Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Гарань Д.А. 1 Левшина Н.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»
В статье обосновывается необходимость обучения детей иностранным языкам, начиная с дошкольного возраста. Раскрываются возрастные особенности дошкольников, которые необходимо учитывать при решении данной проблемы. Представлен анализ иммитативной и традиционной теорий в обучении иностранным языкам детей дошкольного возраста. Указаны основные трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогам при обучении иностранному языку. Особое внимание в статье уделяется проблемным технологиям обучения, обосновывается их роль в развитии познавательно и творческого интереса детей, а также условия, способы и методы реализации данных технологий. Выявляется эффективность использования игрового подхода, а также применение инновационного подхода создания творческих проектов в процессе обучения дошкольников. Отмечаются преимущества использования проектного подхода как для педагогов, так и для воспитанников. Авторами раскрывается необходимость учёта специфических характеристик эффективного использования педагогом проектной методики в обучении языкам. Цель статьи заключается в демонстрации необходимости интеграции игровой, творческой и других видов деятельности в процессе обучения дошкольников иностранному языку. Представлены примеры заданий с учётом данного подхода, а также пример проекта с описанием содержания этапов работы.
билингвизм
подходы в обучении
интеграция
лингвотворчесвто.
1. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии :Собр.соч.: В 6-ти тт. Т.4.: Детская психология / Л.С. Выготский. – СПб: Издательство «Союз», 2004. – 224с.
2. Левшина Н.И. Семейный проект «День Победы» // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. № 6. С. 77-88.
3. Левшина Н.И. Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников // Дошкольная педагогика. 2014. № 8 (103). С. 12-15.
4. Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н.Мониторинг условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2-2. С. 263-267.
5. Протасова, Е. Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностр. яз» / Е.Ю. Протасова. - Москва: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010 . – 208с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// минобрнауки.рф/документы/6261 (дата обращения 09.12.2018).
7. Stepanova N. A., Sannikova L. N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V. A. Parental Evaluation of Preschool Education Quality: is it a Problem or an Opportunity? Man in India. 2017.Т.97 № 5.С.171-185.
8. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Ilina G.V. Methodological performance evaluation by teachers in preschool educational intitutions //International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education . 2018. Т. 6.№2. С. 67-80.

В условиях высокого уровня глобализации современного мира, тенденции развития общества значительно повышают свои требования к человеку. На сегодняшний день, чтобы называться полноценно развитой личностью человеку следует быть всесторонне развитым, иметь высокую мобильность, развитую языковую культуру, активную жизненную позицию и иметь в своём арсенале несколько иностранных языков. В связи с этим перед родителями стоит необходимость как можно раньше начать процесс всестороннего развития своего ребёнка, дабы сделать его наиболее успешным и конкурентно способным. Поэтому многие родители принимают решение начать обучение иностранному языку своего ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Проблема билингвизма-двуязычая у детей до сих пор является предметом оживлённых споров среди многих исследователей. Большой вклад в этот вопрос внесли Е.И Негневицкая, И.Л Шолпо, Х.Сойер и другие.

Учёт возрастных особенностей детей особенно важен для определения оптимального возраста начала обучения иностранному языку. Для всякого обучения существуют оптимальные сроки, отход от которых в ту или иную сторону всегда неблагоприятно сказывается на развитии ребенка. Следовательно, для начала какого-либо обучения необходимо, чтобы особенности и качества ребёнка созрели до определённой степени.

Британские учёные выявили, что изучение иностранного языка в раннем возрасте благоприятно влияет на развитие части мозга, отвечающей за быстроту речи. Исследователи также отмечают, что эффект будет наиболее выражен если начать обучение второму языку в возрасте до пяти лет. У людей, свободно владеющими двумя языками образуется больше серого вещества в нижней части теменной области коры головного мозга. Именно серое вещество головного мозга отвечает за переработку и анализ информации. А значит, чем позже начать освоение второго языка, тем позже проявится эта особенность.

С другой стороны, по мнению Л.С. Выготского, А.А Леонтьева, Р.И Аванесова, Я.Л Коломинского, пятилетний возраст психологически и физиологически наиболее благоприятен для начала учебной деятельности и изучения второго языка [1]. В этом возрасте происходит активное созревание организма: увеличиваются рост и вес ребёнка, изменяются пропорции тела, увеличивается сила и работоспособность мышц, улучшается координация. В пятилетнем возрасте наблюдается интеллектуализация движений: переход руководства движений от низших отделов центральной нервной системы (ЦНС) к высшим. Именно в этом возрасте учащается частота сердечных сокращений, что влияет на работоспособность ребёнка. Также увеличивается жизненная ёмкость лёгких, что говорит о возросших способностях полноценного дыхания, а это в свою очередь влияет на формирование правильной артикуляции звуков. У ребёнка впервые происходит сознательное и самостоятельное подчинение одного действия другому. В пятилетнем возрасте процессы возбуждение ЦНС становятся преобладающими над процессами торможения. Поэтому повторяющиеся на занятиях действия увеличивают свою эффективность. Однако быстрая утомляемость и неустойчивость внимания детей выявляют необходимость избегать перегрузок и однообразных упражнений.

Ещё в двадцатом веке обучение иностранным языкам выстраивалось на основе иммитативной теории. Суть которой состоит в том, что дети овладевают языком без специального обучения, а путём подражания речи взрослых и постоянного заучивания. Значительным недостатком данной теории является преуменьшение активного словотворчества детей. Ребёнок сразу получает готовые речевые образцы от взрослых. Овладение речью носит не творческий, а подражательный характер. В результате психологических исследований установлено, что имитация не является основным способом для овладения детьми иностранным языком. Дети подвергают речь спонтанной аналитической обработке.

Исследования детской речи советскими и зарубежными учёными показали, что за внешне нерасчленённым использованием речи детей стоит большая работа: неосознанный анализ и обобщение речевых закономерностей, выявление правил оперирования языковыми фактами. А двигателем этих процессов является жизненно-важная потребность в общении. На основе вышесказанного можно сделать ряд выводов о том, что обучение не должно быть основано на подражании, ребёнок должен осознавать закономерности языка, в первую очередь язык должен быть освоен как средство общения, обучение должно вызывать у ребёнка неподдельный интерес.

На современном этапе основным подходом в обучении иностранных языков дошкольников является игровой подход [6; 8]. Согласно принципу единства сознания и деятельности психика не только задействована в деятельности, но и формируется в ней. Формирование психики ребёнка происходит в его собственной деятельности. А ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая. Игра связывает ребёнка с элементами окружающего мира, которые являются элементами его психического развития, в неё отражены отношения ребёнка и взрослых, а через это и отношение ребёнка к действительности. В игре ребёнок может удовлетворять свои познавательные и коммуникативные потребности. Игра возникает, потому что ребёнок наблюдает жизнь взрослых, у него возникает желание подражать им. Но в силу своего возраста это невозможно, поэтому и возникает игра. В ней ребёнок всегда на голову умнее, старше и ответственнее, чем он есть на самом деле, потому что ему приходится быть «взрослым». Игровая деятельность является творческой и иллюзорной. Играющий ребёнок понимает, что в отличие от реальной жизни он поставлен в рамки выдуманных условий. В игре формируются не только умственные, психологические, но и моральные качества личности ребёнка. Поэтому игра является основным средством обучения детей иностранному языку.

Ребёнок и творчество непрерывно связаны. Детство — это волшебный мир сказочных фантазий ребёнка, граничащий с реальностью. Поэтому, креативный подход в обучении имеет место быть не только на занятиях художественно-эстетической деятельностью. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) делается упор на проблемное обучение и метод создания творческих проектов. Нормой обучающей деятельности педагога является коммуникативно-познавательный метод [6]. Одним из самых характерных признаков которого является творчество воспитанника на занятии, а не воспроизведение заранее выученного. Значит, творческие задания является признаком современного обучения иностранному языку. В связи с этим привычные организующие методы педагога должны смениться на мобилизующие. Необходимо активизировать естественную познавательную потребность воспитанников. Это позволяют сделать проблемные технологии обучения. В процессе решения, которых ребёнок сам придёт к верному в условиях данной ситуации результату.

В последнее время в образовании в целом можно отметить ярко выраженное направление гуманизации обучения, которое непосредственно в обучении иностранным языкам проявляется в личностно-деятельном подходе, при котором основной упор делается на учёт личностно-индивидуальных качеств и особенностей ребёнка. Общение между педагогом и воспитанником переходит от субъектно-объектного, к субъект-субъектному, при котором ребёнок становится активным творческим модератором своей деятельности, а педагог лишь направляет его в нужное русло. Данная тенденция обязывает педагога выстраивать образовательный процесс с позиции учёта личности ребёнка, учитывая его психологические, умственные способности и интересы. Ещё одним достоинством проектной методики является возможность интеграции образовательных областей. Детям и воспитателю приходится решать проблемные вопросы, которые невозможно решить без применения знаний из разных областей жизни и науки. Понятие «проективность» было введено в массовый оборот Королевским Колледжем Искусств в Лондоне, в результате перестроения системы образования. Проективность тесно взаимосвязана с проектной культурой [8]. Данное направление культуры явилось результатом синтеза двух ветвей образования: научно-технического и гуманитарно-художественного. Проектная культура позволяет реализовать навыки самостоятельности, исполнения, ответственности, сплочённости. В процессе овладения проектным методом дошкольники развивают креативное мышление, самостоятельно прогнозируют и принимают ответственность за неудачи в деятельности. Именно поэтому данный метод обучения иностранному языку, выделившийся и оформившийся именно в Великобритании, заслуживает особое внимание и обширное использование его в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Для эффективного использования педагогом проектной методики в обучении языкам следует учитывать ряд её специфических характеристик. Методика предполагает высокий уровень общения, открытое высказывание обучаемыми своих мыслей, гипотез, идей, осознание личной ответственности за успешность проекта, активное включение каждого ребёнка в деятельность. Кроме того, любая проективность предполагает цикличность. Каждый пройденный цикл рассматривается как отдельный, завершённый период в решении задачи. Причём, направленный на освоение определённого навыка иностранного языка. Работая над проектом, речь ребёнка приобретает интеллектуально-эмоциональную наполненность [3; 4]. Необычность подхода заключается в том, что дошкольники самостоятельно выстраивают содержательный компонент своей работы. Начиная с обсуждения проекта воспитанники активно задействованы в содержательном общении на высоком лексико-грамматическом уровне, без привычного примитивизма.

Сталкиваясь с необходимостью быстро и правильно решать поставленные задачи, дети непроизвольно запоминают сложные лексические обороты и грамматические структуры. Однако при выполнении подобного рода заданий педагоги часто выбирают традиционные способы общения, что не приводит к достижению запланированного результат, поэтому при реализации проектной работы следует учитывать ряд нюансов. Важно поощрять самостоятельную деятельность детей, по возможности обойтись без контроля и строгой регламентации творческих порывов детей. Проект может осуществляться как устно, так и письменно. Проективная методика является открытой формой обучения, поэтому наличие четкой инструкции не является значимым критерием. В процессе осуществления проекта можно вводить дополнительные проблемные вопросы или материалы [2; 5]. Если воспитанник проявляет особый интерес к какой-либо сфере обучения, то можно дать ему индивидуальный проект, учитывая его познавательные потребности. Но стоит помнить, что проект будет максимально креативным, если над ним работала целая группа. В данной методике находят место как традиционные, так и современные формы преподавания иностранных языков дошкольникам: эго-фактор, удовлетворение от результатов обучения, проблемность. Эго-фактор позволяет дошкольникам говорить о том, о чём они думают, о их планах и видении итогов проекта. Не менее важно, чтобы ребёнок получал удовольствие от обучения, он хорошо усваивает материал и продуктивен в работе, если в учёбе нет принуждения. А новизна и разнообразие обеспечивают высокий уровень желания узнать новое и развивают интерес к миру иностранных языков. Применение проблемных задач предполагает использование дошкольниками иностранного языка, необходимого для осуществления проекта, для нахождения разных путей решения вопросов. Нерешённые задачи всегда побуждают к мыслительной деятельности, рассуждениям. Помимо этого, реализуя поставленные цели у дошкольников, неосознанно формируется цельная языковая база.

Выполнение творческих проектов позволяет мобилизовать интерес ребёнка к обучению, реализует его творческий потенциал, интегрируя различные области науки, всесторонне развивает личность ребёнка. Тематики таких проектов могут варьироваться в зависимости от изучаемой темы. Например, в рамках темы «myfamily» (моя семья) можно предложить детям собрать нужную информацию о членах семьи, их фотографии, а затем совместно в группе нарисовать семейное древо. Или дать задание родителям с детьми составить рассказ о дедушках и бабушках по-английски, а затем рассказать остальным ребятам о своих родственниках.

При этом в процессе рассказывания детей нельзя останавливать и исправлять, так как это может создать негативные ассоциации или страхи, связанные с английским языком. Можно предложить ребёнку самому проанализировать собственный рассказ, при затруднении попросить помочь остальных ребят.

Рассмотрим проект на тему «animals» - животные.

Цель проекта: познакомить детей с названиями животных по-английски, закрепить грамматическую конструкцию thereis/are, развивать творческое мышление, любознательность.

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Участники

Подготовительный этап

Сообщение детям проблемной ситуации: из английского зоопарка сбежали все звери, нужно их как-то вернуть обратно, давайте вместе решим, как.

Педагог ДОУ, воспитанники

Организационный этап

Демонстрация детям фотороботов пропавших животных, видеоматериалы, игры, усвоение новых слов и грамматических конструкций. Обсуждение детьми путей решения задачи, сроков.

Педагог ДОУ, воспитанники, родители.

Формирующий этап

Реализация проекта (Например, чтобы вернуть животных нужно спеть им английскую песенку или рассказать стих, дети лепят животных из пластилина и называют из по- английски или рисуют)

Педагог ДОУ, воспитанники

Итоговый

Выставка зоопарка, который дети слепили самостоятельно, выставка рисунков и т.д

Педагог ДОУ, воспитанники, родители.

 

Также по выбранной теме можно изготовить вместе с детьми сказочные книжки, в которых нужно зарисовать и записать изученные детьми овощи, фрукты и другое. При выполнении такого задания важно дать детям установку о важности их деятельности. Сказать, что их задача не просто сделать книжки, а прийти домой и научить своих родителей новым словам. Такой подход безусловно мотивирует и активизирует детей.

Исходя из того, что основным подходом в обучении дошкольников является игровой подход. Можно объединить игровую и проектную деятельность. К примеру, детям даётся стишок или считалка, в которой по-английски называются действия персонажей. Задачей воспитанников будет придумать действия к данному стихотворению или считалки и показать их, проговаривая при этом речитатив. В результате получится весёлый танец или физкультминутка, которые дети придумали самостоятельно.

Важно отметить, что результатом проектной деятельности всегда должен являться какой-либо продукт, изготовленный или придуманный детьми: песня, поделка, книга и т.д. Тогда воспитанники будут гордиться собой и чувствовать значимость своей работы.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что метод создания творческих проектов является важной частью образовательного процесса. Как и игра, он способен вызвать неподдельный интерес у обучающихся и быть полезным, как для общего, так и для творческого развития детей. К тому же он привносит свежий глоток в работу не только воспитанников, но и педагога.


Библиографическая ссылка

Гарань Д.А., Левшина Н.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19477 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674