Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Y и Z В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Рынкевич А.А. 1 Саленко А.К. 1
1 Московский Педагогический Государственный Университет
Для определения отличий одного поколения от другого в статье рассматриваются теории Э. Дюркгейма, Н. Хоува и В. Штрауса. В работе рассматриваются поколения Y и Z, которые в настоящее время являются представителями молодежи. Во второй части работы рассматривается позитивное и негативное влияние Интернета на обучение, а также специфика обучения поколений Y и Z в цифровую эпоху.
поколение
образование
воспитание
социальный институт
дисциплина и порядок
теория поколений
интерактивная форма
цифровое образование
Интернет
социальные сети
1. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России: Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. - М.: ГУ ВШЭ, 2001. - 100 с.
2. Социология Эмиля Дюркгейма = Sociologie d'Émile Durkheim / Е. В. Осипова. - 2. изд. - СПб.: Алетейя, 2001. - 330 с.
3. https://pikabu.ru/story/teoriya_pokoleniy_neyla_khouva_i_vilyama_shtrausa_67723.
4. http://mihailovka8.ucoz.ru/News/teorija_pokolenija.pdf.
5. https://mel.fm/blog/nina-dobrynchenko-matusevich/68915-pokoleniye-net-kak-vospityvat-rebenka-so-smartfonom-v-rukakh
6. https://tass.ru/wfys2017/articles/4653301.

Наше время сейчас активно называют «Информационной эрой» или «Цифровой эпохой». Современное и предыдущее поколения молодежи по-разному воспринимают новые технологии, обучаются, развиваются и проводят свободное время. Изучением поколений и спецификой обучения каждого из них занимались такие ученые, как Н.Хоув и В.Штраус. Также про воспитание молодого поколения можно найти информацию в работах Э.Дюркгейма.

Для начала, чтобы нам разобраться нужна ли вообще теория поколений в педагогике, мы дадим определение, что же такое теория поколений и кто первый заговорил об этой проблеме?

Теория поколений - это новое и интенсивно развивающееся, усовершенствованное и практически применимое учение.  Теория поколений была создана в 90х годах XX века американскими учеными — историками и социологами Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом.  Они по-другому рассматривали теорию, ушли от обычной интерпретации различий только на основе возраста, охарактеризовали поколения, исходя из глубинных ценностей. Поколение, в свою очередь, представляет собой совокупность людей, родившихся в определенный период жизни и подвергшиеся влиянию одних и тех же событий. Н. Хоува и В. Штраус выделяет типы поколение такие как: победители и строители – поколение, рожденное в 1900-1923 г., молчуны – 1923-1943 г., беби-бумеры – 1943-1964 г., поколение Х- 1964-1984 г., поколение Миллениум(У) – 1984-2001 г., поколение Z – с 2001 г. и по настоящее время. Но мы хотим поговорить о поколение Y и Z. Поколение Y обучаются в школах, в вузах, а поколение Z ходят в детский сад и в школу, активно развиваются, узнают окружающий их мир, их ценности еще не сформированы. Так какими же чертами, интересными для педагога, обладают представители этих поколений?

Поколение Y очень общительны и уверенные в себе, обладают гражданским долгом, готовые приложить любые усилия для достижения поставленной цели, не могут существовать без техники, превосходно владеют ею. А поколение Z еще более чем нуждаются в технологиях, в цифровом образование, ценят спорт и тянутся все больше к творчеству. Если педагог знает все эти особенности двух поколений, то он может найти подход к современным детям и студентам, как и в целом, так и индивидуально, может выявить мотиватор, который является ключом к успешному обучению. Что же об этом говорил Э. Дюркгейм?

Проблема, которая привлекала внимание французского социолога Э. Дюркгейма – это, прежде всего, образование и воспитание подрастающего поколения. Его считают одним из основателей социологии образования. Он рассматривает образование и воспитание молодого поколения в тесной связи с потребностями общества.

Дюркгейм говорит о том, что воспитание «отнюдь не имеет единственной и главной целью индивида и его интересы, оно есть, прежде всего, средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования». Он говорит о том, что если каждый человек проявляет и обуславливает некое социальное существо, то его цель воспитания заключается в том, чтобы сформировать его в каждом из нас. Воспитание состоит, в первую очередь, в целенаправленной и ведущей социализации молодого поколения. Одну из важных ролей, по мнению социолога, играют социальные институты, а в качестве примера он приводит институт школы. Именно школа производит сходство социального института. Дюркгейм говорит о том, что в школе существует и дисциплина, и порядок, как в обществе. Правила, обязанности, соблюдение их учениками похожи на правила поведения взрослого человека. Похвала и наказания, связанные с волнением обязанностей школьником, сходны с похожими санкциями взрослых.

После того, как мы разобрались со спецификой поколений и отличий одного поколения от другого, надо выявить, каких же особенностей воспитания стоит придерживаться в мире информационных технологий и цифрового образования.

В.Н. Погодин – эксперт и победитель конкурса «i-учитель» определяет цифровое образование, как «применение компьютерных инструментов и информационных технологий в различных образовательных контекстах». В настоящее время нет четкого определения понятию «Цифровое образование», поэтому мы понимаем данный термин, как образование на любой ступени обучения с использованием новых современных технологий и Интернета.
           На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи в 2017 году ректор Государственного института русского языка имени Пушкина Маргарита Русецкая на одной из встреч отметила, что сейчас существует три типа коммуникаций: письменная, устная и цифровая. Сложно не согласится с этим высказыванием. В современном мире подростки с 12 начинают активно пользоваться социальными сетями. Они используют их для общения со сверстниками и просто развлечений. 95% детей от 13 до 18 лет имеют доступ к смартфонам и 45% пользуются ими постоянно. В среднем дети проводят в Интернете до 8 часов в день. Поэтому крайне важно научить ребенка с малого возраста пользоваться смартфоном с пользой и безопасно. 
             Теперь рассмотрим, как использование Интернета и современных девайсов влияет на учебу. Обучение с использованием девайсов повлияло на школьника:

-дети стали меньше двигаться, проводят свободное время за игрой в смартфон.

-развивается клиповое мышление, свойственное поколению Z. Дети не могут читать большие объёмы информации, куда лучше воспринимается информация в сжатом виде, разделенная на тезисы.

-уменьшается объём краткосрочной памяти. Теперь не нужно запоминать и держать в голове много вещей, ведь любой ответ на вопрос можно найти в Интернете, а что-то напомнить помогут уведомления на смартфоне.
           С другой стороны, несмотря на негативные аспекты цифровизации в образовании, здесь есть и положительные особенности:

-дети стали лучше разбираться в информации. Они свободно курсируют в потоке и хорошо ориентируются, быстро находят нужное в сети.

 -теперь талантливые дети с любого уголка мира может заявить о себе благодаря ведению личного блога, участию в онлайн-олимпиадах, конкурсах.  С 2019 года реализуется возможность всем учащимся в России формировать свои индивидуальные цифровые портфолио в электронном в виде.

Следуя из сказанного выше, процесс обучение должен строится на ведение новых условий с использованием в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий. Интерактивные методы занятий основаны на принципах активности обучаемых и составляют обязательным условием, таким как обратная связь. Ведь обратная связь является одним из средств успешного развития личности. Создается такая среда общения, которая характеризуется открытостью и взаимодействием участников, взаимной оценки и способов контроля, что необходима для студентов поколения Y. Преподаватель выполняет функцию тьютора в работе, поскольку это поколение предпочитают процесс обучение коллективный, погруженную в настоящую проблему. Преподавателя «Y» воспринимают не как наставника, а уже как партнера. Студентам всегда нужно взаимодействовать как с друг другом, так и с преподавателями, получая друг от друга обратную связь. В учебный процесс, по нашему мнению, необходимо включать такие средства успешного развития индивидов, как: круглый стол, мозговой штурм, решение разнообразных кейсов и обучению их создавать, мастер классы и квесты. Активное включение в учебный процесс интерактивных форм обучения позволит постоянно вносить новую новизну, стандарты и изменение проведений занятий. Ведь студент сейчас может не только писать от руки доклад, но и также работать на компьютере: печатать текст, создавать презентации, защищать курсовые работы с мультимедийным представлением, включение фото и видеоматериала. Надо учитывать тот факт, что сейчас практически, мы большую долю информации получаем именно из Интернета, преподаватель обязан включать в списки рекомендуемой литературы ссылки на электронные книги, сайты, являющиеся полезными для обучения.  Новое поколение ждет перемен и новых форм интерактивных форм обучения. Следовательно, задача педагогов и родителей рассказать молодежи о всех возможностях, которые предоставляет Интернет и научить ими пользоваться, а также внедрить его в ежедневный учебный процесс.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что теория поколений Штрауса и Хоува является полезной для педагогики и поможет преподавателю очень быстро и оперативно ориентироваться в потребностях современных школьников и студентов, направить процесс обучения по эффективному и успешному пути развития.
Как мы уже говорили ранее, поколение Z имеет тягу ко всему новому. Им нравится осваивать новые технологии. Поэтому педагог в эпоху цифрового воспитания должен использовать новые инструменты в образовании, внедрять цифровые технологии в свою работу, учитывая отличие поколения Z от предыдущих поколений. 


Библиографическая ссылка

Рынкевич А.А., Саленко А.К. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ Y и Z В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19937 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674