Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Григорьев Г.М. 1
1 Дальневосточный федеральный университет
Компьютерная зависимость в подростковом возрасте является серьезным явлением, ведущим к ряду соответствующих психологических нарушений. На данный момент существуют совершенно различные подходы к данной проблеме. Был проведен теоретический анализ с целью выявления основных определений и симптомов зависимости от компьютерных игр.
компьютерная зависимость
кибераддикция
подростковый возраст
1. Vollmer C., Randler, C., Horzum M. B. Computer Game Addiction in Adolescents and Its Relationship to Chronotype and Personality // Sage Journals. – 2014. – №1-9. – P. 1-9.
2. Hellström. C. Effects of adolescent online gaming time and motives on depressive, musculoskeletal, and psychosomatic symptoms // Ups J Med Sci. – 2015. – №120(4). – P. 263-275.
3. Игровое расстройство [Электронный ресурс] // Всемирная Организация Здравоохранения – URL: https://www.who.int/features/qa/gaming-disorder/ru/ (дата обращения: 11.01.2020).
4. Männikkö N. Problematic gaming behavior among adolescents and young adults. Relationship between gaming behavior and health [Электронный ресурс] – URL: http://jultika.oulu.fi/files/isbn9789526216584.pdf (дата обращения: 12.12.2019).
5. Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2017. – Т. 9. – № 2. – С. 105-120.
6. Епифанова В. С., Столярова О. В., Горон А. Ю. Изучение влияния типа акцентуации характера на формирование игровой компьютерной зависимости у подростков // Проблемы и перспективы развития современной медицины. – 2019. – Т. 8. С. 38-40.
7. Paulus F.W. Internet Gaming Disorder in Children and Adolescents: A Systematic Review // Developmental Medicine & Child Neurology. – 2018. – V.60. – №7. – P. 645-660.

Компьютерные игры являются вторым наиболее популярным развлечением после социальных медиа. Продажи компьютерных и онлайн игр растут с каждым днем. Видеоигры, хотя и удовлетворяют большинству характеристик игры, являются скорее новой интерактивной формой искусства, где человек выступает не пассивным зрителем, а квазиактивным соучастником.

Так, компьютерные игры предпочитает широкий круг людей – от детей и подростков до взрослых. Исследования Entertainment Software Association показали, что, средний возраст геймеров составляет 30 лет, однако при этом 32% игроков находятся в возрасте до 18 лет [1, c.1].

Все чаще в силу своих возрастных психологических особенностей подростки становятся зависимыми от видеоигр. Как показывают исследования, около 5% пользователей-подростков среди учащихся средних школ имеют выраженную компьютерную зависимость [1, с. 2].

Проведённое С. Hellström исследование продемонстрировало, что использование компьютерных игр для эскапизма и ухода от реальности увеличивают их негативные последствия и, напротив, использование игр для приобретения опыта позитивных коммуникаций не имеет выраженных негативных эффектов на личность геймера [2].

Игровое расстройство определяется в одиннадцатом издании Международной классификации болезней как модель игрового поведения (при игре в цифровые игры или видеоигры), отличающаяся нарушением контроля за игрой, отведением игре все большего приоритета по сравнению с другими видами деятельности до такой степени, что ей отдается предпочтение перед другими интересами и повседневными занятиями, а также продолжением или интенсификацией игровой деятельности несмотря на появление нежелательных последствий.

Игровое расстройство может быть диагностировано в том случае, если:

  • модель поведения отличается достаточной степенью тяжести, чтобы повлечь за собой значительные нарушения в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной и других важных функциональных областях;
  • обычно такое расстройство очевидным образом наблюдается в течение не менее чем 12 месяцев [3].

Подростки в основном играют в компьютерные игры в развлекательных целях. Даже в случае, если игра является способом приятного времяпрепровождения, имеются данные, свидетельствующие о том, что некоторые игроки испытывают проблемы в контроле своего игрового поведения и времени игры.

Видеоигры игры могут выступать в качестве компенсационной активности или мотивации восполнить потребности, не получающие удовлетворения в реальной жизни. В таком случае, продолжительность времени, на протяжении которого подросток ненормированно играет в игры, напрямую влияет на его Я-концепцию, т.е. чем дольше продолжительность игры, тем ниже самоотношение, и тем выше вероятность игровой зависимости [4]. Это может негативно сказаться на повседневной жизни, и сопряжено с такими симптомами как чрезмерная увлеченность, поглощенность игрой; потеря интереса к другим видам деятельности; социальная изоляция; использование игры в качестве средства ухода от реальности.

Д.А. Кутузова также предполагает, что в подростковом возрасте эскапизм, в том числе и в виртуальную реальность, является необходимым процессом развития и самоопределения [5, c.120].

Исследования М. Шоттона указывают на то, что на формирование данной зависимости влияют не только желание и острая необходимость в уходе от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенности человекa [6, c. 38].

Обобщая этиологических знания о комьютерной зависимости, F.W. Paulus предлагает интегративную модель компьютерной зависимости, которая разграничивает воздействие внешних и внутренних факторов на личность [7]. Согласно данному подходу, внешние и внутренние факторы взаимосвязаны друг с другом и одновременно с компьютерной зависимостью, и действуют по механизму замкнутого круга. Так, зависимость может усугубить уже существующий дефицит. И, наоборот, неудовлетворительные социальные отношения будут мотивировать к уходу в мир игр. Соответственно, трата все большего времени на видеоигры будет усугублять социальную изолированность, тем самым еще больше укрепляя компьютерную зависимость.

Таким образом, на данный момент в психологии существует ряд проблем, связанных с консенсусом по выделению критериев зависимости от компьютерных игр. Тем не менее, компьютерная зависимость определяется как привыкание к видеоигровой деятельности, которое может негативно повлиять на повседневную жизнь, академическую успеваемость, психологическое здоровье подростка. Некоторые из ключевых симптомов компьютерной зависимости таковы: неспособность перестать играть в видеоигры, компенсация отсутствия успешности в реальной жизни, предпочтение игры другим видам деятельности. Также следует отметить, что в данном контексте актуальным представляется исследование влияния акцентуаций характера как проявления избирательной уязвимости в отношении определённых психогенных воздействий на склонность к компьютерной зависимости. Остаётся открытым и вопрос связи компьютерной зависимости с конфликтностью.


Библиографическая ссылка

Григорьев Г.М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=20032 (дата обращения: 13.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074