Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Семенова Е.А. 1
1 Дальневосточный федеральный университет
1. Бим – Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.- 253 с.
2. Волков,Б.С.,Волкова, Н.В. Конфликтология Под. Ред..Б.С.Волков, Н.В.Волкова. М,: Академ. Проект, Трикста, 2005
3. Кондаков, И.М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И.М. Кондаков, А.В. Сухарев // Вопросы психологии. - 1989. - №5. - С. 158-164.
4. Пряжников, Н. С. Психологический смысл труда / – М.: Издательство «Институт практической психологии», 2012. – 352 с.

Одной из главных проблем молодых людей является выбор своего дальнейшего профессионального пути. В современном мире, когда условия рынка труда быстро меняется, проблема профессионального самоопределения становится актуальным. Профессиональное самоопределение имеет большое значение в жизни человека. Из года в год количество безработных молодых людей увеличивается, причиной того может быть неудовлетворенность своей профессией. Проблема том, что в  образовательных учреждениях профориентационная работа основывается на диагностике способностей и склонностей оптантов, но методы выявления и прогнозирования внутриличностных конфликтов, столь же необходимые для помощи в комфортном прохождении стадии выбора профессии, совершенно не разработаны.

Проблемами профессионального самоопределения занимались отечественные ученые такие как Н.Н. Гордеева, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, Н.А. Коновалова, В.М. Данюк, А.К. Маркова. А из зарубежных А.Маслоу, Дж. Сьюпер, Э.Ф.Зеер другие.

Существует много определений понятия «профессиональное самоопределение» Нами были выбраны два определения.  В педагогическом словаре Бим Бада, «профессиональное самоопределение — процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей» [1,C.224].

По мнению Н.С. Пряжникова, «профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией» [4,С.321].

А.В. Толстых: «подчеркивает, что возникновение потребности

профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

1) первичный выбор профессии (учащиеся младшего школьного возраста). Отличается малодифференцированными представлениями о мире

профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

2) этап профессионального самоопределения (старший школьный

возраст). Здесь происходит возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

3) профессиональное обучение осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

4) профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

5) самореализация в труде. Происходит выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом» [3, c.117].

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.  Профессиональное самоопределение это процесс, который, так или иначе, сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути, самый волнительный и самый важный выбор выпадает именно на подростковый и юношеский возраст. В этот период, вместе с выбором профессии возникает задача определить свой жизненный путь и найти свое место в социальном мире.

Внутриличностный конфликт является  один из сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. По мнению Волкова Б.С: «Внутриличностный конфликт  - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них» [5,С 34].

Мотивация является одним из наиболее важных  аспектов профессионального самоопределения в целом, так и его первого этапа – выбора профессии.  Каждая личность выстраивает собственную иерархию мотивов и, в зависимости от этого, делает выбор в пользу той или иной профессии. Когда два и больше мотивов сталкиваются и не могут быть удовлетворены  одновременно, может возникнуть внутриличностный конфликт.

Правильный выбор профессии – залог самореализации личности, формирования ее социальной идентичности, легкого прохождения всех кризисов профессионального развития, именно поэтому так важно диагностировать личностный конфликт и облегчить его разрешение.

По мнению исследователей, именно личностный выбор осуществляет каждый школьник на определенном этапе своего обучения. Это обстоятельство дает основание устанавливать тесную связь между представлением у школьника возможных вариантов будущего, профессиональным и личностным самоопределением.


Библиографическая ссылка

Семенова Е.А. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=20025 (дата обращения: 13.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074