Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА

Арзуманян О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Статья посвящена проблеме проявления агрессивности в подростковом возрасте. Актуальность темы исследования связана с ростом агрессии в подростковой среде, а также с тем, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в такое устойчивое качество личности как агрессивность. Особое внимание в работе уделяется взаимосвязи уровня агрессивности и преобладающего типа темперамента подростка. Для определения типа темперамента был использован «Личностный опросник EPI Г. Айзенка». Для выявления уровня агрессивности мы пользовались опросником Баса-Дарки, на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой. Для подтверждения результатов мы воспользовались тестом для диагностики агрессивности, разработанным Л.Г. Почебут. В статье представлены данные экспериментального исследования, показывающие, что большинство подростков имеют высокий (65 %) и средний (25 %) уровни агрессивности, низкий уровень был выявлен у 10 % испытуемых. В результате использования корреляционного анализа доказано, что связь между типом темперамента и уровнем агрессивности у подростков существует. В связи с этим можно сделать вывод, что работу по снижению агрессивности у подростков необходимо проводить с учетом особенностей их темперамента.
агрессивность
тип темперамента
подростковый возраст.
1. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб.: Питер, 2001. – 352с.
2. Колосова,С.Л. Детская агрессия / С.Л. Колосова.– СПб.: Питер, 2004. – 224 с.
3. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Мос¬ковский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 96 с.
4. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 160 с.
5. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста.– Мн.: НИО, 1997.– 198 с.

Рост агрессивности в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. В силу сложности возрастного развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход становления личности, образовывая объективные предпосылки для возникновения агрессивности и её проявления у подростков. Актуальность исследования обусловлена тем, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в такое устойчивое качество личности как агрессивность [2].

Проблема особенностей проявления агрессивности у подростков вызывает научный и практический интерес, существует немалое количество работ в психологии зарубежных и отечественных учёных, таких как Р. Берон, Д. Ричардсон, Р. Немов, К. Лоренц, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк [3], Т.П. Смирнова [4], И.А. Фурманов [5] и др. Актуальность проблемы подтверждают многочисленные исследования причин возникновения агрессии в подростковом возрасте.

В психологии агрессивность рассматривают как свойство и черты личности: свойство нападать на людей и животных, доставлять неприятности окружающим людям и властвовать над ними, наносить вред животным, людям и окружающей среде.

Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Агрессивность как яркая особенность личности представляет собой отношение индивида, носящее враждебный характер, к окружающим с целью причинить вред.

В настоящее время так же активно исследуют поиски причин и наиболее эффективные способы контроля агрессивного поведения. Главное место занимают вопросы, которые связаны с анализом тех природных факторов, какие способствуют агрессии. В этом случае можно выделить два самых значительных направления поиска: факторы внешней среды, поиск внутренних факторов.

В первом случае мы говорим о неблагоприятных факторах окружающей среды, таких как шум, загрязненная вода, загрязнённый воздух, температурные изменения, массовые собрания людей в одном месте, посягательство на личное пространство. Так же не маловажное значение в этих исследованиях занимает влияние алкоголя и наркотиков. В итоге многочисленных экспериментов, современные ученые отдают предпочтения в возникновении агрессивности в поведении и ставят на первое место социальное окружение. Индивид непосредственно находится постоянно в нём, взаимодействует с опосредованным фактором, который побуждает (или же сдерживает) человека к агрессивным действиям.

Во втором направлении уделяется большое внимание расовой принадлежности индивида. Исследования таких учёных как Р.Барон и Э.Доннерштейн влияния расовых признаков на появление агрессивности в поведении, показывают, что в большинстве случаев представители с белой кожей намного меньше проявляют враждебность по отношению к представителям негроидной расы, чем к гражданам своего цвета кожи. Враждебность может быть нейтрализована либо ожиданием общественных осуждений, либо опасением расплаты.

Агрессия подростков - одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса. Часто родители теряются, столкнувшись с подростковой агрессией, и все их попытки пресечь агрессивное поведение только еще больше распаляют ребенка. Это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Задача родителей - направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками. Существует много причин, почему проявляется агрессия в подростковом возрасте. Но для начала родителям следует понять, что на пустом месте злоба, ненависть и тому подобные чувства просто так не возникают. Поэтому, если у подростка начала проявляться агрессивность, то вначале следует найти причину.

Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя [1]. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр.

Агрессивное поведение у подростков с различным типом темперамента выражается всегда по-разному и обладает своими отличительными характеристиками. Темперамент обусловливает силу и скорость реакций на события, которые происходят в жизни, степень экспансивности и нервной возбудимости личности. Темперамент закладывается с рождения и изменить его невозможно, зато можно научиться использовать его сильные и даже слабые стороны.

Целью нашего исследования было выявление особенностей агрессивности у подростков с различным типом темперамента. В эксперименте принимали участие 20 подростков в возрасте 14-16 лет. Для определения типа темперамента мы использовали «Личностный опросник EPI Г. Айзенка». Для выявления уровня агрессивности мы пользовались опросником Баса-Дарки(англ. Buss - DurkeeHostilityInventory, сокр. BDHI), на русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой. Для подтверждения уровня агрессивности, по методике Баса-Дарки, мы воспользовались тестом для диагностики агрессивного поведения, разработанным Л.Г. Почебут.

Результаты исследования по опроснику Г. Айзенка показали, что преобладающим типом темперамента в группе является холерический 40%, меланхолический – 30%, сангвинический – 20%, флегматический тип темперамента был выявлен у 10% испытуемых. Здесь мы видим, что преобладающими типами темперамента стали меланхолики и холерики, но если мы будем рассматривать исследуемую группу по экстравертированному и интровертированному типу, то можем заметить, что доля лиц с типом экстраверт превышает долю лиц с типом интроверт на 10% (рис.1).

Рис. 1. Результаты исследования по опроснику Г. Айзенка.

К интровертам относятся меланхолики и флегматики, которые сами по себе параллельны друг другу по своим качествам. Флегматики – сильные, уравновешенные и инертные. У таких людей медленно вырабатываются новые формы поведения, но они являются стойкими, что помогает всегда доводить до конца начатое дело, попусту не болтать лишнего в разговоре, обладать выдержкой и глубиной мыслей. Но такие люди также могут обладать и другими качествами, такими как вялость, лень, безволие, что приводит к выполнению лишь привычных для них действий. А меланхолики, наоборот, слабые, неуравновешенные, инертные. У них реакция часто не соответствует силе раздражителя. Меланхоликам трудно сосредоточиться на чем-то одном, а сильный стресс может довести до тормозной реакции, при которой у них сразу опускаются руки.

К экстравертам относятся холерики и сангвиники. При холерическом типе темперамента, так же как и при сангвиническом, люди сильные и подвижные, разница только в том, что сангвиники – уравновешенные, быстро приспосабливаются к новым условиям, к новым людям, общительны с окружающими, но из-за неумения придерживаться выработанного распорядка жизни не могут успешно выполнять задания, требующие равной затраты сил. В свою очередь, люди с холерическим типом очень возбудимы, прерывисты в действиях, импульсивны, всегда ярко переживают эмоции, стремительно двигаются к своей цели. Но вследствие своей неуравновешенности, при увлеченной работе, могут отдавать все свои силы, истощать их больше чем следует.

Делая вывод из результатов анализа типов темперамента в исследуемой группе, мы можем сказать, что больше половины подростков являются активнее, подвижнее и стремительнее, чем остальная часть сверстников.

Используя опросник Баса-Даркидляизучения агрессивности группы подростков, мы получили следующие результаты. Так, 5% учащихся имеют совсем низкий уровень агрессивной реакции, они спокойны, стабильны и не вступают в конфликтные ситуации. 25% учащихся имеют средний уровень агрессивной реакции, они более подвержены косвенной агрессии, раздражению, негативному состоянию, обиде. Такие дети чаще всего окольным путём направляют свою агрессию на другое лицо или же ни на кого не направляют, но могут быть вспыльчивыми, грубыми, бороться с установленными правилами, завидовать окружающим и ненавидеть их. 70% учащихся этой подростковой группы имеют высокий уровень агрессивной реакции, чаще всего они не контролируют свою агрессию к окружающим. Они подвержены физической агрессии, подозрительности, вербальной агрессии. Используют свои физическое силы против другого лица, убеждены в том, что другие люди хотят принести им вред, выражают свои чувства как через форму крика или визга, так и содержание словесных ответов проклятия или угрозы (рис.2).

Рис. 2. Результаты исследования агрессивности по опросникуБаса-Дарки.

Тест агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут» показал, что высокий уровень агрессивности в испытуемой группе составляет большую часть и равен 65%, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности, подростки, относящиеся к этому уровню, достаточно агрессивны. Средний уровень составляет 25%, мы можем заметить, что он одинаков с показателями методики «Басса-Дарки». Низкий уровень показали 10% испытуемых (рис.2).

Таким образом, результаты опросника Л.Г. Почебут подтверждают полученные данные по тесту Басса-Дарки.

Рис. 3. Результаты исследования агрессивности по«Опроснику Л.Г. Почебут».

Далее для выявления особенностей проявления агрессивности у подростков с различным типом темперамента был проведен корреляционный анализ по результатам используемых методик на исследование типа темперамента и проявлений агрессивности. Корреляционный анализ проводился с помощью Фи-коэффициента, который предназначен для измерения тесноты связи.

Анализируя полученный результат, можно отметить, что у испытуемых подростков по методикам «Личностный опросник EPI» и «Опросник Басса-Дарки» мы получили показатель равный 0,36, что говорит об умеренной тесноте связи, что позволяет нам сделать вывод о том, что между показателями существует взаимосвязь. По методикам «Личностный опросник EPI» и «Опросник Л.Г.Почебут» мы получили показатель равный 0,2, что говорит нам о слабой тесноте связи.

Таким образом, на основе имеющихся данных, мы можем сказать, что между агрессивностью подростков и их типом темперамента существует связь: большинство агрессивных подростков были отнесены к холерическому типу. В связи с этим можно сделать вывод, что работу по снижению агрессивности у подростков необходимо проводить с учетом особенностей их темперамента.


Библиографическая ссылка

Арзуманян О.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19374 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252