Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Иванова С.А. 1 Егорова В.Н. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммоссова , Институт Психологии
В данной статье рассматривается психические и биологические особенности подростков, факторы делинквентного поведения подростка, формирование профилактической работы по правонарушениям несовершеннолетних. В данной статье рассматривается психические и биологические особенности подростков, факторы делинквентного поведения подростка, формирование профилактической работы по правонарушениям несовершеннолетних. В данной статье рассматривается психические и биологические особенности подростков, факторы делинквентного поведения подростка, формирование профилактической работы по правонарушениям несовершеннолетних.
делинквенное поведение
правонарушение несовершеннолетних
подростки
1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31.
2. Алексеева Л. С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л.С. Алексеева // Семья в России. - 2011. - № 3. - С. 45-50.
3. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие / Е.В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.
4. Лелеков В. А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. 2006. № 1.
5. Плоткин, М. М. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей / М.М. Плоткин, В.И. Ширинсит // Семья в России. - 2012. - № 2. - с. 46.
6. Реабилитация социально дезаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Сост. Г.М. Иващенко, В. Н. Бушуева при участии В.И. Ширинского. - М.: Сфера, 2008. - 225 с.
7. Симоненко А.В. Криминологические проблемы воспитания и его роль в предупреждении преступлений: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2005.
8. Холостова Е. И. Технология социальной работы : учебник / Е.И.Холостова, Л.И.Кононова. – М. : Дашков и К, 2016. – 478 с.
9. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» и «Социальная работа» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 447 с.

Одной из целей государственной политики в Российской Федерации является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества. Закон РФ, статья 4 «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ [1].

В последние годы подростки стали криминально активной категорией населения, это проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред, как отдельным людям, так и обществу в целом. И представляет собой асоциальное, противоправное поведение человека. Это понятие оперируется с представителями криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и др. Название такого определения - делинквентное поведение (от лат. delictum - проступок)[5; с.6].

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей и т.д. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК РФ.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

По данным Ф.Э. Шереги, к основным причинам, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, не противостоят, а способствуют совершению ими правонарушений, относятся: воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем; наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек); злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность; тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, нужда в питании, одежде; низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи; грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода [4; с.103-113]. При таких условиях вернуть несовершеннолетнего из группы риска в благополучную среду очень трудно.

Несовершеннолетние преступники - это обыкновенные дети, которые в результате неправильного воспитания и дурного примера стали правонарушителями. И для них собрана профилактическая работа, состоящая из совокупности государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. В профилактике психофизического развития подростка выделяют первичную, вторичную и третичную:

  • первичная профилактика - предупреждение возникновения у подростков отклонений в психофизическом развитии;
  • вторичная профилактика - предупреждение перехода нарушений развития в хронические формы, возникновения вторичных отклонений;
  • третичная профилактика - социально-трудовая адаптация лиц, страдающих отклонениями [7].

Под социальной профилактикой понимается совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению рецидивной преступности у несовершеннолетних, а также разработку мер по его предупреждению [6; с.67]. Социальная профилактика рецидивной преступности у подростков представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых путем выявления и устранения причин и условий, способствующих развитию рецидивной преступности у несовершеннолетних. Социальная профилактика рецидивной преступности у подростков это, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

  • предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
  • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростков;
  • содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Профилактическая деятельность в ее социально приоритетном выборе включает:

  • профилактику по системе применяемых мер: применение социальных, экономических, организационно-управленческих, правовых, психолого-педагогических, социально-медицинских, социокультурных, социотехнических мер к детям и подросткам группы «риска»;
  • профилактику по объектам предупредительного воздействия:

а) общую, не имеющую точного «адреса» в виде конкретной личности или группы несовершеннолетних;

б) частную, направленную на предупреждение асоциального поведения определенных групп и лиц [2; с.47].

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает выделить первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также, на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Вторичная профилактика может широко проводиться среди подростков. Задача вторичной профилактики - раннее выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска», например подростками, имеющими выраженную склонность к формированию преступного поведения без проявления такового в настоящее время. Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у несовершеннолетних [3; с.62].

Как видно, процесс профилактики делинквентного поведения подростков – это сложный, непрерывно развивающийся процесс, который можно обозначить двумя основными движущими силами благотворного воздействия на становление личности несовершеннолетних, то есть это воспитание и образование.

По профилактики делинквентного поведения подростков необходима реализация предотвращения проблемы среды несовершеннолетних правонарушителей поэтому центр образования работает по следующим направлениям: защита прав и законных интересов детей; профилактика социального сиротства, безнадзорности и бродяжничества детей; профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних; духовно-нравственное воспитание, пропаганда здорового образа жизни; социально-психологическая поддержка в личностном, социальном и нравственном развитии.

Администрация школы считает, что развитие совершенствования психолого–педагогической коррекции и социальной реабилитации обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, является одним из возможных факторов к повышению уровня повышения мотивации и успеваемости обучающихся школы.

Социальная характеристика ученического состава с 7 -12 класс состоит на следующих категориях учащихся:

  • Многодетные семьи – 71;
  • Дети, находящиеся под опекой – 13;
  • Дети, воспитуемые одним отцом – 11;
  • Неблагополучные семьи – 13;
  • Молодые мамы из числа учащихся – 24;
  • Беременные из числа учащихся – 6;

В внутришкольном учете состоят – 133 учащихся из них, ПДН – 99 учащихся, КДН -41 учащийся.

В рамках работы объектом эмпирического исследования стали обучающиеся 9 «а» класса. Класс состоит из 22 учеников, из них 16 юношей и 6 девушек. 10 из них состоят на внутришкольном учете и учете подразделения по делам несовершеннолетних.

Программа профилактики делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей создана для устранения делинквентного поведения и коррекционная работа с несовершеннолетними правонарушителями, которая включает нацеленную готовность к изменению, ориентированные на накопление подростков нравственно положительных качеств, формирующие самовоспитание.

Диагностическая работа - выявить отклонения в поведении.

Профилактическая работа с респондентами:

1 направление

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • профориентационная работа;
  • проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности респондентов делинквентного поведения:

  • заинтересовать респондентов в кружковые работы и спортивные секции;
  • проявить интерес в трудоустройстве в летний период.

2 направление:

  • вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • приглашение на беседу медийные лица, а так же лица бывших заключенных.

Профилактическая работа с родителями:

  • Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
  • Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;
  • Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей;
  • Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении.

Таким образом, процесс профилактики делинквентного поведения подростков можно направить на благоприятное воздействие к становлению личности несовершеннолетних.


Библиографическая ссылка

Иванова С.А., Егорова В.Н. ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19942 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674