Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛКОГОЛЯ, ТАБАКА И КАННАБИСА В СРЕДЕ СТУДЕНТОВ

Исаева Н.Ю. 1 Петрова Е.С. 1 Булыгина И.Е. 1
1 Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
В наше время студенты стали все больше и больше употреблять психоактивные вещества, это делается ими по разным мотивам, требующих уточнения. Цель исследования – изучить по данным литературы распространенность и причины употребления алкоголя, табака и каннабиса среди студентов. Материалы и методы исследования: Обзор иностранной и отечественной литературы, включающей широкий спектр обследуемых студентов разных стран, употребляющих алкоголь, табак и каннабис. Результаты: Алкоголь употребляет значительная доля студентов (от 31 до 90%), число злоупотребляющих им колеблется от 4 до 41% учащихся. Курят табачные изделия от 4,3 до 29,9% учащихся. Из запретных психоактивных веществ в студенческой среде самым распространенным является каннабис, который попробовали от 1,7 до 41% молодых людей. ПАВ чаще употребляют учащиеся мужского пола и старших курсов. Распространённость ПАВ зависит от религиозных, юридических и прочих социально-психологических особенностей той или иной страны. Причины их использования весьма разнообразна и в целом схожи для различных ПАВ. Заключение. В течение учебы число студентов, непробовших ПАВ увеличивается, растут частотно-количественные показатели. Использование ПАВ отражается не только на успеваемости и состояния здоровья студентов, но и сопровождается развитием зависимости от ПАВ и различными социальными последствиями и рискованным поведением.
распространенность
алкоголь
табак
каннабис
студенты
1. Голенков А.В. Пограничные психические расстройства у студентов Чувашии. Чебоксары, 1996. 116 с.
2. Голенков А.В., Андреева А.П. Скрининг злоупотребляющих алкоголем студентов в медицинском в вузе // Наркология, 2010. №2 (98). С. 71-74.
3. Голенков А.В., Андреева А.П., Булыгина И.Е. Частотно-количественные показатели и мотивы потребления алкогольных напитков студентами медиками // Наркология, 2009. №10. С. 25-29.
4. Лукьянцева И.С. Аддиктивное поведение и коморбидные психические расстройства у студентов медицинских специальностей (кли¬ника, лечение и профилактика): Автореф. дис. … канд. мед. наук. М., 2018. 22 с.
5. Aklog T., Tiruneh G., Tsegay G. Assessment of substance abuse and associated factors among students of Debre Markos Poly Technique College in Debre Markos Town, East Gojjam zone, Amhara Regional State, Ethiopia, 2013. Vol. 13, N. 4.
6. Baba T., Ganai A.B., Qadri S.S., Margoob M.A., Iqbal Q.M., Khan Z.A. An epidemiological study on substance abuse among college students of North India (Kashmir valley) // International J. Medical Science and Public Health, 2013. Vol. 2, N. 3. P. 562-567.
7. Coll. J.R. Royal College of Physicians. Alcohol and the heart in perspective: sensible limits reaffirmed// Summary of the report of a working group of the Royal College of Physicians, Psychiatrists and General Practitioners. Physicians London, 1995. N 29. P. 266-271.
8. Gebreslassie M., Feleke A., Melese T. Psychoactive substances use and associated factors among Axum university students, Axum Town, north Ethiopia // BMC Public Health, 2013.
Vol. 13, article 0693.
9. Kebede Y. Cigarette smoking and khat chewing among college students in north west Ethiopia // Ethiopian J. of Health Development, 2002. Vol. 16, N. 1. P. 9-17.
10. Nwaru B.I., Ginawi I., Pisani P., Hakama M. The role of parents, friends and teachers in adolescents’ cigarette smoking and tombak dipping in Sudan // Tobacco Control, 2011. Vol. 20, N. 2. P. 94-99.

Введение

В последние годы в современном мире стала актуальна проблема применения ПАВ в среде учащейся молодежи. Она стала областью растущего интереса и беспокойства исследовательских центров и учебных заведений [1-10].

Употребление ПАВ студентами университетов и колледжей угрожает профессиональным стандартам и качественным услугам, потенциально подвергающие население риску. В наше время студенты стали употребляют их, чтобы получить удовольствие, ускорить мышление или для эмоциональной окраски происходящего.

К ПАВ относятся такие вещества, которые при приеме или введении в организм человека воздействуют на психические процессы, особенно на когнитивную или аффективную сферы. Этот термин и его эквивалент − психотропное средство, являются самыми нейтральными и емкими терминами для класса веществ − разрешенных и запрещенных, − которые представляют интерес для политики в отношении ПАВ. "Психоактивное" необязательно предполагает вызывающее зависимость, и в повседневной речи термин часто остается неопределенным, как и выражения "употребление ПАВ" или "злоупотребление веществами".

Рассматриваются ПАВ как: алкоголь, табак и каннабиоиды, среди студентов образовательных учреждений, в разных стран мира, являющихся самым распространенными.

Алкоголь.

Алкоголь является ПАВ, вызывающим зависимость, которое широко используется во многих культурах на протяжении столетий. Вредное употребление алкоголя приводит к тяжелым болезням, социальному и экономическому бремени в обществе.

Среди молодого населения Эфиопии наибольшему риску его употребления подвергаются студенты колледжей и университетов. Поступление в университет часто приводит к новым возможностям, независимо от семейного контроля, принятие самостоятельных решений и давление со стороны сверстников к употреблению алкоголем или другим ПАВ [3].

Исследования, проведенные в университете Аксум, показали, что на протяжении всей жизни употребляли алкоголь 31,4% студентов, хотя бы один раз в университете Джимма − 36,4% [9].

50,2% сообщили, что они пробовали алкоголь, по крайней мере, один раз в своей жизни, в то время как 20% употребляли алкоголь в течение последних 30 дней, предшествовавших исследованию: 66,2% пили иногда, а 33,8% − часто. Большинство из тех, кто употреблял алкоголь, 79,3% начали пить до поступления в университет, а остальные 20,7% − после.

Среди тех, кто употребляет алкоголь 46,2% пьют его для получения удовольствия, 24,4% − для снятия напряжения, 17,3% − под влиянием сверстников, 9,8% − для бодрствования, 9,4% − для общения, 8,4% − для увеличения удовольствия во время секса и 4,9% − чтобы улучшить успеваемость, 3,7% − из-за академической неуспеваемости, 2,3% − чтобы получить признание другими людьми и 0,9% − из-за религиозной практики.

Таким образом, из результатов приведенного исследования видно, что многие студенты склонны к употреблению алкоголя. Причина может быть связана с тем, что во время учебы они испытывают чувство безнадежности и впадают в депрессию, и тогда алкоголь употребляется все чаще и чаще.

В Судане проводился опрос в частном университете в штате Хартум. Было проанализировано 410 заполненных опросников. Так как алкоголь запрещен в этой стране по религиозным мотивам и закону и не практикуется публично, единственные формы алкоголя, доступные в Судане − это Марисса (домашнее пиво) и Араки (местный ликер). Марисса – это самодельный, произведенный из ферментации твердой мозговой оболочки (зерна), имеет низкое содержание алкоголя (3-6%) [6], и вызывает опьянение при потреблении в больших количествах. Араки производится путем использования примитивных методов дистилляции ферментированного зерна, пальмового финика или банана. В произведенный таким образом алкоголь подмешивают метанол, альдегиды и кетоны, иногда Араки смешивается с Мариссой. Так как алкоголь запрещен в стране, то результаты многих исследований вызывают сомнения. Точных и правильных данных в обзорных статьях не приведены.

В Великобритании, среди опрошенных студентов, только 10% студентов не употребляли алкоголь. Среднее еженедельное потребление алкоголя среди пьющих юношей составляет 29.8"22,6 единиц (диапазон 3 – 90; среднее значение 21), и у девушек − 15,5"0,9 блока (ряд 1 до 60; медиана 13) [7].

51% юношей и 56% девушек пили на уровне "низкого риска" употребления алкоголя (1-21 ЕД/неделю юноши, 1-14 ЕД/неделю девушки), остальная часть юношей и девушек пили на уровне “средне-высокий риск” и “опасный уровень риска”. 41% студентов и 19% студенток, употребляющих алкоголь, превысили строгие ограничения (28 доз в неделю для мужчин, 21 доза в неделю для женщин), предлагаемые Департаментом здравоохранения. 42% студентов мужского и 36% женского пола сообщили, что в течение предыдущего года из-за алкогольного опьянения они чувствовали себя так плохо, что пропускали как минимум пол дня учебы; 61% студентов и 58% студенток были «не в состоянии вспомнить часть вечера следующего дня»; 31% юношей и 10% девушек были вовлечены в физическую драку; 10% юношей и 13% девушек не принимали меры контрацепции при занятии сексом, а 2% юношей и 1% девушек попали в автомобильную катастрофу.

Таким образом, исследование студентов показало, что попробовавшие алкоголь до поступления в учебное учреждение, стали употреблять его больше и чаще. У значительной части наблюдаются социальные последствия и рискованное поведение.

В России количество больных с алкогольной зависимостью составляет 1,5-2% от общей численности населения, причем основная масса (71,8%) лиц с алкогольными проблемами приходится на возраст 20-26 лет. Среди российской молодежи 69,1% – эпизодически употребляют алкогольные напитки, а 4% – считают себя зависимыми от алкоголя [4]. В Чувашской Республике 85% студентов положительно относятся к употреблению алкогольных напитков, трезвенники составляют около 15% [1]. Эпизодически принимающих алкоголь было 51,8, умеренно пьющих − 24,1, злоупотребляющих алкоголем − 8,7% (систематически и привычно пьющие − употребляющие алкоголь 1 раз в неделю и чаще). Среди мужчин интенсивность алкоголизации оказалась достоверно выше, чем у женщин. Абстинентов − мужчин (9,3 против 17,8% у женщин) и случайно пьющих (27,1 против 60,6% у женщин) среди них было почти в два раза меньше по сравнению с женщинами, зато умеренно пьющих − в 2,2 раза (18,2 против 40,7% у мужчин), систематически пьющих − в 4,7 раза (3,6 против 16,9% у мужчин) больше. Привычно пьющие встречались только среди мужчин (0 против 5,9% у мужчин).

Среди факторов потребления алкоголя чаще всего фигурировали: 70,4% − "с целью коммуникации" и 69% − "по случаю какого-либо события", значительно реже: "для улучшения настроения" − 21,1%, "за компанию" − 18,3%, "чтобы лучше (ярче) воспринимать окружающий мир" − 9,2%. Различия между мужчинами и женщинами выявлялись в утверждениях, касающихся алкоголизации с целью усиления мироощущения (15,6 против 7,3% у мужчин); приуроченных к какому-нибудь событию (81,3 против 65,5% у мужчин) и коммуникативных возможностей (56,3 против 74,5% у мужчин). Женщины достоверно чаще допускали эпизодическое употребление алкоголя − только в праздничные дни (13,2 против 5,1% у мужчин). Употребление алкоголя для изменений в эмоциональной сфере мужчины и женщины допускали с одинаковой частотой (18,8 против 21,8% у женщин). Таким образом, студенты употребляли алкоголь по социально-психологическим (79%) и личностно-персонально значимым мотивам (21%) [1]. Психологические методики могут служить инструментом скрининга студентов, имеющих проблемы с приемом алкоголя. Их применение необходимо сочетать с частотно-количественными и мотивационными показателями потребления алкоголя [2].

 

Курение

Табачные изделия — это продукты, для изготовления которых используются в качестве сырья листья табака и которые предназначаются для курения, сосания, жевания или нюхания. В состав всех таких изделий входит никотин − психотропный компонент, вызывающий сильное привыкание.

Потребление табака является одним из основных факторов риска развития целого ряда хронических болезней, включая рак, болезни легких и сердечно-сосудистые заболевания. Несмотря на это, потребление табака широко распространено во всем мире. В ряде стран приняты законы, ограничивающие рекламу табака, устанавливающие круг лиц, которые могут покупать и потреблять табачные изделия, а также регулирующие зоны для курения.

Исследование, проведенное среди студентов колледжей и университета на северо-западе Эфиопии, показало, что распространенность курения в течение жизни составляет − 13,1%. В университете Аддис-Абебы 8,7% студентов пробовали курить хотя бы один раз в жизни [5], в университете Джимма − 21,3% [9].

Просмотренная литература показала, что 22% респондентов хотя бы раз в жизни пробовали сигареты. Причем 81,1% студентов курили редко, а остальные 18,9% − курили каждый день. 52,5% студентов, куривших сигареты хоть один раз в жизни, начали курить до поступления в университет.

39,1% студентов курили, чтобы получить облегчение от напряжения, 28% − чтобы увеличить успеваемость, 20% − чтобы бодрствовать, 18,7% − из-за давления со стороны сверстников, 12,9% − получить личное удовольствие, 9,4% − быть общительнее, 8,5% − из-за академической неудовлетворенности, 6,3% − увеличить удовольствие во время секса, 5,4% − получить признание других и 2,3% − из-за религиозной практики.

В Судане наиболее употребляемыми табачными изделиями являются tomback, сигареты и трубочный табак. Tomback готовится из листьев местного табака. Из опроса выявилось, что курение табака или сигарет колеблются от 4,3% до 22% [10].

В Великобритании частота регулярного курения (более одной сигареты в день) составило 9% у студентов мужского пола и 10% у студентов женского пола. Основными причинами курения были: "удовольствие" 83% (у студентов мужского пола) и 62% (у студентов женского пола) и привычка 83% (у студентов мужского пола) и 77% (у студентов женского пола).

Среди российской молодежи табакокурение распространено в 65-70%, почти треть учащихся 29,9% курят табак [4]. Среди студентов Чувашского государственного университета им И.Н. Ульянова, 30,6% студентов курило, из них 66,9% юношей и 17,6% девушек [1]. Общее распространение регулярно и эпизодически курящих оказалось почти равномерным (50,1% и 49,9% соответственно). Однако среди юношей, регулярно курящих было намного больше – 62%, чем среди девушек – 32,75%. Студентки предпочитали эпизодическое курение. Факторами курения были: «за компанию с другими», «курю, когда плохое настроение», «сигарета – хорошее средство от одиночества», «курение расслабляет, успокаивает». Причиной начала курения служило: любопытство, желание выглядеть взрослым, следование моде, подражание окружающим [4].

Каннабис

В Эфиопии самым распространённым психоактивным веществом является каннабис. В Северной Эфиопии распространенность употребления ПАВ в течение жизни составило 14,1% [8]. Исследование, проведенное среди студентов колледжей и университета на северо-западе Эфиопии, показало, что жевали кат − 26,7%, в университете Аддис-Абебы − 14,1% когда-либо жевали кат [5], в университете Джимма − 33,1% [9]. Хотя употребление ПАВ стало общей проблемой среди студентов университета Эфиопии, имеется лишь скудная информация о масштабах употребления ПАВ и факторах, способствующих его употреблению в этом сегменте населения.

Исследование показало, что 41,0% студентов хотя бы раз в жизни жевали кат, а в настоящее время используют его − 23,6%. 71% жуют кат иногда, а 29% − это делают постоянно. Из тех, кто хотя бы раз в жизни жевал кат, большинство студентов − 68,7% начали его жевать до поступления в университет, а остальные 31,3% − после начала учебы.

При исследовании в Судане выявилось, что распространенность употребления каннабиса или производных каннабиса составляет − 1,7% и 7,6% соответственно. При этом известно, что в страну контрабандно также возятся опиаты, кодеин и др. вещества.

Причинами употребления запрещенных ПАВ были: соблазн со стороны групп сверстников, чтобы расслабиться, желание экспериментировать, снятие стресса, улучшение мышление и остроты ума, изменение социальных ценностей, быть принятыми со стороны окружающих, стать общительным, бодрствовать ночью, для увеличения удовольствия во время секса, снять скуку и усталость, приподнять настроение, неудачу в любовном романе, справиться с проблемами, трудными отношениях с родителями и многое другое.

Основными причинами начала употребления ПАВ, у студентов было любопытство и удовольствие. Это, вероятно, указывает на отсутствие информированности о вреде употребления наркотиков и на необходимость повысить их осведомленность об обстоятельствах и опасностях употребление ПАВ.

В Великобритании каннабис был наиболее часто употребляемым ПАВ, "когда-либо употребляемый" как мужчинами, так и женщинами. 12% обоих полов использовали коноплю ежемесячно или чаще. Все те, кто сообщил, что экспериментировал с другими запрещенными ПАВ, также чаще всего принимали каннабис. Причинами приема каннабиса были: удовольствие (63% юношей и 50% девушек), социальная поддержка (22% юношей и 7% девушек), а также "любопытство / экспериментирование" (13% юношей и 13% девушек) и "привычка" (9% юношей и 2% девушек).

Данные по употреблению каннабиса студентами в России не встретились нами в доступной литературе.

Опрос студентов, в возрастной группе от 11 до 24 лет показал, что пробовали наркотики 25% [4]. Среди субъектов Российской Федерации − Чувашия отнесена к регионам с низким уровнем болезненности наркоманиями (3,0 − 9,0 на 100 тыс. чел.) [1]. Среди студентов, попробовавшие запрещенные ПАВ − 75% употребляли наркотики (препараты конопли − 61,9; синтетические производные опия − промедол и коллипсол − 33,3; кокаин − 4,8%) [1]. Среди попробовавших когда-либо ПАВ большинство обучались на старших курсах вуза.

Заключение

Обзор литературы показал, что общая распространенность употребления ПАВ в течение всей жизни среди студентов университетов и колледжа высока. Наиболее часто употребляемым веществом среди студентов является алкоголь, который употребляется чтобы расслабиться, снять стресс и справиться с проблемами, желание экспериментировать, под давлением со стороны сверстников. В течение учебы многие студенты учащают его употреблять, часть начинает экспериментировать с другими ПАВ. Употребление ПАВ студентами требует особого внимания, экстренных профилактических мер и целенаправленной деятельности медицинской экспертной комиссии.


Библиографическая ссылка

Исаева Н.Ю., Петрова Е.С., Булыгина И.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛКОГОЛЯ, ТАБАКА И КАННАБИСА В СРЕДЕ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19433 (дата обращения: 20.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252