Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Качмазова И.Л. 1 Тебиева А.Б. 1 Тимошкина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения. Этот компонент учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и приоритетам образования в первом звене школы. Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признается каждым учителем. Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов. Несомненным достоинством этих заданий является быстрота выполнения: учителю не нужно проводить предварительную организационную подготовку (ксерокопировать листы для учащихся или оформлять на доске тексты заданий), учащиеся сразу получают результат, а со временем они и сами смогут составлять подобные задания, проводить взаимоконтроль. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет. Проведенный анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие методы и приемы оценивания знаний учащихся на уроках окружающего мира: 1) графические программированные задания; 2) графический диктант, 3) цифровой диктант; 4) работа с ключами; 5) задания тезисного характера; 6) тестирование.
младшие школьники
контроль результатов обучения
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. Профиля. / Г.Н. Аквилева, З.А. Крепелина. – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 128 с.
3. Бойкина М.В. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе [Электронный ресурс]: методическое пособие/ Бойкина М.В., Глаголева Ю.И. – Электрон. текстовые данные. – СПб.: КАРО, 2016. – 128 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68605.html (дата обращения 11.11.2018)
4. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата /Е.Ф. Козина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 64-73.
5. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учебник и практикум для академического бакалавриата /Д. Ю. Добротин [и др.]; под общ. ред. М. С. Смирновой. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – С. 61-74.
6. Тимошкина Н.В. Самоконтроль как компонент учебной деятельности младших школьников /Наука сегодня фундаментальные и прикладные исследования /Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 162-163.

В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности на уроке накоплен большой опыт. Но актуальность данного вопроса не снижается. Необходимо совершенствовать практику оценивания знаний обучающихся с целью повышения качества и эффективности урока. Оценить – значит определить уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения. Отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний обучающегося. Контроль –  процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами.

Соответственно, когда мы формируем у ученика способность выполнять какое-либо действие, то сначала он выполняет его развернуто, подробно фиксируя в своем сознании каждый шаг выполняемого действия, значит способность выполнять какое-либо действие формируется у ребенка как умение. Это умение совершенствуется по мере тренировки и частоте его выполнения, соответственно процесс выполнения данного действия свертывается и оно начинает выполняться автоматизировано следовательно, умение ученика переходит в навык.

Контроль – выявление и сравнение результата учебной деятельности ученика с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Контроль включает в себя: проверку знаний; процесс оценивания и выставление отметки, т.е. результат оценивания.

Основной целью контроля и оценки знаний являются определенные качества усвоения учащимися материала, уровня овладения знаниями, умениями и навыками, которые предусматривает учебная программа.

Контроль, как составная часть процесса обучения, носит образовательное, развивающее и воспитательное значение.

Определение меры ответственности каждого ученика за результаты своей учебы является основной задачей контроля.

Контроль знаний должен быть систематическим, всесторонним и разнообразным по формам, а также должен быть основан на единстве требований учителей.

Контроль знаний, умений и навыков в начальной школе выполняет следующие функции:

1) воспитывающая (воспитание у школьника чувства ответственности за результат учебы)

2) обучающая функция (повышение качества знаний, их систематизация)

3) развивающая (стимулирование для познавательной активности школьников)

4) контролирующая и диагностическая (выявление и диагностика результатов обучения у младших школьников)

5) прогностическая (управление процессом усвоения знаний и умений и его коррекция) [1].

Методы контроля это способы, благодаря которым определяются результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.

Существуют следующие методы контроля:

По месту контроля в процессе обучения:

  1. Текущий может быть как устным, так и письменным: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, дискуссия, диктант, проектная исследовательская деятельность, тесты, практическая работа.
  2. Тематический может осуществляться при проведении тестирования, практической работы.
  3. Промежуточный проводится в конце каждого класса, может реализоваться через контрольную работу или итоговое тестирование, проводящиеся письменно
  4. Итоговый в конце выпуска, также реализуется через контрольную работу, итоговое тестирование, который проводятся письменно.

По способу организации:

  1. Устный (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по иллюстрации, по опорной схеме;
  2. Письменный (тесты открытой и закрытой формы, письменный опрос, карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение схем)

По количеству участников:

  1. Фронтальный
  2. Групповой
  3. Индивидуальный

По преобладающему виду деятельности:

  1. Вербальный (словесная): работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами)
  2. Практический (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и прочее)

По субъекту проверки:

  1. Проверка в парах (взаимопроверка)/
  2. Проверка дежурными
  3. Проверка в группах
  4. Самопроверка
  5. Проверка педагогом

Средства проверки:

  1. Картографический материал,
  2. Иллюстрации,
  3. Схемы, таблицы,
  4. Макеты, модели,
  5. Карточки, тесты,
  6. Авторские тетради для проверки знаний [2].

Оценка это определение в оценочных ситуациях степени усвоения учебного материала, его качества. Отметка  оценка, выраженная баллом.

Традиционная система оценивания страдает расплывчатостью, произвольностью норм выставления отметки, зависит от внешней оценки, повышает уровень тревожности у детей и мало способствует эффективному обучению. Возникает непонимание между учениками и учителем. При традиционной системе оценивается не процессуальное, содержательное движение ученика к цели, а лишь конечный результат.

Если получать хорошие оценки будет слишком просто, то ученики потеряют побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к тому, что ученик вообще перестанет учиться, а необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Система оценивания должна ориентировать учеников на успех, способствовать развитию их самооценки, поощрять и стимулировать учение, давать информацию об уровне выполнения программы.

Практические работы способствуют развитию практических умений и навыков, необходимых в жизни (умение измерять, наблюдать, анализировать результаты и т.д.) и вместе с тем коррекции интеллектуальной недостаточности, развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете, уточнять и сравнивать предметы [3].

К практическим методам относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов, работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке.

Главным методом, используемым при знакомстве младших школьников с окружающим миром является наблюдение. На первом этапе используются в основном обще классные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными, систематическими.

Большое значение имеют практические работы по проведению лабораторных опытов. Опыты нужны для изучения свойств объектов. Они могут проводиться в течение одного урока, а также могут протекать в течение нескольких дней. Смысл проведения опытов заключается не в запоминании каких-либо конкретных свойств того или иного объекта, а в подведении их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира [4].

Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения. Этот компонент учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и приоритетам образования в первом звене школы. Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признается каждым учителем.

Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов.

Несомненным достоинством этих заданий является быстрота выполнения: учителю не нужно проводить предварительную организационную подготовку (ксерокопировать листы для учащихся или оформлять на доске тексты заданий), учащиеся сразу получают результат, а со временем они и сами смогут составлять подобные задания, проводить взаимоконтроль. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет [5].

Проведенный анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие методы и приемы оценивания знаний учащихся на уроках окружающего мира:

 1) графические программированные задания; 2) графический диктант, 3) цифровой диктант; 4) работа с ключами; 5) задания тезисного характера; 6) тестирование.

  1. 1. Графические программированные задания включают в себя до 10 высказываний, некоторые из которых – неверные. Ученики в тетрадях чертят отрезок длиной 10 см, делят его на 10 частей и проставляют под ним цифры от 1 до 10. Одно деление – это ответ на вопрос. Учитель читает вслух высказывания – дети графически отмечают на отрезке свой ответ (если высказывание неверное – ставят прочерк, если верное – знак «+»). Для проверки задания учитель может изготовить из кальки или прозрачной пленки шаблон, что позволит ему быстро проверить правильность ответов. Пользуясь таким шаблоном, дети и сами смогут определять правильность выполнения ими задания. Еще один вариант проверки – по образцу, открытому на доске.
  2. Графический диктант может включать до 10 высказываний, некоторые из которых – неверные. Ученики в тетрадях чертят отрезок длиной 10 см, делят его на 10 частей и проставляют под ним цифры от 1 до 10. Одно деление – это ответ на вопрос. Учитель читает вслух высказывания – дети графически отмечают на отрезке свой ответ (если высказывание неверное – ставят прочерк, если верное – знак «^»). В результате выполнения работы у них образуется «график», учитель, пользуясь шаблоном легко может проверить правильность написания диктанта.
  3. Цифровой диктант. В программированных карточках под порядковыми номерами перечисляются объекты природы, которые требуется разделить на группы. Ученики могут предложить сгруппировать эти объекты по разным признакам. Учитель выслушивает все варианты ответов. Некоторые варианты можно обсудить, а один из них учащиеся выполняют самостоятельно. Можно предложить выполнить это задание по вариантам. Названия групп записывают в тетрадь, рядом указывают номера объектов этой группы. Приведем пример. Тема: «Какие бывают животные» (2-й класс) Что проверяет работа: 1) знание важнейших признаков насекомых, рыб, птиц зверей; 2) умение группировать животных на основе этих признаков.
  4. Работа с ключами. Программированная карточка состоит из перечня вопросов, которые имеют свой порядковый номер, и перечня ответов, рас положенных ниже под буквенными символами. При коллективном опросе учитель зачитывает вопросы, а ключи обязательно записывает на доске. Каждому вопросу соответствует свой ключ – правильный ответ. Вопросы должны быть сформулированы четко и понятно. Ключи не должны содержать подсказки. Ученик вовлечен в творческий поиск, он должен размышлять, анализировать, сопоставлять.
  5. Задания тезисного характера. Задание состоит из 8-10 тезисов, в которых говорится о каком-либо объекте природы: описывается его внешний вид, перечисляются свойства, повадки и т. д. Например, дается перечень объектов, Учащиеся должны расставить по списку номера соответствующих тезисов. Обязательное условие: приводимые в тезисах признаки и свойства объектов должны быть знакомы детям.

Оценка результатов. За каждый верный ответ – 1 балл. Высокий уровень – 10 баллов. Уровень выше среднего – 8-9 бал лов. Средний уровень – 5–7 баллов. Низкий уровень – менее 5 баллов.

  1. Тестирование. Существуют 4 формы заданий, которые используются при составлении теста: 1. Задания закрытой формы 2. Задания открытой формы 3. Задания на установление соответствия 4. Задания на установление правильной последовательности. Использование тестовых заданий сопряжено с необходимостью соблюдения требований, которые предъявляются к ним.

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все обучающиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке [6].

Главная задача уроков с применением тестов – способствовать осознанному усвоению материала, развитию логического мышления. Использование тестовых заданий позволяет определить, как учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Обучающиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в изучении определенной темы, тем самым у школьников развивается самоконтроль и возможность корректировать систему своего обучения. Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов. Во-первых, это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Во-вторых, это качество тестовых заданий.

Анализ реализации программированного контроля в начальной школе в течение ряда лет выявил его преимущества, Он позволяет повысить эффективность обучения, поскольку обеспечивает возможность за короткое время (5–15 минут) выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся всего класса, Предложенные формы работы на уроке активизируют познавательную деятельность, вовлекая детей в творческий поиск, способствуют развитию желания учиться, Учитель, работая по этой методике, быстро получает наглядную картину успеваемости, ему сразу видны пробелы в знаниях как отдельных учеников, так и всего класса, не только по теме в целом, но и по отдельным ее фрагментам, Хочется надеяться, что вышеизложенный материал заинтересует студентов – будущих учителей начальной школы и окажет им большую помощь в работе.


Библиографическая ссылка

Качмазова И.Л., Тебиева А.Б., Тимошкина Н.В. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19347 (дата обращения: 20.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252