Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ

Русских И.С. 1
1 Пермский государственный медицинский университет им. Акад. Е.А.Вагнера
Транспортная авария – авария на транспорте, которая влечет за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Из года в год в России наблюдается тенденция к росту количества легковых автомобилей из-за неоспоримого удобства данного средства передвижения, также многие активно используют общественный транспорт. К сожалению, число пострадавших в ДТП так же растет. Ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч. Именно поэтому тема транспортных аварий является крайне актуальной на сегодняшний день. На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четвери грузовых перевозок. Ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибает около миллиона двухсот тысяч человек. Немалая доля пострадавших приходится и на Россию. В России на долю транспорта приходится около 8% ВВП; в этой отрасли хозяйства занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения России.
авария
дорожно-транспортное пришествие
чрезвычайная ситуация
водный транспорт
воздушный транспорт
1. Абрамов, В.В. Безопасность жизнедеятельности. 2013 г. - 365с.
2. Глазунов Ю. Н., Котляревский В. А. Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий: Кн. 4: Учебное пособие. Под ред. Котляревского В.А., Забегаева А.В. - М.: Ассоциация строительных вузов, издательство, 1998 г. - 208 с.
3. Захарова, А. Е. Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях / А.Е. Захарова. - М.: Мир автокниг, 2011 г. - 80 c.
4. Калюжный, Е.А. Михайлова, С.В. и др., Безопасность жизнедеятельности. АГПИ, 2012 г. - 316с.
5. Пантюхин В. В. Классификация катастроф и ЧП, - М.: Инфра М, 2004 г. – 84с.

Все люди, независимо от возраста, места жительства, социального статуса, пользуются различными видами транспортных средств. Но не все считают, что современный транспорт-это зона повышенной опасности. Специфика современного транспорта заключается в его высокой насыщенности энергией. Наименее экономичными видами транспорта являются трамваи, троллейбусы, метро и железнодорожный транспорт. [4]

Самый опасный вид транспорта - наземный. За последние несколько десятилетий количество аварий, связанных с пассажирскими перевозками, значительно возросло. Большинство дорожно-транспортных происшествий происходит в "потенциально опасных" районах планеты, а именно: в Китае, Индии, Латинской Америке. В первую очередь это связано с высокой плотностью населения страны. Великобритания, Франция, Испания, Италия, США, Россия - не исключение. Однако, так или иначе, транспорт занимает весьма важное место в хозяйстве и экономике любой страны.

В России на долю транспорта приходится около 8% ВВП; в этой отрасли хозяйства занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения России. [1]

Из года в год в России наблюдается тенденция к росту количества легковых автомобилей из-за неоспоримого удобства данного средства передвижения, также многие активно используют общественный транспорт. К сожалению, число пострадавших в ДТП так же растет. Ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч. Именно поэтому тема транспортных аварий является крайне актуальной на сегодняшний день.

Общие сведения о транспортных авариях

Транспортная авария – авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде [3].

Если рассматривать транспорт как систему, то она включает в себя:

  • Автомобильный транспорт
  • Воздушный транспорт
  • Железнодорожный транспорт
  • Водный транспорт, который подразделяется на морской и внутренний водный транспорт
  • Городской общественный транспорт
  • Промышленный транспорт
  • Трубопроводный транспорт

Виды транспортных аварий

ЧС на автомобильном транспорте

Автомобильный транспортэто вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колёсного движителя. Развитие этого вида транспорта определяется величиной автопарка, протяжённостью и состоянием автодорожной сети, а также экономическими потребностями и возможностями в его работе. Не малую роль в настоящее время играет экологический фактор.

На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четвери грузовых перевозок. Ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибает около миллиона двухсот тысяч человек. Немалая доля пострадавших приходится и на Россию [5].

Дорожно-транспортное происшествие-происшествие, произошедшее во время движения транспортного средства по дороге, в результате которого погибли или пострадали люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения или причинен иной материальный ущерб.

Первый зарегистрированный несчастный случай в истории-это инцидент, произошедший 30 мая 1896 года в Нью-Йорке. Суть аварии заключалась в том, что электромобиль Генри Уэллса столкнулся с велосипедом Эвелин Томас, которая отделалась переломом ноги [5].

Основные механизмы возникновения повреждений:

  • От прямого удара транспортного средства;
  • От общего сотрясения тела;
  • От прижатия тела к дорожному покрытию или неподвижному предмету;
  • От трения различных поверхностей тела человека и части транспортного средства или дорожного покрытия [4].

Виды повреждений при ДТП:

  1. Среди раненных при ДТП
  • 57% - ушибы, ссадины;
  • 50% - переломы.
  1. Среди погибших при ДТП
  • 100% - ушибы, ссадины;
  • 87% - переломы;
  • Более 42% - разрывы внутренних органов.

Ушиб — закрытое повреждение тканей и органов без существенного нарушения их структуры. Чаще повреждаются поверхностно расположенные ткани (кожа, подкожная клетчатка, мышцы и надкостница).

Ссадина — это повреждение тех или иных слоев эпидермиса или эпителия слизистых оболочек, в некоторых случаях повреждается и сосочковый слой дермы.

Перелом — полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета.

Разрывы внутренних органов - механические повреждения мягких тканей и внутреннихорганов с нарушением их анатомической целостности [3].

Анатомо-функциональные области, повреждаемые при ДТП:

  • 91% - голова;
  • 56,9% - нижние конечности;
  • 41,5% - грудная клетка;
  • 26,6% - таз;
  • 22,4% - верхние конечности;
  • 20% - брюшная полость.

ЧС на авиатранспорте

Воздушный транспорт - самый быстрый вид транспорта. Основной сферой применения воздушного транспорта являются пассажирские перевозки на расстояния свыше тысячи километров. Грузовые перевозки также осуществляются, но их доля очень мала. Скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почта в основном перевозятся воздушным транспортом [1].

В силу специфики способа транспортировки, воздушный транспорт имеет как ряд преимуществ, так и существенные недостатки, что ограничивает его использование в качестве грузового транспорта.

Аварии делятся на катастрофы, аварии и поломки.

Под авиационным происшествием понимается несчастный случай, повлекший гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира, полное или частичное уничтожение воздушного судна или его бесследное исчезновение.

Авиационная катастрофа - инцидент, который не привел к человеческим жертвам, но вызвал столь значительные разрушения самолета, что восстановительные работы невозможны или нецелесообразны.

Авиационная катастрофа - инцидент, который не привел к человеческим жертвам, но вызвал столь значительные разрушения самолета, что восстановительные работы невозможны или нецелесообразны.

Авиационная поломка - инцидент, при котором воздушное судно повреждено, а его ремонт невозможен [2].

Анализ катастроф и аварий последних лет показывает, что причины, приводящие к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы:

  • Ошибки человека – 50-60%;
  • Технические нарушения – 15-30%;
  • Влияние внешней среды – 10-20%;
  • Другие (невыясненные) – 5-10%.

Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полета они распределяются следующим образом:

  • Разгон воздушного судна – 18%;
  • Приземление воздушного судна – 25%;
  • Посадка воздушного судна – 16%.

Величина и структура санитарных потерь:

80-90% санитарных потерь

50% тяжелые повреждения

Виды повреждений:

  • Механические травмы – 90%;
  • Комбинированные повреждения – 10%;
  • Сочетанные повреждения – 20%;
  • Черепно-мозговые травмы – 40-60%;
  • Шок – 10%.

Раненые при авиапроисшетсвии нуждаются в:

  • Наложении повязок – 40%;
  • Обезболивании – 50%;
  • Транспортной иммобилизации – 30%;
  • Эвакуации на носилках – 80%.

ЧС на водном транспорте

Водный транспорт является самым дешевым и самым старым видом транспорта. Он работает на естественном пути и, следовательно, не требует огромных капитальных вложений в строительство и техническое обслуживание своего пути, за исключением каналов. Стоимость эксплуатации водного транспорта также очень мала. Он имеет самую большую пропускную способность и наиболее подходит для перевозки крупногабаритных грузов на большие расстояния. Он сыграл очень важную роль в сближении различных частей мира и является незаменимым элементом внешней торговли [5].

Виды водного транспорта:

  • внутренний водный транспорт
  • морской транспорт

Внутренний водный транспорт.

  • Реки - это естественный водный путь, который может быть использован в качестве транспортного средства. Они подходят как для небольших лодок, так и для больших заграждений. Речной транспорт играл очень важную роль до развития современных средств наземного транспорта. Их значение постепенно снижается за счет более надежных и дешевых транспортных услуг, предлагаемых железными дорогами.
  • Каналы представляют собой искусственные водные пути, предназначенные для орошения или судоходства, или для того и другого. Канальный транспорт требует огромных капиталовложений в строительство и содержание его трассы, т. е. искусственных водных путей. Таким образом, стоимость перевозок по каналам выше, чем стоимость речных перевозок. Добавим к этому, что стоимость обеспечения водой каналов также является очень большой проблемой канального транспорта.
  • Озера могут быть либо естественными, как реки, либо искусственными, как каналы.

Преимущества внутреннего водного транспорта:

1. Низкая стоимость

Реки - это естественная магистраль, которая не требует никаких затрат на строительство и техническое обслуживание.

2. Большая мощность

Возможность перевозки больших количеств тяжелых и громоздких товаров.

3. Гибкий сервис

Возможность более гибкого обслуживания, чем железные дороги.

4. Безопасность

Риски аварий и поломок при этом виде транспорта минимальны по сравнению с любым другим видом транспорта.

Недостатки внутреннего водного вида транспорта:

1. Медленный

Скорость внутреннего водного транспорта очень низкая и поэтому этот вид транспорта непригоден там, где время является важным фактором.

2. Ограниченная зона деятельности

Его можно использовать только на ограниченной территории, которая обслуживается глубокими каналами и реками.

3. Сезонный характер:

Реки и каналы не могут эксплуатироваться для транспортировки в течение всего года.

4. Ненадежный:

Иногда река меняет свое русло, что приводит к нарушению нормального хода торговли.

5. Непригодный для малого бизнеса:

Морской транспорт.

Морской транспорт является незаменимым для внешней торговли. Он сблизил различные части мира и объединил все народы мира в один большой мировой рынок. Он работает на естественном треке, т.е. море и не требует никаких инвестиций в строительство и обслуживание своей трассы. Это, очевидно, самый дешевый вид транспорта.

Преимущества морского транспорта:

  1. Работает на естественной трассе, поскольку море обеспечивает готовое "дорожное полотно" для судов, чтобы плыть. Следовательно, он не требует огромных капитальных вложений в строительство и содержание своей трассы.
  2. Благодаря гладкой поверхности моря для его эксплуатации требуется сравнительно меньшая тяговая мощность, что приводит к меньшей стоимости эксплуатации. Таким образом, это самый дешевый вид транспорта.
  3. Имеет самую большую пропускную способность по сравнению с любым другим транспортом.
  4. Риск повреждения груза при транзите также меньше по сравнению с другими видами транспорта. Но товары подвергаются воздействию "морских опасностей".
  5. Это единственный подходящий вид транспорта для перевозки тяжелых и громоздких грузов в отдаленные места.

К основным причинам ЧС на водном транспорте можно отнести:

  • Морскую стихию;
  • Поломку техники;
  • Ошибочные действия человека.

Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

  • кораблекрушение — гибель судна или его полное конструктивное разрушение;
  • авария — повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (для пассажирского — 12 часов);
  • аварийное происшествие – меньшая по продолжительности авария;
  • катастрофа – кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой гибель людей [1].

Происшествия на воде неизменно сопровождаются рядом возникающих трудностей и особенностей:

  • Скорость движения транспорта, как правило, высока, что становится причиной травм пострадавших и их быстрой гибели;
  • Задержка при оказании помощи из-за сбоя в получении достоверной информации о ЧП. На момент прибытия спасательной группы в большинстве случаев происходит увеличение количества жертв;
  • Незнание пассажирами элементарных навыков выживания на воде;
  • Отсутствие специальной техники для эвакуации и тушения пожаров на начальном этапе;
  • Затруднение при определении количества пострадавших, а также невозможность доставки их в специализированные медицинские учреждения;
  • Организация поисков останков на больших площадях; необходимость восстановления транспортного сообщения в максимально сжатые сроки [1].

Библиографическая ссылка

Русских И.С. ТРАНСПОРТНЫЕ АВАРИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19811 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674