Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕТОДИКА ИНСТРУКТАЖА В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ

Грибина Г.А. 1 Кокарева М.Е. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Современная реальность требует, чтобы система профессионального образования готовила развитых, технически образованных и культурных молодых работников, обладающих мастерством, способных быстро освоить новые технологии, уверенно ориентироваться в быстром потоке научной информации, с активной жизненной позицией. Ведущим местом в системе образования квалифицированного работника в профессиональном учебном заведении является производственное обучение. Основными направлениями совершенствования производственной подготовки студентов являются: органическое единство образовательных процессов; подключение обучения с продуктивной работой студентов; формирование навыков студентов в применении современных технологий, передовой опыт производства; творческое разнообразие организационных форм и методов производственного обучения. Основной формой организации учебного процесса в подготовке квалифицированных работников в профессиональном учебном заведении является учебное занятие (урок). Учебное занятие представляет собой динамическую и переменную организационную форму обучения, в которой преподаватель и постоянная группа студентов взаимодействуют в определенном месте в указанное время с учетом характеристик каждого обучающегося с использованием типов, средств и методов работы, которые создают благоприятные условия для овладения всеми обучающимися полученных знаний непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития их познавательных способностей. В связи с этим производственное обучение является важным звеном в подготовке высококвалифицированных специалистов в ходе профессионального образования, которое объединяет различные профессионально-педагогические методики, в том числе методику проведения инструктажа в рамках учебного занятия производственного обучения.
инструктаж
производственное обучение
методика инструктажа
профессиональное образование.
1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: Проф. образование, 2012. - 904 с.
2. Батышев С. Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. – М.: АПО, 2008. – 387 с.
3. Бордовская Н. В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А.Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
4. Крикунова Т. К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении / Т. К. Крикунова. – М.: Академия, 2014. – 152 с.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
6. Симоненко В. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. – Брянск.: Изд-во Брянского государственного университета, 2013. - Кн.1 - 174 с.
7. Ткаченко Е. В. Современное состояние и проблемы развития профессионального образования в России // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - №4. - С. 3-7.
8. Эрганова H. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 150 с.

Производственная подготовка в учебных мастерских проводится в форме занятий. Каждая учебная группа обычно характеризуется относительной полнотой состава, организационного единства и определенных временных рамок; максимальная продолжительность занятий в мастерских - учебный день.

Одним из основных преимуществ обучения на учебных семинарах по сравнению с обучением непосредственно на предприятии является то, что можно широко использовать урочную форму организации учебной работы, когда все обучающиеся группы выполняют те же задачи, один и тот же тип обучения и производства, который позволяет проводить мастеру-педагогу со всей группой одновременно вводные, текущие, коллективные и заключительные инструктажи, которые очень облегчают управление индивидуальной работой студентов. Поэтому урок - учебное занятие считается основной формой организации обучения, основным типом занятий в учебных мастерских [3, 7].

Учебные занятия производственной подготовки, в зависимости от их целей и содержания изучаемого учебного материала, имеют разные типы:

  • занятия по изучению трудовых методов или операций, цель которых - предоставить обучающимся производственные и технические знания, начальные навыки и навыки выполнения изученных методов или операций;
  • занятия по внедрению комплексных работ, целью которых является ознакомление студентов с постепенным увеличением учебно-производственной работы, организация работы и планирование технологического процесса, укрепление и совершенствование навыков, выполнение в различных комбинациях ранее изученных операций;
  • занятия для проверки знаний, навыков и способностей студентов, целью которых является определение степени подготовки студентов на определенный период обучения (полгода, год, более короткий период обучения) [3, 6].

В тех случаях, когда невозможно или непрактично одновременно предоставлять всем обучающимся одинаковые учебные и производственные задания, организуются тренировки в небольших группах: группа делится на команды, и каждая из них получает и выполняет свою задачу.

Индивидуальное обучение также проводится в производственном обучении. К нему относятся, например, занятия по вождению автомобилей и других машин, а также занятия со студентами, которые пропустили какие-либо темы в связи с заболеванием. Эти занятия обычно имеют такую же структуру, что и соответствующие групповые занятия, но вводные и заключительные инструктажи носят менее подробный характер и в некоторых случаях практически сливаются с текущей инструкцией.

В производственном обучении особым типом занятий являются занятия лабораторного и практического типа, проводящиеся с практической подготовкой работников любой профессии. Различие, лежащее в основе между этими лабораторными и практическими занятиями от тех, которые проводятся в процессе теоретического образования, состоит в том, что они предназначены не только для укрепления и углубления знаний, но и для формирования ряда профессионально важных навыков [2]. В этой связи лабораторно-практические занятия содержат элементы заданий, а также инструктажи: вводные, текущие и заключительные.

Вводный инструктаж является элементом организационной (внешней) структуры занятия производственного обучения. Подготовка обучающихся к предстоящей учебно-производственной деятельности является основной целью вводного инструктажа [4].

С точки зрения дидактической структуры учебного занятия вводный инструктаж состоит из трех основных элементов: целевой настройки, актуализации знаний, а также опыта обучающихся и создания ориентировочной основы для действий студента. Эти типичные элементы могут чередоваться, но присутствие их в каждом занятии является обязательным.

В учебном занятии по изучению методов работы и операций вводное обучение наиболее рационально осуществлять фронтально. Продолжительность инструкции зависит от места темы учебного занятия в общем процессе производственной подготовки, ее содержания, от места учебного занятия в системе занятий по этой теме. В среднем продолжительность таких вводных инструкций составляет тридцать -тридцать пять минут, но не более 1 часа [8].

Для вводного инструктажа на учебных занятиях при обучении студентов методам и операциям последовательность типична:

  • сообщение темы и цели урока;
  • проверка знаний и навыков студентов на материале, связанном с материалом предстоящего учебного занятия (этап обновления);
  • объяснение и демонстрация методов работы и методов проведения изучаемой операции, способы самоанализа выполненной работы;
  • анализ письменной инструкции;
  • анализ технических требований к обучению и производству;
  • рассмотрение и осуждение вероятных типичных ошибок, трудностей, недостатков, способов их предотвращения и ликвидации;
  • разъяснение и демонстрация методов организации места работы, правил охраны труда;
  • проверка освоения студентами вводных инструкций;
  • пробное исполнение студентами методов проведения изучаемой операции;
  • назначение заданий студентам и их распределение по местам работы [1, 4].

Текущий инструктаж студентов педагогом обычно выполняется индивидуально. Базовой организационной формой такого обучения являются обходы педагогом рабочих мест студентов, которые имеют целенаправленный характер. Их суть заключается в том, что каждый раз, когда они работают вокруг рабочих мест, преподаватель ставит перед собой конкретные цели обучения: проверять своевременность начала работы студентов; правильность выполнения практических трудовых приемов и методов; организацию мест работы; практичность способов использования документации; качество выполненной работы и т. д.

В дополнение к целенаправленным обходам существуют и другие возможные способы организации индивидуального обучения: педагог наблюдает за группой с места работы и дает распоряжения обучающемуся, который совершил ошибку, испытывает трудности или нуждается в помощи; педагог подходит к студенту по его просьбе и дает необходимые инструкции и объяснения; сами студенты подходят к педагогу, он инструктирует их на рабочем месте и т. д.

Индивидуальный текущий инструктаж студентов осуществляется педагогом с использованием таких методических рекомендация и методов общего характера: объяснения, инструкции, убеждения, замечания, советы, повторное отображение операция и техники, личный пример педагога; требования и руководящие принципы, которые способствуют обучению студентов точности, внимательности, внимательному отношению к инструменту, оборудованию, энергии; образование независимости, настойчивости, ответственности.

Выполняя текущую инструкцию студентов, опытные педагоги действуют согласно таким правилам, как: не заканчивать работу для студентов, не участвующих в процессе обучения, поскольку это приводит к безответственности и не формирует настойчивость в преодолении трудностей; постоянно побуждают обучающихся планировать свою работу [4, 8].

Выполняя текущую инструкцию, важно обеспечить правильный режим работы и отдыха для студентов, так как часто причиной ошибок обучающихся является их усталость.

Эффективная текущего инструктажа характеризует высокую приверженность принципам и строгость требований педагога к студентам для выполнения правил организации работы, правил безопасности и места работы.

Управляя производственной подготовкой, педагог взаимодействует в процессе рабрты сразу со всей группой, которая по своему составу разнородна. Состав группы по эффективности обучения можно разделить на «слабых», «средних» и «сильных» обучающихся. Поэтому во время текущей инструкции педагог всегда учитывает индивидуальные характеристики и способности обучающихся, чтобы обеспечить примерно такой же уровень развития учебного материала, чтобы обеспечить продвижение вперед всей группы и изучить тему, Предпочтительное внимание уделяется «слабым» студентам: сначала необходимо дать им выполнить более простые и простые задачи, постепенно «вытаскивая» их на уровень «средний» и «сильный» [5, 6].

Подведение итогов выполнения учебно-производственных работ является целью проведения заключительного инструктажа. Длительность заключительных инструкций зависит от реальной ситуации на учебном занятии. Инструктаж может быть коротким, если обучающиеся все выполнили задание и качество работ соответствует заявленным требованиям. По результатам повторения теоретического материала во время вводного инструктажа и за работу на занятии мастеру-педагогу необходимо выставить оценки обучающимся [6, 8].

Инструктаж проводится более обстоятельно, если, овладевая умениями, обучающиеся сделали критическое количество ошибок. Первостепенно производится анализ ошибок, затем фиксируются и разбираются причины, приводящие к ошибкам в деятельности студентов на практике. Можно рекомендовать еще раз в деталях показать весь процесс с объяснением способов деятельности применяемых во время занятия. Затем следует вызвать обучающихся, которые допускали в процессе учебного занятия большее количество ошибок, и попросить их еще раз повторить приемы и способы выполнения операций.

Заключительный инструктаж обычно проводит мастер-педагог производственного обучения, но возможны и другие варианты. Например, сформировать из лучших обучающихся группу - «студенческий отдел технического контроля» - и поручить этой группе, провести анализ достоинств и недостатков работ своих коллег. В представленных рекомендациях реализуются не только обучающая функция учебного занятия, но и принципы воспитания, лежащие в основе учебно-производственного труда [1,8].


Библиографическая ссылка

Грибина Г.А., Кокарева М.Е. МЕТОДИКА ИНСТРУКТАЖА В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19401 (дата обращения: 15.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252