Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЗМА

Боженова Н.А. 1 Гончаренко Д.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
В данной статье говорится об истоках Олимпийского движения, который был возрожден Пьером де Кубертеном и его сторонниками. Благодаря их действиям, в наше время мы можем наблюдать всю красоту этого мероприятия. Спорт является частью мира. В настоящее время мир меняется с огромной скоростью, и наряду с ним меняются взаимоотношения людей. Рассматриваются основопологающие принципы Олимпийской хартии. Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта для гармоничного развития человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, в духе Олимпизма, взаимопонимания, дружбы, солидарности и честной игры. Независимые спортивные организации должны управлять, руководить и контролировать все спортивные события. Статья способствует расширению знаний об Олимпизме и Олимпийском образовании. Раскрываются основные критерии Олимпизма, которые включают в себя полное равенство с самого начала. Если спорт - образ мира, то олимпизм рассматривается как образ идеологии общества. Многообразие современной олимпийской философии, олимпийского сознания и всей олимпийской культуры находит отражение в динамике олимпийского образования. В статье рассматривается такие понятия как олимпийское благородство, честная игра, взаимное уважение и т.д. Проводится сравнение древних Олимпийских Игр и современных Олимпийских Игр, акцентируется внимание на идеалах основных принципов Олимпизма и реальностью, которая не всегда им соответствует.
олимпизм
олимпийское движение
олимпийские игры
мок
кубертен
олимпийские принципы
1. Боженова Н.А. Актуальные проблемы олимпийского образования в вузах физической культуры /Н.А.Боженова // Сб.: Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры: материалы итоговой научно-методической сессии преподавателей и сотрудников за 1998г. - Вып. 5. - Волгоград: ВГАФК, 1999. – С. 75-82.
2. Боженова Н.А. Олимпийские виды спорта. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2015.
3. Бариев, М.М. Наследие Универсиад и Олимпийских Игр – возможность для инвестиций и развития / М.М. Бариев // Теория и практика физической культуры. – № 1 – 2014. – С. 7-9.
4. Кузнецова, З.М. Формирование экологического наследия зимних Олимпийских игр / З.М. Кузнецова, А.И. Морозов // Теория и практика физической культуры. – № 4 – 2014. – С. 18-20.
5. Лубышева, Л.И. Интерпретация олимпизма в базовых смысла спортивной культуры / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – № 8 – 2014. – С. 97-99.
6. Миа, Энди Основы Олимпизма: пер. с англ. / Энди Миа, Беатрис Гарсиа. – М.: ООО «Издательство «Рид Медиа», 2013. – 192 с.
7. Наумова, М.С. Метафизика Олимпизма / М.С. Наумова, И.О. Надточий // Перспективы развития студенческого спорта и Олимпизма – Воронеж: 2019. – 39-44.
8. Столяров, В.И. Идеи Пьера де Кубертена и современное олимпийское движение / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. – № 1 – 2014. – С. 57-60.
9. Сучилин, А.А. Олимпийский спорт и подготовка кадров: системный, культурологический, гендерный подходы: монография / А.А. Сучилин, Ю.А. Зубарев. – Волгоград : Принт, 2018. – 340 с.
10. Kruger, M. Olimpism and Olympic Education / M. Kruger // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – № 14 – 2016. С. – 161-175.

С самого начала истории современной Олимпиады, более ста лет назад, образовательные или педагогические аргументы доминировали в дискуссии об Олимпизме и Олимпийских Играх [6].  К сожалению, большинство людей ассоциируют олимпийские виды спорта и Олимпийские игры не столько с моральными и педагогическими идеалами, сколько с шоу-бизнесом, допингом, торговлей и коррупцией, другими словами, меньше с честной игрой и больше с нечестной игрой. Многие люди сожалеют и не могут принять упадок спорта в контексте коммерции, коррупции и шоу-бизнеса. Они хотят и действительно требуют честности и справедливости в спорте [1].

Тем не менее, популярность и успех Олимпийских и Паралимпийских игр и олимпийского спорта высшего уровня в целом остаются неизменными. Огромный коммерческий и медийный успех Игр может быть истолкован как доказательство жизнеспособности Олимпийских игр и их основополагающей концепции, даже из-за непрекращающегося кризиса современного спорта, в котором допинг, наряду с мошенничеством и коррупцией, кажется самой серьезной проблемой. Принимая во внимание историю современных Олимпийских игр и очевидный растущий разрыв между идеалами его фундаментальных принципов и реальностью, мы постараемся объяснить в исторической перспективе, что на самом деле означает Олимпизм и как его понимание изменилось за последнее столетие.

Первые Олимпийские игры современности состоялись в Афинах,  Греция в 1896 году, более 120 лет назад. Французский дворянин Пьер де Кубертен считаетлся основоположником этой новой, современной традиции с ее уважением к древности. Однако он был не одинок. В то время многие образованные люди из разных европейских стран, таких как Великобритания, Франция, Греция, Германия были полны уважения и энтузиазма к классической греческой древности более 2000 лет назад [10;8]. Для них этот период казался пиком и человечества, и гуманизма, и культурного развития. Накануне 20-го века, оглядываясь на древнегреческий успех Игр, можно было ожидать правильной ориентации на будущее, поэтому в Европе этот период называют новым гуманизмом. Пьер де Кубертен утверждал, что Олимпийские игры в наше время должны быть не более, чем возрождением древних Олимпийских игр.

Фактически, эти события в древности были вовсе не играми, а религиозными церемониями, включая спортивные соревнования. В 1894 году, когда Кубертен пригласил нескольких влиятельных деятелей из Европы и Соединенных Штатов Америки на конгресс по любительскому спорту, он поставил во главе повестки дня возможность возродить Олимпийские игры. Он использовал греческие термины олимпийский, спортивный и гимнастический, чтобы облагородить современный спорт классической культурой. Кубертен также различал такие современные виды спорта, как легкая атлетика, гимнастика, плавание, гребля и верховая езда, которые, казалось, были параллельны классическим дисциплинам в древности, и другие, такие как игры с мячом, которые не были частью классической традиции легкой атлетики [5].

Что же Кубертен имел в виду под понятием Олимпизма как религии? На самом деле Кубертен ошибался в своем утверждении, что в древности существовала религия олимпизма. Легкая атлетика и агонистика были частью религиозных культов, но легкая атлетика сама по себе была неизвестна в древности. Тем не менее, какой смысл Religio Athletae имеет отношение к современной Олимпиаде в настоящее время? Существовали различные способы понимания или интерпретации этого странного и, в некотором смысле, кощунственного понятия. Кубертен рассматривал религиозные чувства спортсменов в древности, восхваляя их богов через агоны и сравнивая их с мотивами и эмоциями спортсменов на современных Олимпийских играх. Спортсмены должны были, как он полагал, знать, что их действия во время тренировок и соревнований отнюдь не «просто для удовольствия», поскольку они являются посланниками современного олимпизма, пророками или священниками религиозных спортсменов, чувствуя свое тело во время выступления. Это послание включает в себя универсальную идею образования для «демократии и интернационализма», как всегда подчеркивал Кубертен. Лучшие спортсмены на Олимпийских играх являются кумирами для нового поколения и поощряют их к лучшему миру прогресса и человечности. Они являются идолами для всех, стремятся к лучшим достижениям, дисциплине и самоконтролю, чтобы способствовать миру во всем мире, отличающемуся демократией и интернационализмом.

 Второй критерий олимпизма - это благородство и отбор, но разновидность благородства, которая включает в себя полное равенство с самого начала. Это олимпийское благородство основано только на преобладании одного спортсмена, его прогрессивном разнообразии и, в определенной степени, на его желании тренироваться и заниматься спортом. Стремление к совершенству необходимо для олимпийских видов спорта. «Citius, altius, fortius» (быстрее, выше, сильнее) - является официальным девизом олимпийского движения. Этот девиз связан с одним из древнейших стихотворений человечества - «Илиадой» античного писателя Гомера. «Стремление вперед и быть лучше других» было основополагающим принципом жизни древних греков и, как утверждают некоторые историки, чудом их возвышенности и некогда высоким уровнем культурного развития.

Немецкий философ Ханс Ленк, бывший олимпийский чемпион по гребле и золотой медалист 1960 года, говорил о неоднозначности современного Олимпизма. Олимпизм никогда не был четко определенной философией Олимпийских игр. Скорее, Олимпизм должен был быть адаптирован к условиям и потребностям настоящего и будущего. По своей сути, Олимпизм - это педагогическая идея, воплощенная в физическом спорте и производительности. Как и в любом педагогическом понятии, оно должно постоянно обновляться и модернизироваться. Фактически, современная версия Олимпизма закреплена в конституции МОК, так называемой Олимпийской хартии, другими словами, в Библии олимпийского движения. Последняя версия хартии, пересмотренная в 2018 году, включает семь «фундаментальных принципов олимпизма». В первом абзаце утверждается, что «Олимпизм - это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое качества тела, воли и разума. Сочетая спорт с культурой и образованием, Олимпизм стремится создать образ жизни, основанный на радости от усилий, образовательной ценности хорошего примера, социальной ответственности и уважении к универсальным фундаментальным этическим принципам» [6].

Олимпийские игры постоянно подвергались опасности служить политическим целям. Кроме того, они находятся в опасности быть поглощенными экономическими ограничениями и интересами. Современная олимпийская хартия МОК отвергает понятие олимпийской религии, которая была первым критерием Кубертена для Олимпизма. Вместо этого первый параграф Хартии говорит об олимпизме как о «философии жизни». Это утверждение кажется скромным, чем, возможно, кощунственное утверждение Кубертена о том, что его считают основателем новой гражданской религии современного олимпийского спорта.

Таким образом, согласно этим дискуссиям, общая цель олимпийского образования, достигнутого на Олимпийских играх и в целом в олимпийском спорте, состоит в том, чтобы сделать людей сильными и лично и в социальном контексте, для своей собственной жизни, общества и государства. Эта цель никоим образом не ограничивается спортсменами высшего уровня, но касается всех, кто стремится к лучшим достижениям в соответствии с правилами и принципами честной игры. Делая это в области спорта, они улучшают свой характер в целом. Спортсмены высшего уровня на Олимпийских или Паралимпийских играх являются или, по крайней мере, должны быть кумирами для всех. Образование, тренировки и соревнования в спорте развивают в равной степени как личность, так и социальные компетенции, такие как честная игра, взаимное уважение и, наконец, способность жить в мире, как с собой, так и с другими. Возможно, это конечная цель олимпийского образования: способствовать мирному сотрудничеству отдельных людей, команд, народов, государств и наций посредством соревновательных видов спорта.


Библиографическая ссылка

Боженова Н.А., Гончаренко Д.И. ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО ОЛИМПИЗМА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19848 (дата обращения: 10.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074