Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Голубина Н.В. 1 Науширванова Р.Р. 1 Рогова А.И. 1 Ишмурзина Л.Н. 1
1 Башкирский Государственный Университет
Данная статья посвящена анализу разнообразных моделей психологической службы в образовании и исследованию профессиональной самооценки студентов-психологов и студентов-химиков в рамках прохождения педагогической практики. Для выявления актуальной ситуации в психологической службе образования целью нашего эмпирического исследования стали морально-психологический климат учащихся СОШ и психологическая готовность будущих педагогов и психологов (студентов-практикантов). В результате, мы выявили, что самооценка студентов химического факультета выше. Данная тенденция прослеживается во всей группе, а не только у единичных представителей, поэтому, вероятно, при самооценке ими принималась во внимание личностная самооценка, т.е. оценка своего «Я». Возможно, причина такой завышенной самооценки группы практикантов химиков складывается из отсутствия адекватных представлений о психологическом климате в коллективах классов школ, самих педагогических умений и рефлексии. Вместе с тем, одним из важных умений педагога-психолога является способность к самоанализу и самооценке. В случае студентов химического факультета ситуация представляется немного иным образом – большее количество времени посвящается углубленному изучению знаний и получению практического опыта в области химии. Психологические знания для них представляют собой более прикладное значение и им уделяется не столь пристальное внимание.
психологическая служба
образование
психолог
педагог
модели психологической службы
морально-психологический климат учащихся
психологическая готовность педагогов.
1. Голубина Н. В. Производственная практика студентов университета. – Уфа: РИЦ «БашГУ», 2007. – 32 с.
2. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 288 с.
3. Кобозева В.Г. Развитие службы практической психологии образования в современном мегаполисе: диссертация, кандидат психологических наук, Московский государственный открытый педагогический университет им. Шолохова, Москва, 2002, 258 с.
4. Метелькова Е.И. Психологическая служба как ресурс развития современного образования: диссертация, кандидат психологических наук, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, 2010, 275 с.
5. Практическая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004. ˗ 592 с.
6. Цветкова Л. А., Алехин А. Н., Королева Н. Н. Профилактическая модель деятельности психолога в системе образования// Вестник Минского университета. 2017. №4 (21).URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilakticheskaya-model-deyatelnosti-psihologa-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 28.10.2018).

В современном образовании большое внимание уделяется проблемам развития личности, социальной адаптации, возрастным особенностям, мотивации к учебной деятельности, сплоченности учебного коллектива, психолого-педагогическим умениям и другим. Решением этих проблем занимается психологическая служба в образовании.

При этом на современном этапе развития психологической службы в образовании нет единого понимания и подхода к теоретической и практической модели деятельности психолога. В этой связи, стоит заметить, что существует множество моделей, основанных на опыте какого-либо региона Российской Федерации, которые вполне взаимодополняют друг друга.

Так, в концепции, разработанной И. В. Дубровиной [5], психологическая служба образования рассматривается как интегральная структура, состоящая из четырех взаимосвязанных компонентов: научного, прикладного, практического и организационного. При этом, согласно, И. В. Дубровиной целью психологической службы выступает сохранение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

Л. А.Цветкова, А. Н. Алехин и Н. Н. Королева, в свою очередь, предложили профилактическую модель психологической службы в образовании, в которой система мероприятий предупреждает и корректирует отклонения психического развития, становления личности, социализации, сохранение и укрепление психологического здоровья, что относится к профессиональной деятельности психолога [6].

Кобозева В. Г. в результате анализа пришла к выводу, что существует ряд проблем психологической службы: от реализации системы профессиональной подготовки и повышения квалификации школьных педагогов-психологов до оснащения психодиагностическими методиками и коррекционными технологиями, а также научно-методическая и информационная поддержка школьных психологов [3].

Е. И. Метельковой была разработана концепция развития национальной системы психологического обеспечения образования. Она предложила организационно-управленческая модель службы, в которой акцент делается на оценку службы, как системы ресурсов, и, как реальный потенциал для развития и воспитания детей, раскрытия их творческих возможностей и высвобождения творческий энергии всех участников образовательного процесса [4].

Для выявления актуальной ситуации в психологической службе образования целью нашего эмпирического исследования стали морально-психологический климат учащихся СОШ и психологическая готовность будущих педагогов и психологов (студентов-практикантов).

Методы исследования: социометрия, методика «Оценка (самооценка) педагогических умений студента-практиканта» (модификация Н. В. Голубиной), которая состоит из 20 утверждений о различных педагогических умениях, применяемых в практической работе педагога или психолога с детьми [1].

Таблица 1.

«Оценка (самооценка) педагогических умений студента- практиканта» (модификация Н. В. Голубиной)

Утверждения

Баллы

1

Определяет комплекс психологических задач, распределяет свое внимание

5. 4. 3. 2. 1.

2

Учитывает сложные психолого-педагогические случаи

5. 4. 3. 2. 1.

3

Использует ранние методы коррекции

5. 4. 3. 2. 1.

4

Планирует коррекцию на основе диагностики ученика, анализирует свою работу

5. 4. 3. 2. 1.

5

Предвидит близкие и отдаленные работы учебно-воспитательного процесса

5. 4. 3. 2. 1.

6

Поддерживает и направляет эмоциональность учащихся, охраняет непосредственность поведения, поддерживает эмпатию к другим людям.

5. 4. 3. 2. 1.

7

Создает условия психологической безопасности

5. 4. 3. 2. 1.

8

Обеспечивает условия для самореализации личности учащихся и реализации ее внутренних ресурсов

5. 4. 3. 2. 1.

9

Имеет личную психологическую концепцию, из которой исходит профессиональное поведение

5. 4. 3. 2. 1.

10

Работает творчески: применяет оригинальные приемы

5. 4. 3. 2. 1.

11

Управляет своим эмоциональным состоянием

5. 4. 3. 2. 1.

12

Объективно оценивает свои возможности

5. 4. 3. 2. 1.

13

Осуществляет поэтапную работу с учениками в школе

5. 4. 3. 2. 1.

14

Развивает у обучающихся способность к рефлексии

5. 4. 3. 2. 1.

15

Опирается на результаты диагностики учащихся, выявляет отдельные показатели, осуществляет индивидуальный подход

5. 4. 3. 2. 1.

16

Формирует мотивационный интерес к самооцениванию и самоконтролю

5. 4. 3. 2. 1.

17

Оценивает состояние учащихся

5. 4. 3. 2. 1.

18

Развивает самостоятельность учащихся профессиональной деятельности

5. 4. 3. 2. 1.

19

Стремится упрочить воспитанность как знаний, убеждений и поведения

5. 4. 3. 2. 1.

20

Устанавливает связь между способами своего труда и показателями психологического здоровья учащихся

5. 4. 3. 2. 1.

 

Описание результатов. Социометрические данные отображены в таблице 2, из которой видна неоднородность данных, средние в выборке по коэффициенту взаимности – 50,25%.

Таблица 2.

Результаты социометрии

Класс

Общее количество взаимных выборов, К

Коэффициент взаимности, КВ (%)

1

8

3

28,60

2

9

4,44

49,00%

3

6

4

58,75%

4

5

4,3

55,80%

5

6

2,3

42,00%

6

6

1,25

156,00%

7

6

4

49,00%

8

9

7

24,00%

9

9

3,3

10,00%

10

9

4,44

49,00%

11

6

2,3

42,00%

12

7

3,32

38,80%

Среднее

 

3,6375

50,25%

 

Исследование по методике «Оценка (самооценка) педагогических умений студента-практиканта» (модификация Н. В. Голубиной) проводилось в двух группах студентов химического факультета и факультета психологии в количестве по 14 студентов в группе, т.е. общее количество выборки составило 28 практикантов.

Обработка результатов данного опросника представляет собой вычисление среднего значения оценки по 20 утверждениям. В результате исследования были получены нижеследующие данные, показанные таблице 3.

Таблица 3.

Результаты методики «Оценка (самооценка) педагогических умений студента-практиканта» (модификация Н. В. Голубиной), n=28

 

Среднее значение самооценки педагогических умений практикантов

№ исследуемого субъекта

Факультет психологии

Химический факультет

1

2,1

4,48

2

3,8

4,8

3

3,2

4,9

4

3,35

4,03

5

3,5

4,44

6

2,95

4,53

7

2,75

4,8

8

2,8

4,06

9

3,85

4,9

10

3,8

4,66

11

2,75

4,5

12

3,25

3,76

13

4,2

4,67

14

2,9

4,44

Среднее значение:

3,3

4,5

 

Как видно из полученной таблицы среднее значение самооценки умений студента факультетов сильно разнится. У студентов психологов значения лежат в диапазоне от 2,1 до 4,2 баллов, в то время как оценки студентов химического факультета находятся в интервале от 3,76 до 4,9. Среднее значение самооценки по группе студентов-психологов – 3,3, в группе студентов-химиков – 4,5. Разница средних значений составляет 1,2 балла.

Также был осуществлен анализ средних значений по t-критерию Стъюдента для двух независимых выборок в программе Statistica 13 Trial, результаты которого отображены в таблице 4.

Таблица 4.

Сравнение выборок по t-критерия для независимых выборок

Среднее значение в группе психологов

Среднее значение в группе химиков

Значение t-критерия

3,228571

4,497857

-7,17316

 

Согласно табличным данным значений t-кр.=-7,17316 является достоверным (n=14) различием между выборками студентов факультета психологии и химического факультета.

Исходя из полученных данных, можно заключить, что самооценка студентов химического факультета выше. Данная тенденция прослеживается во всей группе, а не только у единичных представителей, поэтому, вероятно, при самооценке ими принималась во внимание личностная самооценка, т.е. оценка своего «Я». Возможно, причина такой завышенной самооценки группы практикантов химиков складывается из отсутствия адекватных представлений о психологическом климате в коллективах классов школ, самих педагогических умений и рефлексии. Вместе с тем, одним из важных умений педагога-психолога является способность к самоанализу и самооценке. В случае студентов химического факультета ситуация представляется немного иным образом – большее количество времени посвящается углубленному изучению знаний и получению практического опыта в области химии. Психологические знания для них представляют собой более прикладное значение и им уделяется не столь пристальное внимание.

В качестве вывода можно, обобщить в целом, что самооценка студентов в области психолого-педагогической деятельности не является адекватным показателем реальных умений на практике, поскольку данные оценки складываются у студентов из способности к самокритике и самоанализу.


Библиографическая ссылка

Голубина Н.В., Науширванова Р.Р., Рогова А.И., Ишмурзина Л.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАНИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19336 (дата обращения: 20.06.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252