образовательных услуг, которые соответствуют высокому международному уровню и обеспечивают непрерывную генерацию знания, а также научное обслуживание и консалтинговые услуги, востребованные профильными региональными рынками. Всего в настоящее время в ОрГМУ функционируют 59 кафедр, которые подразделяются на теоретические и клинические. Понятия теоретических и клинических кафедр регламентировано на внутреннем уровне Положением о подразделении [5]. Согласно этому Положению: к теоретическим кафедрам относят осуществляющие подготовку по гуманитарным, социально-экономическим, естественнонаучным и математическим, общепрофессиональным дисциплинам кафедры. В традиционном понимании это кафедры, осуществляющие теоретическую подготовку.

Клиническая – кафедра, располагающаяся на базе медицинской организации (учреждения науки, осуществляющего медицинскую и фармацевтическую деятельность), реализующая практическую подготовку обучающихся (наличие договора с медицинской организацией о практической подготовке обучающихся) и осуществляющая медицинскую и фармацевтическую деятельность в рамках реализации образовательных программ (наличие у научно-педагогических работников кафедры сертификата специалиста на осуществление медицинской деятельности).

К клиническим кафедрам относят и выпускающие – кафедры, ответственные за подготовку, проведение государственной итоговой аттестации и выпуск обучающихся по данному направлению профессиональной деятельности (специальности).

Список кафедр, регламентированный Положением, представлен в таблице.

Таблица – Виды кафедр ОрГМУ (фрагмент)

Наименование кафедры

Вид кафедры

Кафедра русского языка

теоретическая

Кафедра акушерства и гинекологии

клиническая

Кафедра анатомии человека

теоретическая

Кафедра биологии

теоретическая

Кафедра внутренних болезней клиническая

клиническая, выпускающая

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

теоретическая

Кафедра госпитальной хирургии, урологии

клиническая

Кафедра педиатрии

клиническая

Кафедра судебной медицины и правоведения

клиническая

Кафедра фармакологии

теоретическая

Кафедра психиатрии и наркологии

клиническая

Кафедра патологической физиологии

теоретическая

Кафедра офтальмологии

клиническая

Кафедра госпитальной педиатрии

клиническая, выпускающая

 

Кафедрами ОрГМУ разработаны, изданы и внедрены в учебный процесс учебно-методические материалы нового поколения, стандарты практических знаний и умений, что подкреплено существенной модернизацией материально-технической базы для учебного и научного процесса на клинических и теоретических кафедрах.

В учебном процессе взят курс на фундаментализацию и информатизацию образования, а также внедрение принципиально новых образовательных возможностей (аналитико-проектная исследовательская деятельность, преподавание предметов на английском языке, новые курсы и программы, использование единого информационного образовательного пространства вуза, чтение лекций, приглашенных профессорами ведущих российских и зарубежных университетов и научных центров). Стимулирование сотрудников к повышению качества их деятельности в научной, образовательной и лечебной сферах осуществляется за счет реализации программы повышения квалификации в Российской Федерации и за рубежом, развития приоритетных научных направлений в вузе, эффективной грантовой политики для поддержки наиболее интересных проектов, внедрения системы балльно-рейтинговой оценки студентов и профессорско-преподавательского состава.

Качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, в вузе проводится разносторонняя воспитательная работа, создана эффективная инфраструктура студенческого самоуправления, внедрена программа именных стипендий и конкурсов, осуществляется мониторинг здоровья студентов и пропаганда здорового образа жизни. В вузе создан отдел по трудоустройству молодых специалистов, который помогает выпускникам найти работу в соответствии с их склонностями и потребностями здравоохранения в специалистах. Функционирование СМК в ОрГМУ имеет ряд особенностей, определяемых отраслевой спецификой. Прежде всего, следует отметить, что выход деятельности ОрГМУ – образовательные услуги, качество которых оценить сегодня можно лишь косвенным путем. Например, учитываются аккредитационные показатели вуза, которые четко закреплены, а также внутривузовские показатели эффективности деятельности. Персонал ОрГМУ также вовлечен в процесс функционирования СМК. В каждом структурном подразделении назначен уполномоченный по качеству, ответственный за текущую работу в рамках СМК, а контроль за эффективным функционированием СМК возложен на заведующих кафедрами.

В целом, внедрение СМК, находящейся в тесном взаимодействии с другими системами в рамках деятельности вуза (педагогическая, методологическая, организационная, экономическая и пр.), создает предпосылки для эффективного развития научно-образовательного потенциала и повышения конкурентоспособности вуза.

Работа выполнена под руководством заведующего кафедрой метрологии, стандартизации и сертификации – академика РАЕ, д-р техн. наук, доцента Третьяк Л.Н.


Библиографическая ссылка

Чикачек Е.В. К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В МЕДИЦИНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=20044 (дата обращения: 13.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074