Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОЕКТ «ШАХМАТЫ - ШКОЛЕ». ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аксёнова И.Е. 1
1 ФГАОУ высшего образования «Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Сегодня шахматное образование занимает ведущую роль в системе образования нашей страны. Шахматное движение в Республике Саха (Якутия) является одним из приоритетных направлений образования, является средством всестороннего развития детей. Обучение шахматам и освоение шахматной теории школьниками способствует росту их духовных возможностей. Для того, чтобы потенциал шахмат в полной мере, целенаправленно был использован в системе образования, необходимо внедрить курс «Шахматы – школе».
шахматы
преемственность
развитие интеллекта
конференция
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: 1998.
2. Николаев М.Е. Преподавание шахмат требует создания нового научного направления –шахматной педагогики /Николаев М.Е.//Учительская газета газета .-2009.
3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет. М.: Новая школа, 1994.
4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Обнинск: Духовное возрождение, 2003.
5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
6. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат; Издание 2-е, 1975. - 272 c.
7. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - М.: Минск: Народная Асвета, 1982. - 288 c.

Ценность шахмат как учебной дисциплины подчеркивали многие известные педагоги и психологи. В.А. Сухомлинский утверждал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Использование шахмат как  средства обучения способствует академическим успехам школьников в разных учебных дисциплинах.
Ш.А. Амонашвили говорил: « Шахматы- некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс». Но для того, чтобы потенциал шахмат в полной мере, целенаправленно был использован в системе образования, необходимо внедрить курс «Шахматы – школе». Россия является мировым лидером в ключевых теоретических и практических вопросах внедрения шахмат в программу начальных классов и в систему дошкольного образования. Сегодня шахматное образование, занимает ведущую роль в развитии детей. Шахматное движение в Республике Саха (Якутия) является одним из приоритетных направлений образования, является средством  всестороннего развития детей. Безусловно, обучение шахматам и освоение шахматной теории школьниками  способствует росту их духовных возможностей. Благодаря этому возрастает интеллектуальный потенциал всего общества.  Об этом говорил в 2000-х годах первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев.  Он утверждал, что  «через небольшое время у нас в республике появится целая плеяда новых молодых и талантливых ученых, управленцев, предпринимателей, способных обеспечить качественный скачок в развитии России».  

Преподавание шахмат требует создания нового научного направления - шахматной педагогики. В России есть специалисты, успешно работающие
в этом направлении. Среди них прежде всего старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования (РАО), член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, член Совета РАО по сравнительной педагогике Игорь Сухин. Им подготовлена целая серия учебников и книг по шахматам для детей, основанных на глубоком понимании и знании детской психологии и педагогики.

5 ноября 2018 года был подписан договор о сотрудничестве между Игорем Георгиевичем Сухиным и Сергеем Артемовичем Ермолаевым.  Игорь Георгиевич стал куратором по образованию шахмат по авторской методике  в  МОБУ СОШ№21 города Якутска.

В рамках данного проекта разработано направление « Шахматы –детям» в СОШ21.  Научным руководителем  этого направления является Игорь Георгиевич.  Целью проекта является обоснование организационно-педагогических условий для развития непрерывного шахматного образования (с 0 по 8 класс) психолого-педагогических оснований для разработки личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы» в системе общего и дополнительного образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

− разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие непрерывного шахматного образования в педагогической практике

− создание системы личностно – ориентированных разноуровневых программ обучения по предмету «Шахматы» для обеспечения непрерывного характера обучения и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка;

− формирование программы подготовки, переподготовки и профессионального развития педагогических кадров для работы с разными категориями детей в контексте шахматного образования.

− создание доступной предметно-пространственной и информационной среды для реализации шахматного образования с использованием сетевых форм взаимодействия всех заинтересованных сторон.

       Мы поставили перед собой задачу охватить в проект как можно больше детей школьного и дошкольного возраста. С этой целью  были заключены договоры между МОБУ СОШ №21 и МБДОУ центр развития ребенка « Северные звездочки» №15, МБДОУ «Золотая рыбка» №29, МБДОУ «Кораблик»№27  города Якутска.  Охват детей -360.

На  данный момент в рамках проекта дети начальных классов 44 учащихся имеют третий юношеский разряд, 5 человек -2 юношеский разряд,
1 – 1 юношеский,  1-3  спортивный разряд, 1-2 спортивный разряды.

МОБУ СОШ №21 имеет право присваивать 2, 3 юношеские разряды, так как был заключен договор в Республиканской шашечно-шахматным центром города Якутска. Разряды присваиваются согласно разрядной таблице.

Таким образом, на практике мы видим динамику развития познавательных способностей обучающихся. Реализация настоящего Проекта позволит:

-  охватить 100% обучающихся в МОБУ СОШ№21

– сформировать систему разноуровневых программ по предмету «Шахматы» в системе общего и дополнительного образования, обеспеченных необходимыми учебно-методическими комплексами, профессионально подготовленными специалистами и достаточными материально-техническим и информационно-программным оборудованием;

– обеспечить непрерывный характер профессионального развития педагогов, реализующих шахматное образование, в форматах кластеров, сетевых профессиональных сообществ и самообразование;

– создать безбарьерную среду для охвата шахматным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей.

 


Библиографическая ссылка

Аксёнова И.Е. ПРОЕКТ «ШАХМАТЫ - ШКОЛЕ». ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20016 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674