Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИТАЛИИ И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Жилина А.Е. 1
1 НГУ
Предпринимательство в Италии занимает важную нишу в экономике страны ввиду его эффективности. 70% занятости страны обеспечивают малые и средние предприятия, имея конкурентное преимущество по отношению к крупным корпорациям. Так, необходимо рассмотреть процесс появления, развития и становления предпринимательства в Итальянском государстве со всеми его особенностями. В настоящей статье поднимается вопрос о влиянии различных этапов развития государства на формирование специфики итальянского предпринимательства. Италия, являясь страной традиционных семейных отношений, отличается существованием особого вида предприятий – семейных предприятий, которые занимают 85% итальянского рынка. Они обладают богатой историей и характеризуются тем, что учредителями предприятия являются родственники до второго колена. Такое итальянское традиционное ведение дел зародилось вместе с появлением первых признаков предпринимательства в Италии, и существует до сих пор. Кроме того, важной особенностью является концентрация предприятий в определенных регионах в зависимости от отрасли производства. Не смотря на их высокую сосредоточенность в одном месте, предприятиям удается сохранить высокую конкурентоспособность. Государство, осознавая высокую значимость малых и средних предприятий, с середины 20 века активно принимает различные меры по поддержке и развитию предпринимательства на территории Итальянского государства. Также, в статье рассматривается правовое регулирование предпринимательской деятельности в Италии.
предпринимательство в италии
мсп италии
развитие предпринимательства
итальянская налоговая система
семейные предприятия
история предпринимательства.
1. Авилова А. Италия: своеобразие южноевропейского пути развития // МЭиМО. – 2001. - № 5 – С. 81.
2. Воропаева Е.Б. История становления и развития малого и среднего предпринимательства в Италии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М., 2004.
3. Официальный Интернет-ресурс Министерства Экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://orv.gov.ru/Content/Item?n=6250
4. Попова Л.В. Налоговая система Италии. // Все для бухгалтера. – 2007. № 17 (209).
5. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. – М., 2000. – С. 74.
6. Codice Civile Italiano 1942. [Электронный ресурс] URL: http://www.jus.unitn.it/cardozo/obiter_dictum/codciv/Codciv.htm

Малый и средний бизнес в Италии всегда играл большую роль в экономике страны. Анализ процесса развития итальянского предпринимательства показывает историческую базовую составляющую предпринимательства в наше время, поскольку становление первых предприятий в Римской империи послужило основой для создания римского частного права, понятийный аппарат которого определяет современную предпринимательскую деятельность. После крушения Римской империи, из-за выигрышного местоположения Италии произошло резкое увеличение оборотов международной торговли. Это стало причиной роста городов, которые с середины 12 века перерастали в центры международной промышленности и торговли. Важнейшей особенностью быстрого градообразования стало отделение сельскохозяйственной деятельности от ремесленной. Так, ремесленники меняли свое местоположение на более людное для увеличения спроса на товар, что влекло за собой увеличение продаж. Подобные поселения ремесленников увеличивались и, в конечном итоге, становились городами, что поспособствовало быстрому развитию ремесленного производства и отделению его в самостоятельную отрасль. В 12 веке Италия столкнулась с ярко выраженной проблемой неравномерного развития Севера и Юга страны (которая не нашла своего решения и в наше время, т.к. Южные регионы Италии до сих пор являются менее развитыми) [2, c.9]. Развитие северных регионов стало результатом увеличения внешней торговли из-за предоставления графом Фландрским свободного пользования портом Брюгге, который сосредотачивал все стратегические силы центра текстильной промышленности. Итальянские купцы смогли установить эффективное управление и распространить свою деятельность на обширные территории. Так, Италия стала занимать одно из ведущих положений в Европе по продаже товаров, не имея контроля только на территории Германии и на Балтийском побережье.

В это же время происходило развитие производственных предприятий в некоторых наиболее перспективных и прибыльных отраслях (которые и в наше время являются самыми развитыми на территории Италии). На юге большое внимание было уделено изготовлению керамической продукции, которая лидировала по ассортименту предложения и занимала около 30 процентов мирового производства керамики в целом [1]. В Генуе и Венеции из-за прибрежного расположения было сосредоточено судостроительное производство, а во Флоренции были сконцентрированы шерстоткацкие и сукнодельческие предприятия [2, с.10]. Важной особенностью деятельности предприятий было отсутствие разделения труда (эта особенность сохранилась за Италией и сейчас в некоторых отраслях производства, таких как обувь, одежда, текстиль и т.д.). Кроме того, характерным отличием развития итальянского предпринимательства является становление семейных предприятий. Для минимизации издержек на наемных рабочих и для максимизации эффективности труда, на предприятии были задействованы все члены семьи под верховной властью отца (patria potestas). Такое итальянское традиционное ведение дел зародилось вместе с появлением первых признаков предпринимательства в Италии, и существует до сих пор. Семейные предприятия, а вместе с ними их оригинальные технологии, секреты производства, результаты интеллектуальной деятельности и др. передаются из поколения в поколения, занимая важную нишу в экономике страны.

Вплоть до 19 века в Италии использовались три типа организационно – правовых форм предприятий, в которые объединялись крупные предприниматели для улучшения работы предприятия, для концентрации сильных сторон каждого в общем деле. Первый тип товарищества предполагал разделение обязанностей между учредителями так: один вкладывает средства в уставный капитал и делегирует все полномочия по осуществлению работы предприятия второму учредителю, при этом прибыль делится три к одному. Второй тип товарищества предполагает деление прибыли в равных долях и вложение большинства средств в уставный капитал первым учредителем, а исполнение всей работы предприятия и вложения недостающих средств вторым. Третий тип предполагал равные вложения всеми учредителями как в уставный капитал, так и в работу по функционированию предприятия. Семейные предприятия из-за большого числа участников и высокого уровня доверия не только могли эффективно устраивать свою работу, но и располагать большими средствами, что определяло их преимущество в определенной сфере деятельности.

В конце 15 - начале 16 веков из-за перемещения торговых путей в Атлантический, Индийский и Тихий океаны, Италия терпит политическую раздробленность, что приводит к экономическому кризису, спаду внутренней и внешней торговли. Только после объединения Италии итальянская экономика постепенно приобрела стабильное состояние, перейдя в поступательное развитие. Из-за промышленной революции произошло масштабное распространение применения новых видов машин и технологий, что позволило развить фабричное производство. Это привело к преимущественному положению крупных фирм. Несмотря на это, большая доля производства промышленной продукции приходилась на мелкие и средние предприятия (59,2 %), которые базировались в отраслях, отличавшихся преимущественно слабой концентрацией производства и отставали от технически развитого мира [2, с.11]. Несмотря на увеличение значимости крупных предприятий, мелкие и средние предприятия продолжали функционировать, развивая индивидуальные особенности производства своей продукции, имея конкурентное преимущество. Иногда небольшие предприятия присоединялись к более крупным, образуя монопольное объединение. Военный период 20 века характеризуется обесцениванием роли малого бизнеса в экономике Италии в целом из-за национализации банковской системы и появления множества государственных предприятий. Несмотря на это, Италия является страной, в экономике которой малый бизнес играет огромную роль. Множество мелких и средних предприятий традиционно занимают определенные отрасли производства с момента их появления, превалируя над крупными организациями.

До объединения Италии в 1861 г. (Risorgimento) территория Итальянского государства была раздроблена на множество самостоятельных регионов (государств). Экономическое и правовое регулирования относились к самостоятельному ведению каждого государства. Таким образом, предпринимательская деятельность регламентировалась различными гражданскими кодексами государств. Только лишь в 1942 г. был создан общий гражданский кодекс Италии, регулирующий гражданские правоотношения, в частности, предпринимательство на всей территории Италии.

Итальянский гражданский кодекс позволяет быть участниками предпринимательских отношений как физическим, так и юридическим лицам. Физическое лицо при открытии ИП несёт материальную ответственность не только имуществом фирмы, но и текущими, и будущими капиталами. Также, важной особенностью является возможность создания из ИП семейного предприятия: т.е. участия родственников до второго колена, при условии сохранения 51% доли собственника. Что касается юридических лиц, то ГК Италии регламентирует две подкатегории: хозяйственные общества (società di capitali) и хозяйственные товарищества (società di persone). Хозяйственные общества (società di capitali) подразделяются на: Società per azioni (ст. 2325 ГК Италии) - акционерное общество, которое характеризуется ограниченной ответственностью всех участников общества и разделением участия участников в капитале на доли, пропорциональные долям участия в уставном капитале (должен быть больше 50 000 евро); Società in accomandita per azioni (ст. 2452 ГК Италии) - акционерное коммандитное общество, характеризующееся участием полных товарищей, которые отвечают по обязательствам своим имуществом и осуществляют предпринимательскую деятельность, а так же коммандистов (вкладчиков), несущих риски наступления убытков. Доли участников представлены ценными бумагами (акциями); Società a responsabilità limitata (ст. 2325 ГК Италии) — общество с ограниченной ответственностью, характерными чертами которого являются возможность участия физических и юридических лиц, участники несут ответственность пропорционально своим долям (минимальный уставной капитал – 10 000 евро). Хозяйственные товарищества (società di persone) подразделяются на: Società semplice (ст. 2251 ГК Италии) – простое товарищество, которое регистрируется внесением информации в государственный реестр предприятий, без открытия юридического лица; (Società in nome collettivo) (ст. 2291 ГК Италии) – полное товарищество, в котором все участники несут ответственность по своим обязательствам имуществом товарищества в долях, пропорциональным долям уставного капитала; Società in accomandita semplice (ст. 2313 ГК Италии) – коммандитное товарищество, в котором участвуют полные товарищи, занимающиеся деятельностью товарищества и отвечающие по обязательствам своим имуществом, и вкладчики, которые несут риски наступления убытков и не осуществляют предпринимательскую деятельность. [5]

После 1950-х годов с ростом осознания значимости сектора малого и среднего предпринимательства, государством Италии были сделаны попытки принятия ряда мер, стимулирующих его развитие. Так, в 1952 г. был принят закон «о создании центральной службы кредитования МСП (Mediocredito Centrale)»; в 1965 г. – «О содействии в приобретении нового оборудования»; в 1977 г. – «О кредитовании и страховании экспорта»; в 1981 г. – «О создании экспортных консорциумов МСП»; в 1982 г. – «О создании Фонда технологических инноваций и Фонда ремесленнических проектов». Государственные меры, направленные на содействие МСП Италии стали одной из причин резкого скачка в развитии малого бизнеса. Во время кризиса крупные предприятия не обладали достаточной гибкостью и маневренностью, отличались нехваткой капитала, что стало причиной падения эффективности их работы. Мелкие и средние предприятия из-за небольших объемов работы обладали высокой стратегической гибкостью и достаточными средствами для сохранения высокой производительности в период экономического спада. Таким образом, с 1975 по 1984 года около 80 процентов новых рабочих мест были предоставлены малыми и средними предприятиями [5]. В конце 20 века государственная политика по поддержке предпринимательства постоянно совершенствовалась: в 1990 г. был принят закон «О создании совместных предприятий за рубежом с участием итальянских МСП»; в 1994 г. – «О помощи начинающим предприятиям и стимулировании реинвестирования прибыли». С 2000 года государство направило силы на развитие компетенции различных регионов и на устранение дифференциации в экономическом, социальном и культурном планах. Стратегия развития МСП была направлена на поддержку экономического развития регионов, на увеличение конкурентоспособности малых и средних предприятий на рынке, на помощь интернационализации итальянских МСП, на содействие в формировании первоначального капитала для молодых предпринимателей.

Также, в последнее время для развития предпринимательства на территории Итальянского государства, был проведен ряд реформ, направленных на создание благоприятного климата для осуществления предпринимательской деятельности. В 2011 г. был издан закон «О срочных мерах по обеспечению надлежащего проведения ежегодных общих собраний акционеров». А с 2012 г. по 2013 г. применялся режим «нулевой бюрократии», в соответствии с которым все бюрократические процедуры должны занимать не более 30 дней, что способствует появлению новых стартапов. Кроме того, был издан ряд декретов, направленный на «лучшее регулирование», «умное регулирование» и «упрощенное регулирование». Они определяли сокращение законодательного регулирования; уменьшение и сокращение административных процедур; параметры электронного документооборота; сокращение бумажного документооборота; появление информационно-правовой базы в интернете; развитие либерализации отдельных видов деятельности для упрощения доступа на рынок и другие меры по упрощению ведения предпринимательской деятельности [3].

Одной из особенностей итальянской системы налогообложения физических лиц является ее прогрессивная шкала: чем выше прибыль предприятия, тем выше налоговая ставка. Так, если сумма дохода менее 26 тыс. евро, то базовая налоговая ставка на доход составляет 23%; если от 26-33,5 тыс. евро, то налоговая ставка – 33%; если от 33,5 – 100 тыс. евро, то налоговая ставка 39%; а если доход предприятия более 100 тыс. евро, налоговая ставка составит 43 % [4, с.37]. Кроме того, характерной чертой итальянской налоговой политики является жесткая борьба в отношении организаций, взаимодействующих с оффшорными предприятиями. Ужесточение мер против предприятий, сотрудничающих с компаниями, которые зарегистрированы в стране, входящей в официальный черный список стран в Италии, предполагает двойное налогообложение по отношению к данным компаниям. Так, предприятие обязуется выплачивать налог по базовой налоговой ставке в соответствии с налоговым законодательством Италии, а также, обязательными являются выплаты налогов на прибыль оффшорной компании по ставке 27%.

Формирование предпринимательства в Италии прошло долгий путь развития, основываясь на определенных исторических особенностях. Так, в Италии существует огромное количество семейных предприятий, передающих ведение дел из поколения в поколения. Важными особенностями некоторых отраслей производства (таких как обувная, текстильная, производство одежды и т.д.) является отказ от разделения труда, что в наше время обрело трактовку залога качества; а также, рассредоточенность предприятий по различным регионам страны. Малые и средние предприятия являются очень эффективными, поскольку они обеспечивают около 70 % занятости в стране, а 30% всех занятых в экономике – это семейные предприятия [2, с.14]. Развитие предпринимательства способствовало выходу из кризисов, что привело к достижению абсолютного конкурентного преимущества в определенных отраслях производства по отношению к крупным корпорациям. Из-за эффективности предпринимательства государство с 1950-х годов принимает различные меры по его поддержке и развитию. Государственная поддержка стала итогом улучшения удовлетворения потребностей общества, увеличения рабочих мест, повешения качества товара, и улучшения состояния экономики из-за мобильности и гибкости малых и средних предприятий. Предпринимательская деятельность регламентируется Гражданским кодексом Италии и в отношении нее установлена гибкая налоговая политика, которая заключается в прогрессивной шкале налоговых выплат. Таким образом, предпринимательство в Итальянском государстве играет огромную голь в его экономической и социальной составляющей.


Библиографическая ссылка

Жилина А.Е. ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИТАЛИИ И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19365 (дата обращения: 19.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252