Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Кашиева С.К. 1
1 ФГБОУ "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
В статье раскрывается педагогический аспект развития эмоционального интеллекта у детей в раннем возрасте, а также представлена авторское видение определения уровня развития исследуемого феномена. Актуальность изученной темы обусловлена реалиями современности, когда все больше и больше увеличивается дистанция общения между детьми и родителями, постоянно занятых карьерой и вопросами материального благополучия; между сверстниками, которые также сидят в своих домах и загружены, если не учебной программой, то информационным шумом. В связи с чем обращение к развитию эмоционального интеллекта у детей является общественной потребностью. Доказано, человек с более высоким уровнем эмоционального интеллекта, более склонен к проявлениям эмпатии, более эффективен, более успешен, лучше выстраивает позитивные социальные отношения и взаимодействия с окружением. В статье обосновывается значимость понятий «эмоциональный интеллект», «эмоции», «интеллект», представлена их взаимосвязь. Дана авторская позиция к разработке критериев и показателей уровня развития эмоционального интеллекта у детей до трех лет. Автор заключает, что благодаря эмоциональному интеллекту свойственные для этого возраста неравномерные процессы развития психоэмоциональных и когнитивных сфер уравновешиваются, а значит ребенок способен «управлять» своими эмоциями, что в свою очередь отразится на его физических и познавательных способностях.
эмоциональный интеллект
эмоции
интеллект
раннее развитие детей
раннее детство
кризис трех лет
1. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина.– М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 9.
2. Интеллект // Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад [и др.] – М.: Большая Российская энциклопедия, - 2002. – С. 107.
3. Санникова, Л. Н. Образовательный процесс как элемент внутренней системы дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] /Л. Н. Санникова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. -№ 9. – С. 102-107.Режимдоступа:http://e-koncept.ru/2016/16191.htm (дата обращения 02.12.2018).
4. Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста: учебник для академического бакалавриата/ Ю. М. Хохрякова. – 2-е изд., испр. И доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. – С. 17.
5. Эмоции // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / под ред. В. В. Давыдова[и др.] – М., 1998. – С. 613.
6. Эмоциональный интеллект// Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова [и др.] – М.: АСТ : АСТ МОСКВА; СПб. : Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009. – С. 654.
7. Paavola L. E. The importance of emotional intelligence in early childhood: Degree Programme in Social Services Bachelor’s Thesis[Электронныйресурс] / L. E. Paavola 2017. – P. 26.Режимдоступа: https://www.theseus.fi/handle/10024/131619(дата обращения 11.11.2018).

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста является для современной системы дошкольного образования одной из актуальных педагогических задач. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в положениях федеральных государственных стандартов всех уровней образования делается значительный акцент на качестве общего образования [3]. Во-вторых, современный рынок труда предъявляет высокие требования к уровню профессиональных компетентностей, что в свою очередь определяет показатель успешности личности в той или иной сфере деятельности. В-третьих, повышение конкурентоспособности, внедрение автоматизированных технологий, погружение в информационный шум, навязанный СМИ, оказывают влияние на психическое состояние человека. В свете обозначенных факторов эмоциональный интеллект является неким регулятором внутреннего состояния на различные рода внешние влияния. Это подтверждают многие современные зарубежные и российские психологические исследования, где обозначен ряд доказательств, свидетельствующих о роли эмоционального интеллекта в развитии умственных и психических способностей, формировании успешной личности.

Обратимся к понятию «эмоциональный интеллект», которое впервые появилось в последнем десятилетии ХХ века, с тех пор получило широкое распространение в психологии личности. В российской психологической науке эмоциональный интеллект определяется как «способность понимать эмоции у себя и других, а также эмоционально адаптироваться к изменяющейся окружающей среде и изменяющимся требованиям». [6].Как нам представляется, содержание эмоционального интеллекта у детей раннего возраста в современной педагогике недостаточно исследовано и требует уточнений. Представленные нами теоретико-педагогическое обоснование значимости развития эмоционального интеллекта, набор критериев и показателей его развития у детей раннего возраста, на наш взгляд, определяет новизну данного исследования.

Для понимания педагогического аспекта эмоционального интеллекта необходимо обратится к его базовым понятиям - «эмоция» и «интеллект». Последняя категория характеризуется в педагогическом обществе как система познавательных способностей индивида, которые помогают ему перерабатывать и применять различного рода и сложности информацию и, как следствие, решать проблемы, внутренние и внешние [2]. Понятие же «эмоции» рассматривают с позиции отношения человека к самому себе и окружению, которое выражается в виде различных переживаний на те или иные потребности, поэтому и целью воспитания, ученые в области педагогики, видят в необходимости формировать «иерархию потребностей», оптимальных как для общества, так и самореализации личности [5]. Исходя из представленных положений, следует выделить общие аспекты представленных выше базовых категорий - это реакции человека на внутренние и внешние вызовы; ориентация когнитивных и психических способностей на удовлетворение потребностей (решение проблем), личных и социальных. Это дает нам основание предположить, что эмоциональный интеллект балансирует процессы психоэмоциональной и когнитивной сфер личности, в то же время выступает неким аккумулятором, который хранит и преобразовывает энергию этих двух сфер в виде информации, поведения, характера человека на те или иные раздражители.

Мы не отрицаем наличия эмоционального интеллекта у человека с первых дней его жизни. Доказано, что исходная точка поведения взрослого человека формируется в его раннем детстве, еще в довербальный период. Однако в разные возрастные периоды интенсивность проявления исследуемого феномена различна в силу неравномерного развития указанных личностных сфер (гетерохронность). Это продиктовано в том числе и развитием мозговых функций. Нейронная сеть мозга младенца еще не сформирована. Этот процесс будет проходить на протяжении первых трех лет жизни [7]. Степень прочности и гибкости нейронных сетей будет зависеть, прежде всего, от особенностей окружающей среды, стимулирующими визуальными, звуковыми, вкусовыми, тактильными сопровождениями. И это главное условие развития ребенка в его первые три года. За это время его психика проходит колоссальный путь от рефлекторных проявлений к «оживлению» эмоциональной сферы до выражения им самосознания. Одновременно и во взаимодействии включаются и когнитивные функции, которые помогают ему контролировать и управлять своим телом, ориентироваться в пространстве; активизировать его речевую деятельность; овладевать навыками социального поведения, манипулировать предметами и другое. Отсюда и понимание важности, значимости раннего развития ребенка.

Успешность и темп развития эмоционального интеллекта во многом характеризуют те проявления ребенка, которые взрослый может наблюдать в его поведении и настроении. Справедливо может возникнуть вопрос, о целесообразности определения уровня развития эмоционального интеллекта у детей в первые три года жизни, когда так выражены индивидуальные различия, неравномерность, динамичность развития тех или иных способностей. Для малыша также свойственна пластичность, гибкость восприятия на каждых этапах исследуемого возрастного периода. И именно данный факт способствует своевременному принятию мер со стороны взрослого в решении вопросов развития эмоционального интеллекта. Таким образом для определения критериев и показателей эмоционального интеллекта мы будем опираться на характеристику типичной для детей раннего возраста поведенческой деятельности. Это в итоге позволит отследить и предупредить факторы, снижающие степень развития эмоционального интеллекта, а значит содействовать коррекции векторов воздействия взрослого на ребенка и их взаимодействия. В этом и заключается теоретическая и практическая значимость нашего исследования.

Ведущими линиями развития детей в период от рождения до шести месяцев являются зрительное восприятие и тактильные ощущения. Этому возрасту особенно характерно аффективность, проявление эмоций, которые обусловлены конкретными действиями со стороны взрослых. Ребенок выражает субъективное отношение (как правило, положительное) к окружающей действительности, при чем эмоции проявляются избирательно, как реакция зрительной функции (он начинает выделять из обилия окружающих объектов близких ему людей). В это время малыш переживает так называемый комплекс оживления, и на данном этапе ребенку особенно важны визуальный и тактильный контакты.

Со второго полугодия жизни при отрицательных воздействиях уже более разнообразно выражены негативные эмоции – ребенок обижается; сердится; капризничает; проявляет скованность; испуг, слабое недовольство, - и это свойственное поведение для этого возраста. Отметим, что младенцы, испытывающие дефицит общения, выражают положительные эмоции даже при негативном воздействии взрослого (данный факт является отклонением от норм) [1]. Кроме этого, ближе к достижению первого года ребенок способен произносить свои первые слова, вплоть до конца второго года жизни он употребляет не более 30 слов, грамматически не изменяя их.

Приблизительно на втором году жизни за небольшой промежуток времени, 2-3 месяца, словарный запас ребенка может возрасти до 200–300 слов, ребенок начинает строить предложения из трех и более слов, грамматически согласую их между собой [4]. Параллельно с этим усложняется работа мозга, нервной системы. Естественным образом отражается данные физиологические процессы отражаются на психоэмоциональной и когнитивной сферах.

Приблизительно с полутора лет ближе к двум годам у ребенка начинает формироваться первые признаки самосознания. Данное состояние характеризуется адекватным невербальным сообщением в ответ на тактильное воздействие, повышенным интересом к своему телу, движению конечностей, узнаванием себя в зеркале (это происходит спустя время после первого знакомства с собой в зеркале). В это время можно научить ребенка контролировать собственное тело, его функции (в частности, прием туалета). Казалось бы, незначительные меры и шаги ребенок выполняет в это время, но именно они приведут его в перспективе к большему прорыву самосознания, выраженное в самоконтроле, уверенности в себе, знаниях, собственных возможностях, чувстве независимости.

Чем больше ребенок воспринимает себя, тем больше в нем созревает осознание собственного «Я», он начинает противопоставлять себя окружающим. Таким образом в его жизни происходит свойственный для этого возраста психоэмоциональный кризис (кризис трех лет), изменения происходят и в физиологии ребенка. Эмоциональная сфера ребенка в период трехлетнего кризиса достаточно усложняется как в характере проявления, так и его продолжительности. Особенно важно в это время проявить внимание контактам ребенка, постепенно расширять круг его общения со сверстниками, разнообразить виды активной деятельности.

Мы отмечаем, что типичное для детей раннего возраста поведение и психоэмоциональное проявление лежат в основе эмоционального интеллекта, свойственный данному периоду жизни. Далее предлагаем авторский подход к определению критериев и показателей оценки уровня развития эмоционального интеллекта у детей раннего возраста. Мы сделали акцент на ведущие линии развития в каждом этапе раннего возраста. Представленные положения основаны на теоретических исследованиях экспертов в области раннего развития детей (Данилина Т. А., Хохрякова Ю. М.).

Кри-терии

Пока-затели

Уровни

оптимальный

(2 балла)

средний

(1 балл)

низкий

(0 баллов)

Возрастной период от рождения до шести месяцев

Эмоциональное восприятие мира

1. Характер эмоционального реагирования

Проявление эмоциональности обусловлено конкретной ситуацией и актуальным для ребенка потребностями; восприятие действительности аффективно окрашено.

Проявление эмоциональности иногда соответствует конкретной ситуации и потребностям, восприятие действительности аффективно окрашено.

Проявление эмоциональности неадекватно текущей ситуации, либо вовсе не проявляет эмоций.

2. Проявление положительных эмоций

Ребенок радостно встречает любые обращения старших его по возрасту детей и взрослых, радость чаще всего сопровождается бурным проявлением двигательного оживления.

Ребенок радостно встречает обращение узкого круга взрослых (только одного или двух самых близких людей), наблюдается малоподвижность при проявлении радости.

Ребенок при обращении к нему не улыбается, положительные эмоции ни коем образом не демонстрируются.

Восприятие мира через ощущение

3. Зрительная реакция

Зрительно реагирует на попавшие в поле его зрения лица людей, яркие предметы; взгляд сопровождает движение заинтересовавших предметов, постепенно он научается переводить взгляд с одного предмета на другой (при этом движения плавные) одновременно учиться двигать голову в сторону фокусируемого им предмета; начинает выделять из обилия окружающих объектов близких ему людей; появление незнакомого взрослого воспринимает адекватно.

Фиксирует взгляд только на лицах взрослых, либо только на ярких предметах, долго смотрит на один и тот же предмет, не умеет переключаться с одного предмета на другой, только в случае, когда первый исчезнет с его поля видимости; узнает лицо матери или другого близкого взрослого; появление незнакомого взрослого воспринимает неадекватно.

Взгляд не задерживается на лице взрослого или каком-либо предмете, глаз не сопровождают движение предметов, взгляд чаще всего притуплен; не узнает никого из близкого окружения.

4. Тактильное ощущение

Проявляет радостные эмоции во время объятия его близкими или поцелуе. тактильно распознает температурный режим предметов (горячее, холодно); стремится распознать то или иное свойство предметов самостоятельно.

Проявляет чрезмерную потребность в тактильном прикосновении его с матерью/ либо другим близким взрослым. постоянно просится на руки. умеет распознавать холодно и горячее, не стремится потрогать предмет, чтобы изучить его температурный режим, ждет для этого одобрения взрослого.

Наблюдается отрицательные эмоции на любое проявление тактильных прикосновений, либо ребенок постоянно просится на руки.

Возрастной период от шести месяцев до одного года

Эмоциональное восприятие мира

5. Характер эмоционального реагирования

Всегда адекватно реагирует на характер раздражителей, при положительных воздействиях проявляет радость и одобрение, при отрицательных - негативные эмоции (сердится, обижается, жалобно капризничает);

При положительных воздействиях иногда проявляет радость, одобрение, при отрицательных - негативные эмоции.

На любое воздействие окружающих проявляет скованность, испуг, слабое недовольство.

Активизация социальной деятельности

6. Речевая активность.

Начинает произносить первые слова, объем словарного запаса составляет примерно 10 -15 слов; закрепляет за предметом «свое» название; стремится выразить свое отношение вербально.

Начинает произносить первые слова, объем словарного запаса составляет примерно 5–10 слов; закрепляет за предметом «свое» название; проявляет стеснение при общении.

 

Не проявляет речевой активности.

7. Распознавание отношения окружающих.

Умеют распознавать направленность внешних воздействий: адресованная в адрес ребенка отрицательная эмоция со стороны взрослого, воспринимается отрицательно – сердится, обижается; та же внешняя эмоция, но неадресованная ему воспринимается им либо положительно, либо нейтрально.

Отрицательно реагирует при любых негативных воздействиях как на него, так и на окружающих его людей (аналогично и при положительных реакциях на него и вне).

Неадекватно распознает отношения окружающих

Возрастной период от одного года до двух лет

Эмоциональное восприятие мира

8. Характер эмоционального реагирования

Проявление эмоций продиктованы сиюминутными желаниями: ребенок реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Однако действия ребенка всегда в достаточно степени произвольны и соответствуют конкретной ситуации.

Проявление эмоций всегда продиктованы сиюминутными желаниями: ребенок реагирует на то, что непосредственно воспринимает. Действия ребенка в большей степени непроизвольны и иногда не соответствуют конкретной ситуации.

Проявление эмоций продиктованы сиюминутными желаниями, действия непроизвольны и достаточно бурно выражены, не соответствуют конкретной ситуации.

9. Продолжительность эмоциональной реакций

Быстрая адаптация к изменению видов деятельности, эмоциональное проявление соответствует конкретной ситуации.

Ребенок иногда продолжительное время проявляет негативные эмоций, однако при появлении интересного для него объекта легко переключается, но при упоминании причин прежнего отрицательного состояния снова может проявить негативный характер поведения.

Ребенок длительное время может хранить в себе обиду или другие негативные эмоции, убегать от общения.

Активизация социальной деятельности

10. Речевая активность

Активно обогащает словарный запас (объем может достигать 200–300 слов), ребенок начинает строить предложения

из трех и более слов, выдерживая синтактическую структуру предложения, стремится вступать в контакт с окружающими.

Умеет выразить свою потребность словами и предложениями, однако проявляет скованность во время разговора, либо старается не разговаривать при чужих людях.

Только лишь начинает произносить первые слова, объем словарного запаса составляет примерно 5–10 слов; закрепляет за предметом «свое» название; проявляет стеснение выразить свое отношение вербально, либо вовсе молчит.

11. Социальная адаптация

Может выйти потанцевать и поиграть с незнакомыми людьми, при этом не испытывая страха или стеснения. Может доверять людям.

Проявляет стеснение, однако сдерживает свои отрицательные эмоции.  Важно одобрение взрослого.

Убегает от общения с незнакомыми людьми, в ответ на любые внешние контакты начинает плакать.

Самосознание

12. Проявление первых признаков самосознания

Проявляет интерес и исследует свое тело, наблюдает за движениями конечностей и других частей тела, узнает себя в зеркале или экране видеокамеры; называет себя по имени.

Узнает себя в зеркале, однако не проявляет особого интереса к исследованию собственного тела.

Не проявляет интереса к исследованию себя ни в зеркале, ни тактильно, на вопрос взрослого «кто здесь?», не может указать на себя.

Возрастной период от двух до трех лет

Эмоциональное восприятие мира

13. Характер эмоционального реагирования

Проявление эмоциональности обусловлено только конкретной ситуацией, адекватно реагирует.

Проявление эмоциональности обусловлено конкретной ситуацией, однако ребенок еще склонен проявлять бурные, основанные на желании.

Сохраняет с ранних этапов развития состояние скованности, испуга, некоего недовольства на внешние реакции со стороны людей.

Самосознание

14. Понимание собственного «Я»

Активное употребление в речи местоимения «Я», присутствует умеренный эгоцентризм, может в определенной степени контролировать и осознавать свои эмоции.

Частое употребление местоимения «Я», присутствует непроизвольный эгоцентризм, контролировать и осознавать свои эмоции не в состоянии.

Апатичен

15. Первичная самооценка

Умеренное употребление фраз «Я хороший», «я красивый» и т.д.

Интенсивное употребление фраз «Я хороший», «я красивый» и т.д.

Важно одобрение взрослого.

 

По сумме полученных баллов возможно определить уровень развития эмоционального интеллект: 30-25 баллов - эмоциональный интеллект развивается в соответствии с возрастом; рекомендуется продолжить работу по созданию оптимальных условий длягармоничного развития ребенка; 24-15 баллов - эмоциональный интеллект развивается в соответствии с возрастом, однако стоит обратить внимание на «западающие» звенья в развитии, по необходимости скорректировать воспитательную программу; 14-0 баллов - необходимость уделить особое внимание развитию эмоционального интеллекта у ребенка.

Таким образом на протяжении раннего детства степень проявления, длительность и устойчивость психоэмоциональных и когнитивных способностей изменяется в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Эмоциональный интеллект гармонизирует эти процессы: за первые три года жизни ребенок учится «управлять» своими эмоциями, что в свою очередь отражается на его физических, познавательных способностях.


Библиографическая ссылка

Кашиева С.К. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19372 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252