Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Динеева Е.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»
Статья посвящена изучению особенностей развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях общения. Автор описывает проблему с точки зрения актуальности, необходимости общения дошкольников с учётом современных информационных технологий. Делается ссылка на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и на исследования психологов и педагогов, занимающихся данной проблемой. Автор приводит результаты диагностической работы по проблеме исследования. Они говорят о том, что большое количество детей испытывают трудности в установлении контактов. На основе экспериментального исследования разработана технология развития речевого общения у младших дошкольников, пример которой приводится автором в статье. В технологии определены три этапа и прописано содержание каждого этапа в работе по развитию речевого общения детей младшего дошкольного возраста. В статье предлагаются методы и приёмы по реализации технологии развития речевого общения младших дошкольников: беседа, художественное слово, проигрывание игровых проблемных ситуаций и упражнений; драматизация отдельных произведений, дидактические игры парами. Получены данные о целесообразности использование разработанной технологии, которая позволяет добиться ощутимых результатов в развитии речевого общения детей младшего дошкольного возраста.
речевое общение
технологии
средства
методы
планирование
1. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. – 432 с.
2. KorobkovYu.D., Arakcheeva Z.V., Velikanova S.S., Sannikova L.N., Levshina N.I., Chernykh O.P. Socio-cultural factors of the russian reforming process of the 18-20th centuries//TarihKültürveSanatAraştırmaları. 2017. Т. 6. №5. С. 241-246.
3. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 240 с.
4. Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. Мониторинг условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Международный журнал экспериментального образования. 2016.№2-2. С. 263-267.
5. Левшина Н.И. Семейный проект «День Победы» // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013.№ 6. С. 77-88.
6. Приходько, Ю.А. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности / Ю.А. Приходько. – СПб.: Питер, 2014. – 140 с.
7. Санникова Л.Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016.№9. С. 102-107
8. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V. A. Parental Evaluation of Preschool Education Quality: is it a Problem or an Opportunity? Man in India. 2017.Т.97 № 5.С.171-185.
9. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Ilina G.V. Methodological performance evaluation by teachers in preschool educational intitutions //International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education . 2018. Т. 6.№2. С. 67-80.

В настоящее время проблема развития речи детей дошкольного возраста стоит очень остро, нежели несколько лет назад. Это обусловлено тем, что в современном мире возрастает потребность детей дошкольного возраста общения со взрослыми, желания узнать больше информации об окружающем мире, рассказать об этом. В настоящее время у дошкольника расширен круг жизненных связей и отношений, с появлением новых видов деятельности усложнено общение со сверстниками и взрослыми. В связи с этим одним из основных направлений образовательного процесса является создание условий для развития речи ребенка, полноценного овладения им средствами общения. Необходимо уделять больше внимания развитию речевого общения именно в младшем дошкольном возрасте. Так как именно в младшем дошкольном возрасте расширяются возможности социально-коммуникативного развития [5;7].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяют две образовательных области, в которых отражена проблема развития общения, что говорит о значимости данной проблемы в дошкольном образовании:

– социально-коммуникативное развитие, которое направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

– речевое общение: владение речью как средством общения и культуры.

Такие известные отечественные ученые, психологи, лингвисты как Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Л.С. Рубинштейн, А. А. Леонтьев, рассматривают речь как речевую деятельность, которая выступает в виде целого акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в какую-либо неречевую деятельность (и др.).

Ведущий отечественный специалист по психолингвистике А.А. Леонтьев определяет речевую деятельность как «процесс использования языка для общения во время какой-либо другой человеческой деятельности» [4;6]. Еще один известный отечественный исследователь И.А. Зимняя отмечает, что речевая деятельность это ни что иное как «активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения» [1].

По мнению А. Н.В. Клюевой, при общении со сверстниками у ребенка появляется возможность наладить контакты с равными ему людьми. Общаясь со сверстниками, ребенок научается жить на горизонтальной плоскости, строить отношение на равных. Ю.А. Приходько утверждает, что «совместная деятельность детей-дошкольников в группе сверстников – важнейший источник формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу» [3].

Речевое общение – это «мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности» [1].

Формой проявления речевого общения является речевое поведение собеседников, а содержанием – их речевая деятельность. В младшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать лексическим значение слова, то есть учатся применять различные слова для передачи собеседнику информацию, усложняющую по своему содержанию. В то же время дети уже могут регулировать вербальную функцию, вследствие чего она превращается в самостоятельный вид деятельности. Речевая деятельность дошкольника развивается и дальше достаточно эффективно и стремительно в зависимости от непосредственного процесса живого общения ребенка с конкретным взрослым и сверстниками. Развитие речевого общения детей младшего дошкольного возраста должно происходить постоянно, в различных организационных формах: и в образовательной деятельности, играх, беседах, режимных моментах, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях [2;9].

Данные обследования детей младшего дошкольного возраста позволили сделать вывод о том, что большинство дошкольников (80 %) испытывают трудности в установлении контактов, в введении диалога, участвуют в общении чаще по инициативе других, малоактивны и малоразговорчивы, эмоционально зажаты, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Поэтому встал вопрос о разработке технологии развития речевого общения детей младшего дошкольного возраста.

Задачами данной работы являлись:

– развивать социально-коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста при общении друг с другом;

– развивать эмоциональную отзывчивость, выразительность речи;

– развивать коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения;

– формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.

Были выделены три этапа в работе по развитию речевого общения детей младшего дошкольного возраста.

Первый этап (сентябрь-октябрь). На этом этапе планируется работа по стимулированию в речевой деятельности имеющих в речи детей знаний, умений и навыков общения.

Второй этап (ноябрь-январь): На втором этапе дети младшего дошкольного возраста начинают усваивать правила речевого общения.

Содержание работы на этом этапе включает в себя:

– обогащение словаря детей этическими формулами, которые они будут использовать во время общения со взрослыми и сверстниками, объяснение лексического значения этих слов;

– формирование умения слушать партнера по общению, не просто воспринимать то, что ему говорят, но и самому формировать процесс разговора, устанавливать контакт с собеседником.

На данном этапе педагогу необходимо тщательно планировать методы и приемы работы, рационально их сочетать, чтобы способствовать развитию речевого общения у детей младшего дошкольного возраста.

Третий этап (февраль-май): этап последующей работы, который позволяет закрепить полученные знания, умения.

В целях развития речи детей младшего дошкольного возраста были использованы такие методы как: беседа с детьми; использование художественного слова; проигрывание игровых проблемных ситуаций и упражнений; драматизация отдельных произведений, дидактические игры парами.

Фрагмент перспективного планирования представлен в таблице 1.

Таблица 1- Технология развития речевого общения детей младшего дошкольного возраста

Месяц, темы

Программные задачи

Формы работы с детьми по реализации задач  образовательной области

Самостояте-льная деятельность детей

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Октябрь.

«Мне хорошо в кругу друзей»

1.Поддерживать эмоционально положительное состояние детей

2.Способствовать сближению детей, проявлению интереса к сверстникам, желанию узнать имена друг друга

3. Укреплять доверие к воспитателю и уверенность ребенка в себе

Игровые образовательные ситуации: Показ инсценировки с игрушками «Куклы знакомятся»; Практическая игровая ситуация «Мишка-Топтышка знакомится с нашими ребятами»;

Игровая ситуация «К нам пришла новая кукла. Мы здороваемся с новой куклой»

Игры-хороводы («Кто у нас хороший?», «Выйди, Вова, в кружок, возьми, Вова, флажок»)

Образные игры-имитации «Веселые зайчата», Курочка и цыплята», «Бабочки летают»,  «В колокольчик позвони – своё имя назови»

Рассматрива-ние фотоальбомовжурналов,  картинок, настольные и дидактичес-кие игры

Январь

«Мы приходим на помощь, проявляем заботу и внимание»

1. Развивать доброжелательное отношение к сверстникам.

2. Побуждать к проявлению сочувствия и внимания,

3. Развивать представления о семье, о детях, о взрослых

Игровая ситуация помощи и внимания «Мы помогаем кукле Маше выздороветь»;

Практическая ситуация «Мы встречаем нашу Лену после болезни» (упр. в проявлении внимания и заботы к сверстнику);

Игровая ситуация «Взрослые и дети рядом с тобой»

Подвижные игры,

хороводные игры,

игры-имитации на прогулке;

вместе с воспитателем дети делают горку из снега для катания кукол

Рассматрива-ние картинок с изображением семьи (Семья на прогулке» и др.),

игра «МЫ» -закрепление представле-ний о частях тела, лица, об именах и действиях;

-игра «Узнай, кто тебя позвал»

Апрель

«Моя семья»

1. Побуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь.

 

 

2. Обогащать представления детей о взрослых людях, детях, семье и культуре общения.

Инсценировка с игрушками – «готовое решение»: «Как куклы поссорились и помирились»; Практическая проблемно-игровая ситуация «Что случилось?» (дети помогают куклам мириться);

 

Практическая ситуация «Приглашаем в игру» (упражняются в формах приглашения сверстника к парной игре);

 

Общие игры,

игры-имитации «Солнышко и тучки»,

игры «Домики мальчиков и домики девочек»;

парные игры «Мы с куклами водим хоровод», «Я гуляю с собачкой», «Лошадки»

Практическая ситуация помощи сверстнику «Поможем нашей Тане найти потерянный мяч» (понять затруднения сверстника и проявить стремление к оказанию посильной помощи)

В игровом уголке – показ инсценировки «Семья встречает дедушку».

 

Дети по желанию передают в движениях и мимике содержание стихов «Я люблю свою лошадку», «Котик и Козлик», «Мой Мишка»

 

Можно отметить, что работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении, наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Поэтому нами также разработаны формы работы с родителями, направленные на развитие речевого общения детей младшего дошкольного возраста.

В процессе реализация данной технологии дети стали чаще вступать во взаимодействие с другими людьми, использовать формы речевого этикета; в их речи появились вопросы, просьбы о помощи, ответы стали развернутыми, реже стали звучать слова «паразиты». Они начали больше рассуждать, дополнять друг друга, чаще рассказывать о себе и своих близких; с большим интересом сообщали о любимых игрушках, о животных, книгах, играх. Увеличилась доля вопросов познавательного характера и оценочных высказываний.

Таким образом, использование разработанной нами технологии позволяет добиться ощутимых результатов в развитии речевого общения детей младшего дошкольного возраста.

 


Библиографическая ссылка

Динеева Е.А. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19486 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674