Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД, КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Тимошкина Н.В. 1 Гуссоева А.И. 1 Тебиева А.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
В Федеральном государственном образовательном начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве цели освоения младшими школьниками предмета «Окружающий мир» выделено требование, которое учителями не всегда осознается. Речь идет об овладении школьниками доступными способами изучения окружающего мира: наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, получение материалов из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве. Казалось бы, нет ничего нового: и наблюдениями, и опытами, и классификацией, и сравнениями учителя и занимались и раньше. Но здесь появляется новый аспект. Если раньше эти способы познания мира выступали в качестве методов обучения, то сейчас методами (способами) должны овладеть сами учащиеся. В статье рассматриваются вопросы организации процесса овладения учащимися младших классов доступными способами изучения окружающего мира на основе разработанных мультимедийных презентаций, дополняющих учебную программу и способствующих показу объектов и явлений в естественных условиях и в динамике развития. Наглядные методы, реализуемые мультимедийными средствами, способствуют концентрации внимания на важных аспектах воспринимаемой информации, учащимся легче овладевать такими компетенциями, как сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты живой и неживой природы.
методы изучения младшими школьникам окружающего мира
наглядный метод
информационно-коммуникационные технологии
1. Козина Е.Ф.Методика преподавания естествознания. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. Ф. Козина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - С. 109-118.
2. Коменский Я.А. Великая дидактика. Приводится по изданию: Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
3. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. Ю. Добротин [и др.]; под общ. ред. М. С. Смирновой. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 306 с.
4. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов/ Миронов А.В. - Электрон. текстовые данные. - Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. – 578 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49940.html. - ЭБС «IPRbooks»
5. Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников: монография /А.Э.Симановский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 188 с.
6. Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для академического бакалавриата /Н.Ф. Талызина. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 172 с.
7. Тимошкина Н.В. Использование компьютерных технологий при изучении природы родного края //Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 92-95.
8. Тимошкина Н.В. Возможности использования информационных технологий на уроках в начальной школе //Тенденции развития науки и образования. - 2016. - №18-1. - С. 40-41.
9. Тимошкина Н.В., Цаллагова А. Х., Тимофеева А.В. Проектирование электронных учебных материалов как средство развития информационной компетентности будущих педагогов //Перспективные формы, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: из опыта работы /Международная заочная научно-практическая конференция. Под главной редакцией И.В Романовой. - 2014. - С. 45-47.

В современном обществе все больше и больше внимания уделяется использованию средств наглядности в обучении младших школьников. Психологами давно доказано, что у детей младшего школьного возраста ведущим видом мышления является наглядно-образное и наглядно-действенное. Следовательно, педагогический процесс в начальной школе должен в основном строиться на наглядных и практических методах обучения. Кроме того, методы применения наглядности в обучении имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию в определенном объеме и в определенных дозах, а также управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Применение наглядных средств помогает учителю привлечь внимание ребенка, также это способствует активной познавательной деятельности учащихся на уроках.

Наглядные пособия создают повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, разностороннему формированию образов, способствуют прочному усвоению знаний, а также облегчают понимание связи научных знаний с жизнью и экономят время учителей. За счет смены деятельности на уроке, разнообразия материалов и методов, применяемых учителем, урок становится более интересным. Это значительно облегчает учителю работу, так как сложно удержать внимание детей младшего школьного возраста при изучении большого объема материала по окружающему миру [6].

Принцип наглядности сформулировал и обосновал еще в XVI веке Я.А. Коменский. Его «золотое правило» дидактики звучит так: «Всё через самостоятельное наблюдение... всё, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются нескольким чувствами…» [2].

«Ощущение удостоверяет... истина и точность знания также зависят не от чего иного, как от свидетельства ощущений. Ведь вещи, прежде всего, и непосредственно запечатлеваются в ощущениях, а потом только с помощью ощущений в уме. Доказательством этого служит то, что чувственному познанию доверяют самому по себе, а при размышлении или чужом доказательстве за достоверностью обращаются к ощущению. Разуму мы верим лишь настолько, насколько есть возможность подтвердить его особым приведением соответствующих примеров (достоверность которых исследуется ощущением). Никого нельзя заставить поверить чужому свидетельству вопреки опыту собственного его ощущения. Итак, чем больше знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Поэтому, если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство» [2].

Наглядные методы непосредственно связаны со средствами обучения и зависят от них. Наглядный метод заключается в наглядно-чувственном восприятии предметов и явлений природы в их натуральном виде и символьном изображении.

Наглядные методы связаны с практическими и словесными методами обучения. Слово учителя играет важную руководящую и направляющую роль, оно постоянно сопутствует показу наглядности, служит для его анализа. С помощью органов чувств учащиеся в процессе рассмотрения объектов или процессов получают определенную информацию о них, осмысливают ее путем сравнения, и на этой основе формируются знания, которые впоследствии воспроизводятся в вербальной форме, реализуются в практических действиях.

Наглядные методы принято разделять на три группы:

  • демонстрационные (демонстрация эксперимента и натуральных объектов – живых растений и животных, коллекций, гербариев, чучел, раздаточного материала и др.);
  • иллюстративные (использование изобразительных пособий – рисунков, карт, атласов, фотографий, схем, репродукций, моделей, макетов, таблиц и др.);
  • видеометоды (использование учебного телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров с дисплейным отражением информации и других экранно-звуковых пособий) [1].

Наглядные методы тесно связаны друг с другом метод выполняет определенную функцию в процессе обучения и требует особой методики (см. таблицу).

Наглядный метод

Демонстрация

Иллюстрация

Видеометод

Дидактические функции

Создание четких и конкретных образов изучаемых объектов, установление закономерностей

Детализация образа объекта, раскрытие сущности явлений, установление связей

Показ объектов и явлений в естественных условиях и в динамике развития

Методика

Фронтальная беседа или практическая работа с раздаточным материалом

Система вопросов и заданий соответствует логике описания объекта и направлена на выявление качественного своеобразия изучаемого объекта Итог работы – устное слово учителя: рассказ, обобщающий воспринятую информацию Приемы: измерение классификация схематическая зарисовка

Фронтальная беседа Создание словесного образа по изображению

Вывод о реальных размерах объектов Обобщение информации Приемы: подбор названия подбор синонимов составление рассказа придумывание ситуации по ключевым словам

Концентрация внимания на важных аспектах воспринимаемой информации

Запись ключевых вопросов на доске Пояснения учителя по ходу показа Обобщающая беседа Приемы: сопоставление текстовой и визуальной информации, придумывание текста к кадрам фильма, поиск кадров к тексту (на карточках), представление информации в виде схемы или таблицы

 

Изучение окружающего имеет решающее значение при достижении личностных, метапредметных и предметных результатов начального образования.

Изучение курса «Окружающий мир» способствует формированию следующих предметных результатов:

  • понимание особой России в истории, воспитание гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать, выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и др.

В Федеральном государственном образовательном начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве цели освоения младшими школьниками предмета «Окружающий мир» выделено требование, которое учителями не всегда осознается. Речь идет об овладении школьниками доступными способами изучения окружающего мира: наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, получение материалов из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве. Казалось бы, нет ничего нового: и наблюдениями, и опытами, и классификацией, и сравнениями учителя и занимались и раньше. Но здесь появляется новый аспект. Если раньше эти способы познания мира выступали в качестве методов обучения, то сейчас методами (способами) должны овладеть сами учащиеся.

Таким образом, использование наглядных методов предусматривает развитие активности в восприятии и осмыслении изучаемых объектов, с этой целью перед учащимися ставятся конкретные познавательные задания. В них указывается, как наблюдать, что рассматривать, с чем сравнивать, что следует выявить, что усвоить и т.д. Для успешного применения наглядных методов необходимы следующие условия: целенаправленное рассмотрение объекта или явления, выявление их существенных сторон и особенностей. Задания могут быть устными, записанными на доске или на специальных карточках.

Уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) имеют свои преимущества. Во-первых, самостоятельная деятельность учащихся становится пошаговой, что способствует позитивной активизации учебного процесса, во-вторых, данные технологии помогают в осуществлении индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении младшего школьника. С внедрением ИКТ в образовательный процесс у педагога появились возможности для переориентирования учебного процесса на развитие основных психологических процессов, необходимых для успешного обучения детей, для обеспечения эффективной и рациональной организации их познавательной деятельности.

Во-вторых, применение информационных технологий на уроках окружающего мира позволит совершенствовать формы, методы, приёмы работы при изучении нового материала, поможет создать наиболее эффективные условия применения электронных пособий. Их использование способствует становлению у младших школьников положительной мотивации к урокам и качеству знаний, а также сделает процесс формирования естественнонаучной картины мира более ярким и увлекательным.

В современных условиях ученик – активный субъект учебной деятельности, сам открывающий новые знания. Учитель лишь помогает в выборе правильного направления. Занятия с применением информационно-коммуникационных технологий становятся более насыщенными и интересными, процесс восприятия и запоминания информации ускоряется с помощью ярких образов, ученик вовлекается в активную деятельность на уроке.

Положительная динамика формирования естественнонаучных знаний у младших школьников возможна при рациональном применении средств ИКТ на уроках окружающего мира. Помогают в этом учителю различные средства, в том числе и использование мультимедийных презентаций. Введение в педагогическую практику подобных средств ИКТ в полной мере способствует формированию научной картины мира у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, особую роль в процессе овладения способами изучения окружающего мира играют современные информационные образовательные технологии, которые принято подразделять на следующие типы:

  • универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);
  • компьютерные средства телекоммуникаций;
  • компьютерные обучающие и контролирующие программы, электронные учебники;
  • мультимедийные средства [7].

На последних стоит остановиться подробнее, т.к. именно с мультимедийными средствами обучения сегодня связывают развитие технических средств обучения в образовании, а также потому, что применение презентаций в учебном процессе связано с мультимедиа.

Задачи применения мультимедийных средств обучения в образовательном процессе: 

  • стимулирование когнитивных процессов познания учащихся, в первую очередь влияющих на восприятие и осознание учебного материала;
  • повышение мотивации познавательной деятельности учащихся;
  • разнообразие форм обучения, расширение количества и доступности различных источников информации, обеспечение удобства её получения;
  • уменьшение противоречий между возрастающим потоком информации и ограниченным временем на её изучение;
  • развитие навыков совместной работы и коллективного познания;
  • повышение общекультурного уровня обучающихся, способствование их эстетическому воспитанию [8].

С целью организации процесса овладения учащимися младших классов доступными способами изучения окружающего мира, нами были разработаны мультимедийные презентации, дополняющих учебную программу и способствующих показу объектов и явлений в естественных условиях и в динамике развития. Наглядные методы, реализуемые мультимедийными средствами, способствуют концентрации внимания на важных аспектах воспринимаемой информации, учащимся легче овладевать такими компетенциями, как сравнивать, сопоставлять, классифицировать  объекты живой и неживой природы.

Внимание при разработке презентаций было сосредоточено на региональной тематике: «Водоемы Северной Осетии», «Охраняемые территории и памятники природы РСО-А», «Красная книга Северной Осетии», и другие, так как именно в этом материале ощущается нехватка при организации учебного процесса по окружающему миру в начальной школе. В качестве примера приведем содержание мультимедийной презентации «Птицы Осетии», в которую вошли не только рисунки, фотографии птиц, населяющих Северную Осетию, но и аудиозаписи их пения, видеофрагменты, демонстрирующие особенности полета и повадки птиц, интересные факты из жизни птиц позволяют детям по-новому взглянуть на пернатых обитателей нашей планеты, заставляют проявить заботу о них.

Работа с мульимедийной презентацией не ограничивается только ее показом, учащиеся выполняют работу по сопоставлению текстовой и визуальной информации, придумывают тексты к слайдам и кадрам фильма, осуществляют работу с карточками, специально разработанными к презентации, представляют информацию в виде схемы или таблицы.

При разработке и использовании мультимедийных средств обучения мы руководствовались следующими аспектами:

  • психологический – возрастные особенности учащихся младших классов; особенности перехода внешней мотивации учения во внутреннюю потребность личности обучающегося; отношение к предмету и межпредметным смежным областям знаний; повышение интереса, развитие следующих форм мышления: креативного, аналитико-синтетического, реалистического, прагматического;
  • педагогический – насколько мультимедтйные средства отвечают общей направленности курса «Окружающий мир» и способствует выработке у обучаемых правильных представлений об окружающем мире и ориентировочной основы действий в процессе обучения и воспитания в целом;
  • методический – насколько мультимедийные средства способствуют лучшему усвоению материала и обеспечивают индивидуальный подход к контингенту обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС;
  • организационный – использование всех форм обучения: урок, экскурсия, факультатив, внеклассное занятие и др.
  • национально-региональный – содержание в мультимедийной презентации предметной информации, включающей сведения как федерального, так и регионального и характера [9].

Творческая активность и познавательные способности детей развиваются также в работе с проектором при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, в том числе и собственных, сделанных по заданию учителя самостоятельно или под его руководством, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности. Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, развивает у учащихся логическое мышление.

Проведенное исследование показало, что использование наглядных средств обучения прививает интерес учащихся к используемым средствам обучения; значительно экономит время учителя на изложение необходимого нового материала, а также на закрепление уже пройденного; применение наглядных средств несет в себе и воспитательное воздействие на учащихся, посредством картин, аппликаций, иллюстраций и др.

Благодаря наглядности в обучении у школьников через восприятие предметов формируется правильное представление об объектах и процессах окружающего мира. Попутно этому школьники анализируют воспринимаемые явления окружающего мира и обобщают в соответствии с учебными задачами.


Библиографическая ссылка

Тимошкина Н.В., Гуссоева А.И., Тебиева А.Б. НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД, КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19270 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252