Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ И ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА АУДИТОРИЙ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Донгак А.А.-Х. 1 Доржу У.В. 1
1 ФГБОУ ВО Тувинский государственный университет
В статье приведены результаты обследования аудиторий разных учебных корпусов Тувинского государственного университета. Исследование загрязненности проводилось с помощью прибора «Пчелка-У» на выявление содержание в воздухе концентрации диоксида азота, диоксида серы, диоксида углерода (углекислый газ). Также в разных корпусах ТувГУ было проведено исследование по определению показателей влажности воздуха и радиационной активности учебных помещений с использованием прибора гигрометра психрометрического гигрометра. С помощью прибора «Радэкс» было проведено обследование помещений для выявления источников ионизирующего излучения. Выявлено, что воздух в различных корпусах ТувГУ не превышают предельно-допустимой концентрации в воздухе рабочей зоны. исследования загрязненности воздуха в аудиториях педагогического колледжа, аудиторий инженерно-технического и исторического факультета, наибольшее содержание диоксида азота обнаружено в воздушной среде аудитории исторического факультета, составляющее 0,15, что в свою очередь, меньше предельно допустимой концентрации. Содержание диоксида серы в аудитории педагогического колледжа равно нулю, а в воздушной среде аудиторий инженерно-технического и исторического факультета содержание диоксида серы предельно мала. Также в аудиториях исследуемых корпусов не обнаружено содержание диоксида углерода. Сравнительный анализ параметров микроклимата (температуры, влажности) учебных помещений показал, что в некоторых аудиториях показатели влажности ниже по сравнению с нормой. Уровень радиации в обследованных аудиториях ТувГУ не превышает предельно допустимой нормы.
микроклимат
радиационное загрязнение
химическое загрязнение
здоровье
рабочая зона
1. Касимов Н.С., Перельман А.И. Геохимические принципы эколого-географической систематики городов // Экогеохимия городских ландшафтов. М.: Изд-во МГУ, 2015. С. 20-36.2011. №2 (46)с. 98-106.
2. Семенкова Т.Н., Касаткина Н.Э., Казин Э.М. Факторы риска, влияющие на здоровье обучающихся в процессе обучения. //Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. Т.2 946). С. 98-106.
3. Егиазарян Р.Д. Влажность воздуха и её влияние на здоровье человека// Материалы конф. Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2015. Т.1.№1. С.35-44.

Введение. Здоровье человека формируется соотношением четырех групп факторов: генетические, медицинские, условия и образ жизни, состояние окружающей среды. На 50 % здоровье человека зависит от условий и образа жизни, на 20 % – от экологических факторов, на 20 % – от генетических, на 10 % – от медицинских.

Важным фактором, негативно влияющим на здоровье населения является загрязнение атмосферного воздуха [1, c. 1].

Поскольку обучающиеся и профессорско-преподавательский состав в образовательных учреждениях проводят до 80% в помещениях одним из важных условий обеспечения здоровья воздушный бассейн помещений, параметры микроклимата и другие факторы, которые могут влиять на состояние здоровья [2, с.3] . В связи с этим мониторинг качества воздуха является важной и необходимой задачей.

Целью исследования является определение уровня загрязненности учебных аудиторий Тувинского государственного университета.

Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:

  1. оценка химической загрязненности воздуха в разных корпусах ТувГУ;
  2. определение показателей влажности, уровня радиации аудиторий ТувГУ;

Материал и методы исследования.

Для исследования загрязненности воздуха в аудиториях ТувГУ, нами были выбраны аудитории 2 этажа главного корпуса ТувГУ, находящегося по адресу ул. Ленина 36, аудитории 2 этажа студенческого городка по адресу ул. Монгуш Сата д. 9, аудитории 2 этажа учебно-лабораторного корпуса ТувГУ по адресу ул. Колхозная 125.

Исследование загрязненности проводилось с помощью прибора «Пчелка-У» на выявление содержание в воздухе концентрации диоксида азота, диоксида серы, диоксида углерода (углекислый газ).

Гигрометр психрометрический ВИТ-1 применялся для измерения температуры и относительной влажности воздуха в зимний период помещениях.

Уровень радиации измерялся с помощью прибора Радэкс РД1503, который используется для обнаружения источников ионизирующего излучения и оценки его величины.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице 1 отражены результаты исследования воздушного бассейна главного корпуса, студенческого городка, учебно-лабораторного корпуса ТувГУ. В исследуемых помещениях содержание диоксида серы в учебном корпусе предельно мала, в 10 раз меньше предельно-допустимой концентрации. Диоксид углерода также обнаружено в малых концентрациях.

Как показывают результаты проведенного исследования содержания вредных химических веществ в воздухе различных корпусов ТувГУ не превышает предельно-допустимую концентрацию.

Как показывают данные таблицы, отражающие результаты исследования загрязненности воздуха в аудиториях педагогического колледжа, аудиторий инженерно-технического и исторического факультета, наибольшее содержание диоксида азота обнаружено в воздушной среде аудитории исторического факультета, составляющее 0,15, что в свою очередь, меньше предельно допустимой концентрации. Содержание диоксида серы в аудитории педагогического колледжа равно нулю, а в воздушной среде аудиторий инженерно-технического и исторического факультета содержание диоксида серы предельно мала. Также в аудиториях исследуемых корпусов не обнаружено содержание диоксида углерода.

Таблица 1

Результаты исследования загрязненности воздуха в аудиториях ТувГУ

Химические вещества

ПДК в воздухе рабочей зоны

Корпуса ТувГУ

Главный корпус

(2 этаж)

Студенческий городок, сельхоз факультет

(2 этаж)

УЛК – 2

1 этаж

Пед колледж

(3 этаж)

Политех (1 этаж)

Ист. фак

1 этаж

Диоксид азота NO2

2

0

0

0

0

0

0,15

Диоксид серы SO2

10

0,15

0

1,0

0

0,001

0,1

Диоксид углерода CO2

(углекислый газ)

9000

2,0

0,1

0,1

0

0

0,1

 

В табл. 2 представлены результаты исследования микроклимата (температуры, влажности) учебных помещений.

Таблица 2

Результаты исследования показателей температуры помещений

Место исследования

t°C

Норма tº в рабочем месте

Студ. городок

25°С

23-25°С

Новый корпус

Аудитория №506

23°С

23-25°С

Аудитория №216

23°С

23-25 °С

Столовая

24°С

23-25 °С

Пед. колледж

23°С

23-25 °С

Политех

Аудитория №301

25°С

23-25 °С

Аудитория №302

25°С

23-25 °С

Аудитория №303

24°С

23-25 °С

Истфак

Спорт. зал

25°С

23-25 °С

Аудитория №102

25°С

23-25 °С

Аудитория №108

24°С

23-25 °С

 

Как показывают результаты исследования температурного режима помещений соответствует норме. Минимальная температура в аудиториях учебных корпусов равна 23°С, что является минимальным значением нормальной температуры в рабочей зоне. Максимальная температура в аудиториях равна 25°С, что также соответствует норме температурного режима.

Показатели влажности помещений студенческого городка и нового учебно-лабораторного корпуса показывают, что они находятся ниже нормы. Самые низкие показатели влажности при относительно одинаковой температуре воздуха в аудиториях обнаружено в учебной аудитории студенческого городка. Так, показатели влажности в аудитории студенческого городка равно 22%, в то время как показатели влажности в аудиториях исторического факультета, политехнического корпуса и нового корпуса колеблется в пределах 65% и 85%.

Таблица 3

Результаты исследования показателей влажности

Место исследования

Влажность

(%)

Норма влажности в рабочем месте

Студ. городок

22

60-40%

Учебно-лабораторный корпус

Аудитория №506

74%

60-40%

Аудитория №216

65%

60-40%

Столовая

70%

60-40%

Пед. колледж

74%

60-40%

Политехнический корпус ТувГУ

Аудитория №301

79%

60-40%

Аудитория №302

83%

60-40%

Аудитория №303

78%

60-40%

Здание исторического факультета

Спорт. зал

75%

60-40%

Аудитория №102

83%

60-40%

Аудитория №108

67%

60-40%

 

Здоровый человек чувствует себя комфортно в диапазоне влажности от 40 до 60%. Отклонения от этих показателей даже при качественной вентиляции помещения могут привести как просто к плохому самочувствию и быстрой утомляемости, так и к серьезному ухудшению состояния здоровья, в том числе и к ухудшению памяти и восприятия [3, с. 4] .

В таблице 4 показаны результаты исследования радиации. Как видно из таблицы уровень радиации в аудиториях ТувГУ не превышает предельно допустимой нормы.

Таблица 4

Результаты исследования радиации

Место исследования

Радиация

(мкЗв/ч)

Норма радиации в помещениях

Студ. городок

0,18 мкЗв/ч

0,25-0,4 мкЗв/ч

Учебно-лабораторный корпус

Аудитория №506

0,14 мкЗв/ч

0,25-0,4 мкЗв/ч

Аудитория №216

0,23 мкЗв/ч

0,25-0,4 мкЗв/час

Столовая

0,16 мкЗв/ч

0,25-0,4 мкЗв/час

Пед. колледж

 

0,25-0,4 мкЗв/час

Политехнический корпус

Аудитория №301

0,15 мкЗв/ч

0,25-0,4 мкЗв/час

Аудитория №302

0,16 мкЗв/ч

0,25-0,4 мкЗв/час

Аудитория №303

0,15 мкЗв/ч

0,25-0,4 мкЗв/час

Здание исторического факультета

Спорт. зал

0,13 мкЗв/ч

0,25-0,4 мкЗв/час

Аудитория №102

0,12 мкЗв/ч

0,25-0,4 мкЗв/час

Аудитория №108

0,16 мкЗв/ч

0,25-0,4 мкЗв/час

 

Заключение

Как показывают результаты проведенного исследования, химическая загрязненность воздуха рабочей зоны в различных корпусах ТувГУ не превышают предельно-допустимой концентрации.

Температурный режим помещений находится в пределах нормы, однако в учебных аудиториях двух корпусов наблюдалось снижение показатлей влажности. Уровень радиации в аудиториях ТувГУ не превышает предельно допустимой нормы.


Библиографическая ссылка

Донгак А.А.-Х., Доржу У.В. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ И ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА АУДИТОРИЙ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19839 (дата обращения: 10.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074