Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТОВ

Баязитова К.С. 1 Яковлев Т.Х. 1
1 Башкирский кооперативный институт филиал Российского университета кооперации
В данной статье раскрыты понятие и содержание образования, изучен порядок нормативного и государственного регулирования Российской Федерации, рассмотрены основные недостатки в рассматриваемой сфере. К основным проблемам образования на всех уровнях отнесены снижение контроля за усвоением учебной программы учащимися;отсутствие системы, формирующей умение учиться и целостное мировоззрение подрастающего поколения. Акцентировано внимание на снижение динамики государственного финансирования системы образования в России, необходимости обеспечения защиты и безопасности обучающихся в учебных заведениях, наличие элементовкоррупции.Выявлено, что постоянные изменения образовательных стандартов, необходимость сдачи единого государственного экзамена сужают возможность выбора будущей профессии. Студенты учебных заведений среднего профессионального и высшего образования ориентированы, в первую очередь, на формальное получение диплома, а не на получение знаний.Отмеченанесбалансированность высшего образования с позиции рынка труда в виду невостребованности выпускников. Во многих учебных заведениях выявлению проблем обучающихся могут способствовать институты кураторства и психологии. В целом решение затруднительных ситуаций должно быть комплексным и вестись как со стороны образовательного субъекта, так и со стороны государства, разрабатывая системные подходы по преодолению кризиса в образовательной системе.
образование
школа
учащийся
обучение
россия.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст. 43.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/(дата обращения 28.12.2018.)
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. изм. от 25.12.2018) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 28.12.2018.)
4. Байгильдина А.У., Салихова Э.М. Кадры кооперации Республики Башкортостан и система кооперативного образования // Основные направления и формы развития потребительской кооперации в странах Европы и Азии: опыт, проблемы, перспективы:
материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений, 2016. – С. 598-603.
5. Галиева Г.М., Галикеев Р.Н. Социальная инфраструктура сельских территорий: оценка и направления развития // Экономика и предпринимательство. – 2016. - № 10-3(75-3). –С.931-934.
6. Галиева Г.М. Структурные изменения доходов населения региона (статья) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 1 (январь). – С. 67–74. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170009.htm.
7. Галиева Г.М. Уровень жизни населения через призму доходов и расходов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 7 (июль). – С. 191–195. – URL: http://e-koncept.ru/2018/184037.htm.
8. Епанчинцев Е. В "Единой России" выступили против запрета дарить учителям и врачам подарки // https://ria.ru/20181210/1547744721.html (дата обращения 14.12.18)
9. Мусина Г.А. Игровые ролевые олимпиады ка форма инновационных методов обучения общепрофессиональным компетенциям // Совершенствование основных профессиональных образовательных программ в вузе: проблемы и возможные пути решения: материалы Всероссийской научно-методической конференции, 7-8 февраля 2018 г. – УФА: БГАУ, 2018. – С. 163-167.
10. Официальный сайт Казначейства России//http://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения 20.12.2018.)

Образование. Если дословно понимать данный термин, он означает приведение чего-то к определённой форме. Если же давать более научное определение, то образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. Трудно переоценить образовательный процесс как в современном мире, так и в истории человечества в целом. Многие великие свершения были сделаны образованными относительно своего времени людьми. Могли ли быть возведены «Семь чудес света» без квалифицированных архитекторов и строителей? Могла ли развиться сложная правовая система, являющаяся ныне важным государственным регулятором в общественной жизни, без грамотных юристов и квалифицированных менеджеров? Да и могла ли стать человеческая цивилизация такой, какой мы её знаем сегодня без образования в тех или иных его видах, существовавших в разные исторические эпохи? Ответ прост и очевиден - нет.

Разумеется, если образование важно для человечества в целом, то оно также важно и для конкретной страны, такой, как Россия. Всё чаще можно слышать, что современная школа не даёт полноту знаний. Поэтому нужно сразу определиться, что есть образование сегодня и как образовывают людей в современной России.

Образование в России гарантируется Конституцией Российской Федерации. Так, статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует право на обязательное бесплатное общее образование и на бесплатное высшее образование, на конкурсной основе[1]. На федеральном уровне управление образованием осуществляет Министерство науки и образования Российской Федерации, которое выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Надзор и контроль за образованием осуществляет Рособрнадзор. Служба осуществляет лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию научных и педагогических работников вузов, аттестацию выпускников образовательных учреждений, подтверждение и нитрификацию (распознание) документов об образовании. При этом Правительство Российской Федерации можетвыступать учредителем образовательных организаций.

Важнейшим этапом образования индивида является школа, формирующая личность человека в ключевой период становления. Школьное образование закладывает фундаментальную базу, на которую будет опираться гражданин всю свою жизнь. Школьный этап невозможно повторить, в отличие от среднего профессионального и высшего образования, поскольку его можно получить в любой момент взрослой жизни. Таким образом, школа является уникальным временем формирования человека, закладывающим основы его личностного и профессионального развития.

При этом имеющиеся негативные аспекты в системе школьного образования не всегда позволяют реализовать себя и получить знания в полном объеме. Проблемы в школьном образовании в нашей стране начались не сегодня и даже не переходном 1991 году. Однако именно за последние годы школьная система воспитания и обучения достаточно сильно изменилась. Система получения базовых знаний в российской школе значительно отличается от советской. В школьных учреждениях значительно снизился уровень контроля за усвоением учебной программы учащимися в виду высокой бюрократизации школьного аппарата. Учителя вынуждены уделять большой объём рабочего времени канцелярским мероприятиям, вместо организации адекватного учебного процесса. Соответственно, знания уступают навыкам, да при том таким важным, как, например «навык правильно сдать ЕГЭ». Другими словами, школьник часто получает навык, который не подкрепляется знаниями, и в итоге получается "человек-функция", заточенный для выполнения узконаправленных задач, что губительно само по себе с точки зрения воспитания и полноценного обучения. Но это только треть проблемы. Вторая же треть - это, пожалуй, самое важное умение, которое может дать школа - умение учиться, то есть - умение, которое позволит человеку эффективно и правильно усваивать новые знания на протяжение всей жизни. Научить учиться - это обязанность школы, что делает школьный этап жизни человека ещё более важным. И, наконец, последняя, но не по значимости, треть школьного обучения и воспитания - формирование мировоззрения. Школа должна помочь юному человеку создать систему взглядов, оценок и представлений о мире и отношение человека к окружающей действительности. Формирование мировоззрения - одно из важнейших этапов становления человека, и про данную роль школы также нельзя забывать.

В результате, если знания в современной школе, так или иначе ещё предоставляются, хотя и в довольно ограниченном варианте, то такие важные элементы школьной деятельности, как учить правильно учиться и формировать мировоззрение, практически полностью выкинуты из школьного образовательного процесса. Многие современные школьники, а затем и студенты, не имеют не просто достаточных знаний, которые должна была дать школа. Отсутствует само умение приобретать новые знания, что в итоге сводится ко многим трудностям, таким как: низкая успеваемость, невозможность правильно усваивать новый материал, неспособность запоминать пройденное и прочее. А отсутствие картины мира в сознании делает молодых людей неподготовленными к дальнейшей жизни, способствует развитию личностных кризисов и является причиной многих неудач на жизненном пути.

Это может привести, да и уже приводит к весьма пагубным результатам, последствия которых будут греметь ещё очень долго. Нужно зафиксировать, что система образования должна воспитывать граждан своей страны, а не винтиков для добычи сырья и работы в сфере обслуживании.

Кроме того, следует выделить и другие проблемы в системе образования подрастающего поколения страны. Среди них, в первую очередь, необходимо отметить снижение динамики государственного финансирования системы образования. В современной России наблюдается острая нехватка количества школ и учителей [5]. С 1991 года по 2016 год количество школ сократилось с 70 тысяч до 40 тысяч. Другими словами - школ стало почти в два раза меньше. С учителями похожая картина: их число сократилось с 1 млн. 800 тысяч до 1 млн. 100 тысяч. В 2017году было выделено 3264,2 млрд. рублей бюджетных средств на образование, что составляет 10,1 % от общей суммы расходов консолидированного бюджета РФ. При этом наблюдается опережающая динамика роста расходов государственного бюджета по сравнению с ростом динамики расходов на образование.

Рисунок 1 – Динамика расходов на образование и расходов консолидированного бюджета РФ, млрд. рублей[8].

В результате,наблюдается слабая материальная оснащённость школ, недостаточное количество учебных заведений среднего образования, и, как итог, снижение качества образовательных программ в целом.

Сложная ситуация, сложившаяся в системе образования России, связана с обеспечением защиты и безопасности в учебных заведениях. Защита и безопасность образовательного учреждения это не только необходимые турникеты, видеокамеры, вахтеры и прочее, но и умы обучающихся, ибо они должны находиться в безопасности не только в стенах учебного заведения, но и вне. Для решения этих проблем требуются регулярные лекции с обучающими фильмами и приглашением авторитетных для учащихся специалистов. Учащиеся должны вовлекаться в такой аспект общественной жизни, как безопасность: защиту от терроризма, чрезвычайных ситуаций, пожаров, вреда алкоголя, табачной продукции и наркотических веществ. И помимо оснащения приспособлениями, которые могут помочь в этих ситуациях, учащиеся должны знать, как ими пользоваться и как себя вести в той или иной непредвиденной ситуации. Помочь в решении этой проблемы может введение наставничества старших курсов над младшими.

Свое влияние оказывают элементы коррупции. Коррупция в образовании развивается быстро и стремительно растет. Она имеет два уровня: низовой и высший. К низовому уровню относят: прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача экзаменов и т.д. Коррупция на высшем уровне связана с аккредитацией, лицензированием учебных заведений и, главное, с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования (в частности на издание учебной литературы).

Существует целый ряд причин возникновения этого – низкий уровень оплаты учителей, не соответствующий интенсивности их работы и вкладу в образовательный процесс, правовые и системные проблемы [6,7]. В настоящее время, антикоррупционные стандарты могут начать применяться на преподавателях к середине 2019 года. По сообщениюдиректора департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России Дмитрия Баснака, он сообщил, что правительство внесло в Госдуму законопроект, который распространит антикоррупционные стандарты на работников ряда должностей, среди которых – учителя. [8].

В настоящее время действует статья 575 Гражданского кодекса, в которой прописано, что работникам культуры, образования, здравоохранения нельзя дарить подарок дороже трех тысяч рублей. Следовательно, любые подарки со стороны учеников и их родителей на праздники и дни рождения учителей будут рассматриваться уже как взятка [2].

Постоянные изменения образовательных стандартовоказывают негативный эффект на школьное, среднее профессиональное и высшее образовании. Переходя из класса в класс ученики меняют авторов учебных пособий по несколько раз на протяжении изучения предмета, что не позволяет сформироваться единой системе получения школьных знаний. Описанное выше в значительной степени дифференцирует общую картину обучения, превращая школьное образование в набор не связанных между собой данных. Это негативно сказывается на качестве учебного процесса. В дальнейшем выпускникам школ предстоит ОГЭ и ЕГЭ, по которым к 2020 году также ожидаются изменения. В ОГЭ к обязательным предметам прибавится дисциплина«Иностранный язык», а к ЕГЭ –«История России».

Впоследствии тожеЕГЭ создает дополнительные затруднения обеспечения полноты школьного образования. Проблема сужения возможностей выбора будущей профессиональной подготовки, это то препятствие, которое может преодолеть только сам абитуриент, правильно выбирая предметы для сдачи экзаменов. Есть немало случаев, что после окончания школы и знакомства с профессией, на которую был нацелен человек, сдавший профильные предметы, разочаровывается в себе как в будущем специалисте данной сферы, или в данной профессии в целом. Сюда же можно внести противоречивые и не всегда справедливые оценки результатов экзаменов.

Также существует такая отрицательная тенденция в системе среднего профессионального и высшего образования, как направленность учащихся на формальноеполучение диплома, а не на получение знаний. В системе среднего профессионального и высшего образования значительная часть обучающихся ориентирована только на получение документа, свидетельствующего о завершении процесса обучения,а не на приобретение знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности. Для преодоления этого необходимо выявить данную часть учащихся и проводить мотивационные тренинги, олимпиады с целью появления у них заинтересованности в будущей профессии [4,9]. Иначе, у таких студентов вовсе может возникнуть мысль, что диплом им уже не нужен, и они благополучно не окончат ВУЗ.

Немаловажную роль играет несбалансированность высшего образования с позиции рынка труда. Современные ВУЗы выпускают специалистов, которые по окончанию учебного заведения не смогут трудоустроиться по своей специальности ввиду невостребованности. Многие высшие учебные заведения не анализируют актуальное положение трудовых ниш, что приводит к невозможности многих выпускников трудоустроиться в соответствии с профилем подготовки.

Еще одним ограничивающим фактором, не позволяющим получить желаемое образование выпускникам из провинции, является нехватка мест в общежитии и неудовлетворительные условия проживания в нем, либо заселяются в старые общежития и пытаются улучшить свои жилищные условия за собственный счет. Значительное количество институтов не обладает достаточной материальной базой для улучшения жилищного фонда студентов. Кроме этого, у студентов появляются такие трудности, как адаптация к соседям, очереди в санитарную комнату и т.д. Выходом из данной ситуации может послужить составление санитарного графика в общежитии, развитие самоорганизации, создание неформального органа, который будет заниматься проблемами в общежитии, выполняя функцию старшего по общежитию и этажам/корпусам.

Каждый студент сталкивается со стрессовыми ситуациями, особенно в период поступления и экзаменационных сессий. Также могут возникнуть тревога и беспокойство, мешающие учебе из-за других неблагоприятных событий, не касающихся учебы. Во многих ВУЗах нет психолога, как в школах, поэтому здесь может помочь либо куратор, который часто может адекватно и оценить сложившуюся ситуацию и дать нужный совет. Также возможно курирование, например, старших курсов над младшими, чтобы выпускник помог определиться студенту младших курсов с подходящим решением. Для этого необходимо выстраивать систему студенческих советов, члены которых берут шевство над первокурсниками в наиболее психологически напряжённые этапы студенческой жизни. В более тяжелых ситуациях, в студенческих поликлиниках обязательно должен находиться специалист, который смог бы оказать необходимую помощь.

Невозможно переоценить важность образования в современном мире. К сожалению, в последние десятилетия система школьного, профессионального и высшего образования претерпевает различные изменения. Не каждая реформа приводила к позитивным результатам, усугубляя процесс формирования человека. Образование, как любая другая сфера деятельности, зависит от материальной поддержки. Такую поддержку может оказать только бюджет страны. Увеличивая бюджетные ассигнования в сегмент просвещения, государство закладывает прочные основы для будущего развития страны, её хозяйства и благополучия. От уровня подготовки кадров сегодня зависит качество экономики завтра. Решение затруднительных ситуаций должно быть комплексным и вестись как со стороны образовательного субъекта, так и со стороны государства. Только общими усилиями высшего и локального уровней можно эффективно сформировать адекватную картину общей проблематики и на основе её произвести управленческие решения для устранения отрицательных тенденций в области образования граждан.


Библиографическая ссылка

Баязитова К.С., Яковлев Т.Х. ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19525 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674