Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «БИОХИМИЯ И ПОЛНОТА. КАК ОТКЛАДЫВАЕТСЯ ЖИР»

Шамитова Е.Н. 1 Викторович Н.Н. 1 Иванова Е.А. 1 Орлов И.О. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»
Здоровье главная ценность человеческой жизни. 53% здоровья определяет образ жизни человека. К образу жизни относят так же культуру питания. В последнее время наблюдается тенденция к полноте детей школьного возраста. Это связано с современными реалиями, так как в нашу жизнь плотно вошла компьютерная техника. Все больше детей выбирают проведение времени за компьютером, нежели активный отдых. В таком ритме сбивается и приём пищи. Частое отсутствие завтрака, перекус булочками, легкоусвояемыми углеводами, малоподвижный образ жизни, все это влияет на набор лишнего веса. Редкое питание и большие порции принимаемой пищи, ведут не только к алиментарному набору веса, но и негативно влияет на желудочно-кишечный тракт, что в свою очередь может повлиять на здоровье всего организма. Правильная организация режима дня и питания способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье. От рационального питания и распределение приемов пищи в течение дня зависит от чувства насыщения. Игровая форма объяснения материала, наиболее глубоко отложится в памяти ребёнка, и научит его всем правилам рационального питания.
здоровье
правильное питание
жир
школьники
1. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс] : учебное пособие / Архангельский В.И., Мельниченко П.И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 392 с.
2. Биоорганическая химия [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков, С. Э. Зурабян. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 416 с.
3. Основы молекулярной диагностики. Метаболомика [Электронный ресурс]: учебник / Ершов Ю.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 336 с.
4.Сахарный диабет 2 типа. Проблемы и решения [Электронный ресурс] / Аметов А.С. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 1032 с.
5.Биологическая химия. Биохимия полости рта [Электронный ресурс] : учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 560 с.
6.Анатомия человека. В 3 томах. Том 1 [Электронный ресурс] : учебник / Сапин М.Р., Билич Г.Л. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 608 с.

Цель: рассказать учащимся о механизмах образования жировой ткани в организме человека, с целью формирования правильной культуры питания, расширить кругозор учащихся, развивать воображение, внимание, мышление, побудить интерес к правильному питанию детей школьного возраста.

Практическая часть: подготовлено выступление на заседании смотра-конкурса творческих командных инсценировок «Наука для школьников глазами студентов. Основы профилактики различных заболеваний» в рамках Региональный фестиваль студентов и молодежи «ЧЕЛОВЕК. ГРАЖДАНИН. УЧЕНЫЙ (ЧГУ – 2017)»

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Отгадайте загадку: «Что дороже всего на свете?» Правильно, здоровье. Это самое главное наша ценность. Образ жизни определяет наше здоровье на 53%. Из факторов, относящихся к образу жизни относят и культуру питания. Поэтому сегодня мы поговорим о питании и о роли веществ, составляющих нашу пищу (Рисунок 1).

Начиная со школьного возраста, главной задачей в формировании здорового образа жизни у детей является обучение культуре питания. В течении дня организм растущего ребенка теряет много энергии, и поэтому не обходимо восполнять энергетические затраты организма сбалансированным и правильным питанием. Для здорового образа жизни, успеваемости, нормального психического и физического развития, необходимо научить ребенка правильно питаться.

56н635р.jpg

Рисунок 1. Начало выступления

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете продукты, которые едите? Загадки (Рисунок 2).

1. Мы на хлеб его намажем

И добавим к разным кашам. Кашу не испортят точно

Бело-желтые кусочки. (Масло)

2. Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко — и в срок.

Получили мы ... (Творог)

3. Ароматную пластинку разломлю на половинки.

И еще на долечки - вот их будет сколечко!

И вкусна, и сладка, Что же это? (Шоколадка)

4. Жидко, а не вода. Бело, а не снег.

Начинается на "К"

Наш продукт из молока. (Кефир)

5. Сделан он из молока, но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались? Это ... (Сыр)

234.jpg

Рисунок 2. Отгадывание загадок

Правильно. Вы знаете многие продукты. А давайте посмотрим, знаете ли вы, из чего состоят эти продукты?

1. Нами богат всякий продукт: масло, колбасы, сыры, шоколад.

Больше этих продуктов съедай,

Будет энергии хоть отбавляй! (Жиры)

2. Фруктовые воды

Несут нам … (Углеводы)

3. Из поколения в поколение Человек ничто без нас,

От того, что в жизни коды, сохраняются в … (Белках)

Правильно! Какие вы молодцы!

Рисунок 3. В процессе объяснения

Еда в организме человека - это источник веществ, который содержит в себе все необходимые вещества для нормальной жизнедеятельности организма. Разберем подробнее, из чего состоит пища, которую мы употребляем. Химический состав пищи определяется набором питательных веществ. К ним относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода [1].

Белки составляют материальную основу химической деятельности клетки. Функции белков в природе универсальны. Названию белки, наиболее принятому в отечественной литературе, соответствует термин протеины (от греч. «proteios» - первый) [2].

Они содержаться в продуктах растительного и животного происхождения, в большом содержании мясных, бобовых и молочных продуктах (Рисунок 3).

Выполняет строительную функцию клеток и органов, участвует в процессах восстановления и замены устаревших клеток, влияет на усвояемость углеводов, жиров, витаминов и т.д.

Углеводы - обязательный и наиболее значительный компонент пищи. В сутки человек потребляет 400-600 г различных углеводов. Как один из главных источников энергии, углеводы необходимы для обеспечения жизнедеятельности организма [3]. Почти все углеводы быстро усваиваются, кроме клетчатки. Клетчаткой богата растительная пища, которая помогает процессам пищеварения, способствуя механической очистке слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта. Углеводы содержаться во фруктах, овощах, макаронных изделиях, сладостях. Недостаток углеводов приводит к нарушению обмена жиров и белков. В крови накапливаются вредные продукты неполного окисления жирных кислот и некоторых аминокислот. При сильном дефиците углеводов возникают слабость, сонливость, головокружение, головные боли, чувство голода, тошнота, потливость, дрожь в руках. Эти симптомы быстро проходят после приема сахара. Избыток углеводов может приводить к ожирению и, как следствию сахарному диабету. Основные факторы риска развития сахарного диабета: избыточная масса тела или ожирение, низкая физическая активность, редкое употребление овощей и фруктов [4].

Жиры - это мощный источник энергий. Жировые отложения защищают нас от повреждений и ушибов, а так же предупреждают потерю тепла. Основными пищевыми жирами являются триацилглицеролы, и человек потребляет их в количестве от 70 до 100 г/сут в зависимости от возраста, физической нагрузки, климатических условий. С пищей, помимо триацилглицеролов, также поступают фосфолипиды, холестерол и его эфиры [5]. В организме человека жиры (липиды) содержатся в клеточных мембранах, оболочках нервных волокон, участвуют в процессе синтеза гормонов, кислоты, желчи и витаминов. Нужные жиры содержаться в орехах, морепродуктах, маслах.

Организму нужно только определённое количество белков жиров и углеводов, ни больше и ни меньше, а ровно столько, сколько это нужно именно вам, согласно установленным нормам. Мы поправляемся, когда получаем с едой больше энергии, чем успеваем тратить. Все то, что не используется, откладывается «про запас» в виде жира. При избыточном поступлении белков в организм, превышающем потребность, они могут превращаться в углеводы и жиры.

Если организму в данный момент не нужно пополнять свои запасы энергии, то происходит процесс синтеза жиров. Гормон инсулин необходим чтобы глюкоза вошла в клетку. Чем больше сахара и простых углеводов вы съедаете, тем выше уровень глюкозы в крови и тем больше инсулина вырабатывается. Он нужен, чтобы быстрее «убрать» лишний сахар из крови, так как это очень опасно для организма, складировав его в жир.

Давайте разберем строение жира в теле человека. Жировые клетки, или адипоциты, накапливают жир. Различают два типа жировой ткани: белую и бурую, которые сформированы соответственно белыми и бурыми жировыми клетками – адипоцитами [6].

Выглядят эти адипоциты как огромная жировая капля. Внутриклеточный жир адипоцитов состоит в основном из триглицеролов (триглицеридов). В меньшем процентном соотношении – содержит фосфолипиды, холестерин и его эфиры. Триглицеролы (триглицериды) – это соединение глицерола (глицерина) с тремя жирными кислотами.

Ведущий. Нам нужны 4 добровольца из зала (мы раздаем детям шары и по нашей команде дети надувают шары). Жировые клетки можно сравнить с воздушными шарами: как только мы начинаем переедать, жировые клетки заполняются жиром и начинают «надуваться» (шарики надуваются), несмотря на то, что весят меньше чем мышечные клетки, места занимают значительно больше, и мы в этом случае начинаем «занимать» гораздо больше места (прикрепляем шары к человеку) (Рисунок 4).

а52пак.jpg

Рисунок 4. Адипоцит наглядно

Убеждение о том, что жировые клетки развиваются в организме только при неправильном образе жизни и переедании, в корне неверно. На самом деле человек рождается на свет с определенным количеством адипоцитов и клеток, способных при необходимости превратиться в них – преадипоцитов, хотя некоторые исследования показывают, что иногда у тучных людей количество жировых клеток меняется, правда, только в сторону увеличения. Самое интересное заключается в том, что и у худого, и у полного человека примерно одинаковое количество жировых клеток, вот только находятся они в разных состояниях.

В среднем жировая клетка может стать в 30-40 раз больше, чем была в начале. Когда мы худеем, они «сдуваются», теряя содержимое, при этом занимая мало места и не влияя на контуры тела (убираем шары с ведущего).

«РЕЖИМ ПИТАНИЯ» (Таблица 1)

Учеба в школе – это трудный период. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье.

Рационального питания это распределение приемов пищи в течение дня по объему, от которого зависит чувство насыщения.

При составлении рациона питания для учащихся необходимо правильно распределять продукты и калорийность блюд в течение суток:

завтрак – 25%; обед – 35 – 40%; полдник – 10 – 15%; ужин – 25%.

Завтрак для школьников должен быть обязательным. Утром желательно употреблять горячее блюдо, содержащее достаточное количество пищевых веществ и калорий.

Обед должен состоять из первого блюда и блюда с гарниром предпочтительно из овощей. На ужин лучше легкие молочно-растительные блюда или овощные.

Давайте составим свой рацион питания.

Состав суточного пищевого рациона

Режим питания

Название продукта

7.30 завтрак

 

10.30 школьный завтрак

 

14.30 обед

 

16:00 полдник

 

18.00 ужин

 

Таблица 1. Режим питания

Вывод: в ходе игровой подачи материала было рассказано о механизмах образования жировой ткани в организме человека. После проведения анкетирования питания педагог оценил качество ежедневного рациона каждого ребенка в классе и теперь сможет подобрать индивидуальный подход к формированию правильного рационального питания своих учеников в классе. Закрепление материала призвано развивать воображение, внимание, мышление и побуждать интерес к правильному питанию детей школьного возраста.


Библиографическая ссылка

Шамитова Е.Н., Викторович Н.Н., Иванова Е.А., Орлов И.О. ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «БИОХИМИЯ И ПОЛНОТА. КАК ОТКЛАДЫВАЕТСЯ ЖИР» // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19407 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252