Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кустарева Ж.В. 1
1 Московский Педагогический Государственный Университет
В статье перечислены основные современные педагогические технологии, отмечено их влияние на формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, а также отражены основные положения о необходимости их активного внедрения и применения в образовательном процессе высших юридических учебных учреждениях. Высказана гипотеза о наличии противоречия, возникающего между необходимостью адаптации современных условий высшего образования к изменившимся социальным условиям и требованиям подготовки выпускников, с одной стороны и отсутствием единой образовательной системы на базе компетентностного подхода, охватывающей высшие юридические учебные организации, с другой стороны. Данное противоречие, требует пристального рассмотрения целей и возможностей внедрения в актуальную систему юридического образования педагогических технологий, необходимых для формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников согласно требованиям, предъявляемым современным рынком труда к специалистам в области юридических наук. Отмечается, что реализуя указанные педагогические технологии, будущий специалист приобретет способность к деятельности в соответствующей практической ситуации, основанной на его знаниях, умениях и навыках. Также отмечается, что изменяется и роль преподавателя, который начинает выполнять функции эксперта, руководителя проекта, консультанта. Излагается содержание компетентностного подхода, а также проводится анализ основных педагогических технологий.
компетенции
педагогические технологии
интерактивные
информационные
профессиональные
обучающиеся
образовательный процесс
высшие учебные образовательные учреждения.
1. Буткова Т.А. Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс ВУЗов Министерства внутренних дел Российской Федерации как условие формирования профессиональных компетенций юристов // Философия права. – 2015. – № 2 (69). – С. 56–60.
2. Буткова Т.А. Использование педагогических технологий в формировании профессиональных компетенций курсантов образовательных учреждений министерства внутренних дел Российской Федерации // Философия права. – 2014. – № 1 (62). – С. 117–119.
3. Горач Н.Н. Использование технических средств обучения и мультимедийных презентаций в преподавании учебной дисциплины "Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)" // Прикладная психология и педагогика. 2016. Т. 1. № 2. С. 10.
4. Горач Н.Н. Методическое обеспечение проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам уголовно-процессуального цикла в условиях реализации компетентностного подхода. Материалы межвузовского научно-практического семинара. Реформирование законодательства в сфере противодействия преступности и проблемы его применения. Ответственный редактор М.Г. Жилкин. 2015.
5. Инновационные подходы к преподаванию исторических и историко-правовых дисциплин. Том. Выпуск 2: Сб. статей / Отв. ред. Н.В. Михайлова, Т.Л. Матиенко. – М.: Московский университет МВД России, 2008. – 53с.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3–12.
7. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. – 272с.
8. Мальцева Т.В. Основные тенденции и подходы современного образования // Прикладная психология и педагогика. 2016. Т.1. №2. С.8.
9. Сепиашвили Е.Н. Психологические проблемы профессионального становления будущих специалистов // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 1. С. 228-233.
10. Ульянова И.В., Родин В.Ф, Мальцева Т.В. Михайлова В.К., Русскова Ю.Н. Интерактивные технологии обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России: монография - Рязань : ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2018. –265 с.

Социально-экономические и культурные изменения, набравшие ход в России в последние десятилетия, в числе прочих социальных институтов затронули систему образования. На смену традиционной модели образования, ориентирующейся на совокупность знаний, умений и навыков как пригодных к оценке качеств выпускника, приходит компетентностный подход, представляющий собой систему организации образовательного процесса, направленную на приобретение компетенций.

Компетенции специалиста предполагают его способность к деятельности в соответствующей ситуации, основанной на его знаниях, умениях и навыках в целях получения положительного опыта решения возникших перед ним задач. Таким образом, в ходе реализации компетентностного подхода в высшем образовании, выпускник получает возможность не просто накопить объем получаемых качественных знаний, но и эффективно их использовать его в предстоящей практической деятельности.

Перед образовательной системой стоит задача формирования из нынешнего студента, высококвалифицированного выпускника, будущего специалиста, который должен обладать такими профессиональными и общекультурными качествами как: дисциплинированность, организованность, ответственность, порядочность, пунктуальность, требовательность к себе и окружающим, решительность, инициативность, способность к волевому саморегулированию, способность рационально действовать в экстремальных ситуациях, убедительность, умение слушать людей. [3, 7, 8, 9]

«Смещение акцентов со знаниевого подхода к образованию на компетентностный – основная тенденция современного образования. Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, который понимают не как сумму усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных практических проблемных ситуациях. Такое образование невозможно дать классическим способом, его приобретение осуществляется только в совокупности с процессом актуализацией самостоятельной работы студента, что должно для него стать личностной приоритетной деятельностью. Реализация компетентностно-ориентированного образования по своему содержанию кардинально изменяет роль преподавателя, который выполняет функции эксперта, руководителя проекта, консультанта». [6]

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), при компетентностном подходе в процессе обучения студент приобретает опыт в самостоятельном установлении приоритетов и управлении собственной профессиональной деятельностью. Вместо заучивания во главу угла ставится приобретение опыта самостоятельного поиска и использования информации, развитие инициативы и активности обучающихся. Основная задача компетентностного подхода заключается в том, чтобы не только передать полезную информацию и убедить в ее необходимости обучаемого, но и сделать ее руководством к действию. [4]

Компетентностный подход включает в себя следующие компоненты:

- общие принципы определения целей образования, к которым относится способность выпускника к самостоятельному решению профессиональных проблем с использованием социального, в том числе, и личного опыта;

- отбор содержания образования с точки зрения восприятия социального опыта решения проблем учащимся;

- организация образовательного процесса таким образом, чтобы на основе воспринятого социального опыта у студента формировался личный опыт решения проблем;

- оценка образовательных результатов, представляющая собой анализ степени достижения выпускником образовательных целей. [5]

Противоречие, возникающее между необходимостью адаптации современных условий высшего образования к изменившимся социальным условиям и требованиям подготовки выпускников высших юридических образовательных учреждений, с одной стороны и отсутствием единой образовательной системы на базе компетентностного подхода, охватывающей высшие юридические учебные учреждения, с другой стороны, требует пристального рассмотрения целей и возможностей внедрения в актуальную систему юридического образования педагогических технологий, необходимых для формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников согласно требованиям, предъявляемым современным рынком труда к специалистам в области юридических наук.

Педагогические технологии представляют собой систему знаний о процессе формирования профессиональных и общекультурных компетенций обучаемого, охватывающую совокупность проблем, связанных с целями, содержанием и организацией учебного процесса в русле формирования компетенций:

- преподаватель является активным помощником в развитии личности студента;

- процесс обучения направлен на активизацию процесса поисковой мыслительной деятельности студента;

- значительную часть обучения составляют групповые формы, в целях развития компетенций, связанных с коммуникативными качествами студента и его взаимодействием внутри группы;

Компетентностный подход требует оптимизации образовательных технологий, применяемых к студентам и направленных на формирование как общекультурных, так и профессиональных, в данном случае, в области юридических дисциплин, компетенций студентов. В частности, это касается перехода от традиционных методов обучения к активным и интерактивным. Современное профессиональное высшее образование ставит перед собой цели использования следующих педагогических технологий:

  1. Модульно-компетентностный метод. Основным понятием модульно-компетентностного метода является образовательный модуль – единица образовательной программы, способствующая формированию профессиональных компетенций и включающая в себя оценочную систему знаний и навыков, приобретенных в результате освоения модуля. Общая компетентность выпускника представлена совокупностью модулей, освоенных за весь период обучения и направленных на решение проблем социальной и профессиональной деятельности. Модульная педагогическая технология отвечает возросшей интенсивности обучения студентов и необходимости высокого процента их самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Мотивация играет значительную роль в модульном обучении. Посредством модульно-компетентностного метода в освоении юридических дисциплин подготавливается специалист, способный самостоятельно и профессионально осуществлять практическую деятельность в данной области.
  2. Интерактивные методы. Предполагают двустороннее взаимодействие во всех вариантах учебного процесса:

- между студентом и преподавателем;

- между студентами;

- между студентом и изучаемой учебной дисциплиной.

Среди форм применения интерактивного обучения в преподавании правовых дисциплин принято различать беседу, дискуссию, метод кейсов, модерацию, микрогрупповую технологию и т.д. [1] Преимущество интерактивных методов состоит в глубоком вовлечении каждого студента в образовательный процесс, что способствует лучшему закреплению профессиональных знаний и опыта, а также в формировании у обучающихся таких качеств как способность самовыражения, адекватная самооценка, ответственность за собственные действия, уважение чужого мнения, умение вести дискуссионную и исследовательскую, а также индивидуальную и групповую деятельность, – относящуюся к общекультурным компетенциям будущего выпускника [10].

  • Беседа (диалог) – форма ведения занятия, способствующая взаимообучению студентов, передаче информационного опыта не только от преподавателя, но и от студента к студенту. Высказывая собственные мысли, обсуждая проблемы правовой сферы, пользуясь личным опытом как своим, так и собеседника, рассматривая точку зрения друг друга, обучающиеся получают возможность формирования коллективного опыта, личной мотивации и активного усвоения знаний в процессе обучения. Диалог учит студента слушать своего оппонента, воспринимать его точку зрения, рассматривать проблему под разными углами.
  • Задача дискуссии, в отличие от беседы, заключается в том, чтобы студенты аргументировали собственные точки зрения, выступали в качестве оппонентов, пользуясь собственными знаниями и опытом, доказывали свою правоту. Дискуссия дает студентам возможность проявить свое отношение к тому или иному разделу учебного материала или исследуемому процессу, сформировать способность конструктивной аргументированной речи, приобрести целеустремленность, убедительность, оперативное и уместное использование своих знаний и опыта.
  • Метод кейсов, иначе – метод коллективного анализа ситуаций, – форма, применяющаяся на практических занятиях и заключающаяся в моделировании ситуации для ее индивидуального и коллективного анализа. Данная форма используется для отработки и повышения качества приобретенных профессиональных навыков. Метод кейсов крайне важен с точки зрения синтеза теории и практики в обучении, комплексного подхода к формированию компетенций студентов. Кейсы делятся на:

- обучающие – организованные искусственным образом;

- практические – взятые из реальных ситуаций;

- исследовательские – требующие проведения исследовательской деятельности.

  • Модерация – интерактивная форма обучения, представляющая собой процесс выявления и анализа проблем и поиска путей их решения. Как правило, педагог принимает на себя обязанности модератора, чья деятельность заключается в организации занятия, представления темы, включения каждого из участников группы в поиск проблемы и выбор решения, а также обеспечения общей рабочей обстановки и курирования структуры занятия. Важно, чтобы модерация сохраняла систематизированную структуру, в которой каждое отдельное действие связано логически с предыдущим и следующим. Модерация относится к практическим занятиям и позволяет совмещать организационные формы работы с разным количеством человек (индивидуальную, парную, групповую, коллективную), благодаря чему является уникальным средством формирования знаний и опыта практической деятельности.
  • Микрогрупповая технология применяется для моделирования различных видов профессиональной деятельности, раскрывающих компетенции студентов, относящиеся к взаимодействию. Данная форма реализуется в составе групп с малым количеством студентов, которые ищут решения задач, поставленных перед ними смоделированной ситуацией. Особенность микрогрупповой технологии заключается в том, что в ее процессе оценивается степень влияния взаимодействия участников группы на результаты работы. Результатом применения микрогрупповой технологии является формирование компетенций, касающихся ответственности, прогнозирования действий, умения работать и принимать решения в коллективе.

Наиболее высокие результаты формирования компетенций у обучаемых достигаются в процессе совмещения разных форм интерактивных методов. Задача обучающего курса состоит в использовании каждой формы в отношении каждого студента в течение всего курса обучения [2].

  1. Информационные технологии. Современные возможности, предоставляемые информационной средой, широко и плодотворно используются в высшем образовании. Сетевая организация предоставления образовательных услуг способствует преодолению расстояний и территориальных границ, а также регулярному взаимодействиию между участниками образовательной деятельности: преподавателями, студентами, администрацией высшего образовательного учреждения. В сферу информационных технологий в высшем образовании входит возможность проведения открытых уроков, вебинаров, конференций, а также использование в учебных целях электронных информационных ресурсов в процессе самостоятельного поиска, хранения, передачи, переработки, воспроизведения информации: электронных библиотек, справочников, ознакомительных порталов.
  2. Самостоятельная исследовательская деятельность. Наиболее популярный в современном образовании метод проектов представляет собой обучение студентов через их собственные познавательные навыки, через самостоятельную постановку целей, подбор, переработку, подготовку и представление информации, отвечающей целям исследования. Исследовательская деятельность студентов подразделяется на индивидуальную и групповую. Самостоятельность исследования заключается в ответственности обучаемых за свой проект и способствует формированию таких профессиональных и общекультурных компетенций как ответственность, мотивация, организованность, умение находить, синтезировать и анализировать информацию, способность формулировать цели и задачи исследования.
  3. Интегрированное обучение. Не менее важной, чем совокупное влияние форм и методов обучения на студента, является межпредметная интеграция. Пересечение информации для усвоения в разных условиях, в разном контексте, от разных педагогов ведет к формированию культуры мышления и углублению знаний, позволяет рассмотреть предмет с разных сторон и повышает прочность усвоенного материала и возможности его практического использования. Интегрированное обучение положительно влияет на усвоение всех участвующих в нем предметов. Для этого метода необходима организованная работа педагогов и учебный план, составленный с учетом интегрированного обучения.

Компетенции студента, сформированные в процессе изучения правовых дисциплин, как профессиональные, так и общекультурные, предполагают приобретение им достаточного для последующей трудовой деятельности объема знаний, а также умение ориентироваться в сфере своей деятельности решая как стандартные, так и оригинальных профессиональные задачи. Компетентностный подход к обучению студентов высших юридических учебных учреждений стимулирует самостоятельность выпускников, умение ставить и добиваться цели, а также способность к дальнейшему усвоению профессионального опыта и повышению профессионального уровня в процессе последующей трудовой деятельности. Таким образом, формирование единой образовательной системы на базе компетентностного подхода для высших юридических учебных учреждений является неотложной задачей подготовки квалифицированных кадров в государственной правовой сфере.

 


Библиографическая ссылка

Кустарева Ж.В. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19436 (дата обращения: 19.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252