Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СНГ

Боровков В.С. 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В данной статье рассматривается Союз независимых государств как важнейшая региональная организация на постсоветском пространстве, показана история союза и выявлены перспективы дальнейшей интеграции.
постсоветское пространство
снг
интеграция
1. Черненко Е.Ф. Внешнеэкономическая стратегия России в СНГ // Постсоветские исследования. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshneekonomichesk. (дата обращения: 17.02.2020).
2. Фадеева Инна Авенировна Модели дезинтеграции на примере стран СНГ // Kant. 2018. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-dezintegrats.. (дата обращения: 17.02.2020).
3. Ковш И. Б. Фотоника: тенденции развития в СНГ и в мире // Фотон-экспресс. 2019. №ВКВО. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fotonika-tendentsii.. (дата обращения: 17.02.2020).
4. Дахин А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами // Политические исследования. – 2009. – № 2. – С. 57−59.
5. Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. Р. М. Нуреева – Изд-во 2008. – с. 19

После того, как все попытки возрождения СССР провалились, начались переговоры о создании СНГ -  надгосударственного добровольного союза, создаваемого для сотрудничества на постсоветском пространстве.  В результате Алма-Атинских соглашений был создан СНГ – Союз Независимых Государств.Также хочу подчеркнуть важнейшее значение Алма-Атинской встречи: это мероприятие стало кульминацией завершения процесса превращения бывших советских республик в независимые государственные образования. Изначально допускалось, что связующим звеном постсоветской интеграции может стать сохранение единой валюты, однако это не получило поддержки в других бывших союзных республиках.[1] Поначалу вся работа организации была посвящена в большей степени организационным вопросам.   Организационный этап завершился лишь в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств – корневой документ.

Следующая важнейшая дата, связанная с углублением дальнейшей интеграции является 2011 год. Именно тогда РФ, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Молдавия и Армения заключили договор о свободной торговле. Нельзя не сказать, что данный договор не просто возник из ниоткуда. Он был воздвигнут на фундаменте огромного числа двухсторонних соглашений (более ста)!  Суть соглашения свободной торговли – ликвидация экспортных и импортных таможенных пошлин.  Также тогда было подписано соглашение об основных принципах регулирования валют.  С 2016 года Россия и Украина взаимно прекратили действия договора.  Говоря о перспективах дальнейшего углубления интеграции, нельзя не упомянуть тот факт, что государства, ратифицировавшие соглашение заявляют о желании   создать соглашение о свободной торговле услугами именно в рамках СНГ.

Первейшая задача СНГ – создание современной эффективной правовой базы, на которой и будет строиться дальнейшее сотрудничество. Факт того, что   межгосударственное взаимодействие требует множества общих моментов в политической и правовой системах не поддается сомнению. Вполне понятно, что эффективная интеграция в условиях множества государств должна быть постепенной и поэтапной, при условии укрепления каждого отдельного рынка и выравниванием хозяйственных кондиций в каждой из стран.

Говоря о нашей стране, стоит иметь ввиду, что постсоветское направление внешней политики Российской Федерации должно быть скорректировано от стремления усилить власть над остальными субъектами бывшего СНГ на более современную и реалистичную политику взаимовыгодного сотрудничества и уважения суверенитета каждой страны.  Назовем основные конъюнктурные характеристики стратегии РФ по отношению к СНГ, которые сформировала Е.Ф. Черненко: 1) Стратегия РФ носит долгосрочный характер; 2) Являясь ядром СНГ, Россия стремится к расширению спектров интеграции; 3) РФ осознает прямую зависимость развития остальных стран СНГ от развития своей экономики; 4) Упор интеграции постепенно смещается на ЕАЭС; 5) Российский опыт интеграции важен для взаимодействия как на двухсторонней, так и на многосторонней основе.[2]

Таким образом, межгосударственная структура еще имеет потенциал развития, хотя уже сейчас мы наблюдаем ее постепенную трансформацию в новые, более узконаправленные объединения с меньшим охватом. В ближайшее десятилетие произойдет окончательное определение бывших союзных республик в выборе своих стратегических партнеров. Часть из них уже сделала свой выбор в пользу России (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия). Не исключено более тесное взаимодействие с Арменией и Узбекистаном. Относительно Азербайджана, Молдовы, Туркменистана в настоящее время трудно сказать что-то определенное. Еще более смутно видится будущее Украины.


[1] Е.Ф. Черненко. «Внешнеэкономическая стратегия России в СНГ». 

[2] Е.Ф. Черненко. «Внешнеэкономическая стратегия России в СНГ». 


Библиографическая ссылка

Боровков В.С. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СНГ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20035 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674