Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОТИВОРЕЧИЕ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРАНЫ

Жукова В.И. 1
1 Сибирский федеральный университет
В век глобальной информатизации, невозможно представить нашу жизнь без средств технологического прогресса. Большинство действий современного человека, так или иначе, задействуют информационно-телекоммуникационные технологии. Каждый день из средств массовой информации мы слышим о новых изобретениях, призванных улучшить уровень жизни, большинство из которых основывается на результатах технологического прогресса: информатизации и цифровых технологиях. Все открытия побужденные прогрессом, совершенные когда-либо, являются продуктами умственного труда жителей развитых стран. Сегодня для заказа еды или такси достаточно воспользоваться приложением, а расплатиться за покупки можно с помощью смартфона. Не выходя из дома можно оплатить счета или заказать услугу, что значительно экономит наше время. Электронные картотеки и электронные очереди также значительно облегчили нашу жизнь: теперь нет необходимости занимать очередь к врачам с самого утра в надежде успеть попасть на прием, как и нет опасения не обнаружить свою медицинскую карточку на многочисленных полках с карточками других пациентов. Но все ли так как нам это представляют? Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме – цифровизация Российской Федерации. В статье затрагивается тема возможностей развития цифровой экономики в стране, а также препятствий на пути ее становления. В работе проанализированы и описаны факторы, влияющие на уровень информатизации населения в зависимости от места проживания: ритм жизни, наличие промышленных предприятий, развитость информационной инфраструктуры и др. На основании анализа перечисленных факторов сделан вывод об уровне информатизации жителей мегаполисов и регионов, а также о возможных перспективах развития цифровой экономики в стране.
цифровизация
экономика
информатизация
цифровая экономика
прогресс
1. Количество пользователей интернета в России растет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.vestifinance.ru
2. Маркова В.Д. Цифровая экономика: Учебник / В.Д. Маркова. – М.: Инфра-М, 2018. – 9 с.
3. Медведев П. Тренды – 2018. Цифровая экономика на защите национальной безопасности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.riafan.ru
4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р.
5. Шмидт А.В. Адаптация зарубежных инноваций в Российском регионе Шмидт А.В. Стефанова Н.А. НАУКА, ТЕНИКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2015. № 12(18) . С. 143-146

Сегодня, в век глобальной информатизации, невозможно представить нашу жизнь без средств технологического прогресса. Большинство действий современного человека, так или иначе, задействуют информационно-телекоммуникационные технологии.

Теперь, для заказа еды или такси достаточно воспользоваться приложением, а расплатиться за покупки можно  с помощью смартфона. Не выходя из дома можно оплатить счета или заказать услугу, что значительно экономит наше время. Электронные картотеки и электронные очереди также значительно облегчили нашу жизнь: теперь нет необходимости занимать очередь к врачам с самого утра в надежде успеть попасть на прием, как и нет опасения не обнаружить свою медицинскую карточку на многочисленных полках с карточками других пациентов. Говоря о промышленности, также стоит отметить колоссальный вклад роботизированной техники в процесс производства, что уменьшает трудозатраты и увеличивает объемы производства [1, 3].

Такое массовое использование информационных технологий изменяет вектор развития экономики стран в сторону цифровой экономики, которая определяет новые направления модернизации и совершенствования экономической ситуации внутри каждого государства и за его приделами.

Сегодня развитые страны активно борются между собой за звания «самая прогрессивная страна», «страна с самым высоким уровнем жизни», «лидер в области цифровой экономики» и др. И у многих это неплохо получатся. Так, например, к числу стран-лидеров в области цифровой экономики на сегодняшний день относятся ОАЭ, Великобритания, Япония и т.д. [5]. С недавних пор Россия пытается попасть к списку данных стран.

Основными факторами, определяющими принадлежность страны к той или иной группе «цифрового развития» являются: уровень инновационного развития, институциональная среда, уровень предложения и спроса на цифровые технологии.

В 2017 году Правительством Российской Федерации была утверждена программа «Цифровая экономика в Российской Федерации», которая направлена на создание условий для перехода страны к цифровой экономике.

В широком смысле цифровую экономику понимают как совокупность экономических, социальных и общетехнических отношений, основывающихся на использовании цифровых технологий [2].

В результате программы уровень цифровой экономики в стране должен возрасти, а Российская Федерация в перспективе должна попасть в ряды стран-лидеров.

В российской программе развития цифровой экономики планируется использовать новые технологии в сферах, имеющих самое прямое к обеспечению качества жизни человека:

  • информационная инфраструктура;
  • государственное управление и регулирование;
  • кадры и образование;
  • информационная безопасность;
  • исследования и разработки;
  • цифровое здравоохранение.

На сегодняшний основными инновациями в сфере цифровизации являются  виртуализация, автоматизация, роботизация и десятилетняя технология – прорыв прошлого года – технология блокчейн. Перечисленные технологии отмечаются и в Программе как способствующие улучшению жизни общества и планируемые к использованию.

Согласно программе в период до 2024 года Россия должно повысить уровень жизни населения, развив более десяти конкурентоспособных на глобальных рынках компаний-лидеров, создав более десяти успешно функционирующих отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики, взрастив более пятисот успешно функционирующих малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг [4].

Для достижения поставленных целей Правительством Российской Федерации определены основные направления развития цифровой экономики в стране, отраженные в программе «Цифровая экономика Российской Федерации»:

  1. нормативное регулирование;
  2. кадры и образование;
  3. исследовательские компетенции и технические заделы граждан;
  4. информационная безопасность;
  5. информационная инфраструктура.

Разработка нормативных документов является базой и регламентирует развитие экономики в стране: определяет цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер.

Развитие кадров и образования является важным критерием достижения запланированных результатов, так как главным ресурсом цифровой или, как ее еще называют, информационной экономики являются знания. Именно умственные ресурсы человека в виде сформированных исследовательских компетенций и технических заделов способствуют формированию информационной инфраструктуры страны, что и является итоговой целью программы.

Развитие информационной инфраструктуры на должном уровне также во многом зависит от предпринятых действий по обеспечению информационной безопасности. С появлением информационных технологий повысились риски хищения и искажения информации – отрицательная сторона цифровизации. Однако данная проблема решается посредствам тщательного анализа, прогнозирования и предотвращения возможных действий злоумышленников с помощью тех же информационных технологий.

Безусловно, цели и задачи, определенные в программе, выведут страну на новый уровень, однако будет ли он соответствовать индустрии 4.0 – вопрос.

К сожалению, опыт советских времен  и закалка прошлого века во многом отягощает процесс перехода страны к цифровой экономике. За последние года в стране разрабатывалось много решений, которые призваны обеспечить переход на инновационный путь развития,  развитие экономики в целом, повышение качества жизни и т.д., но большинство из них до сих пор находится в стадии «идея». Основная причина этому – неготовность населения к изменениям.

Глобальная информатизация, как правило, происходит в крупных городах, что обусловлено ритмом жизни, наличием промышленных предприятий, развитостью информационной инфраструктуры либо готовностью к ее становлению.

Согласно данным Росстата от 24.07.2018 в России пятнадцать городов с населением более одного миллиона, в которых проживает больше трети общего населения – достаточно большая платформа, способствующая выходу страны в число передовиков в области цифровой экономики. Однако прорыв до установленного высокого уровня возможен только с уровня чуть ниже: для перехода к индустрии 4.0 необходима устойчивая база индустрии 3.0.

Как упоминалось ранее, наличие крупных промышленных предприятий во многом определяет уровень цифровизации общества на близлежащей территории. Промышленность – отрасль, которая, при традиционном производстве, требует огромных трудовых и временных затрат. Данный факт послужил предпосылкой к становлению информационного общества в стране: первые продукты технологического прогресса направлены на улучшение производительности путем автоматизации производства. Сегодня же промышленность все больше модернизируется, за счет использования достижений информационных технологий – индустрия 3.0.

Промышленность способна обеспечить занятостью большое количество граждан, что, как исторически сложилось, является механизмом прироста населения в регион, в котором находится предприятие, способствуя изменениям его положения в рейтинге страны.

Современные российские города-милионники развиваются не только в промышленных отраслях. Сегодня сложно представить жителя мегаполиса, не использующего средства информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни. В первую очередь это обусловлено динамичным ритмом и образом жизни. Также огромное значение здесь имеет влияние передовых стран: продукты  информационной деятельности и  технологический опыт других стран, новые методы информатизации – все это более доступно для жителей больших развивающихся городов. Обучение граждан посредством информационных технологий, активно внедряющееся в российское образование, также является когда-то преемственной тенденцией.  

Описанное выше говорит о неплохой подготовленности трети граждан нашей необъятной страны к надвигающейся цифровизации. А как же остальные жители?

В маленьких городах ситуация немного хуже. Хоть и в городах, население в которых меньше 50 тысяч человек, информационные технологии и внедряются в повседневную жизнь, но  их значимость не велика. Одни не признают цифровых улучшений ввиду возраста, другие – ввиду стереотипов и собственных установок. Отсюда возникает потребность в обучении и развитии. Необходимы прорывные действия, способствующие становлению желания развиваться в новых областях.

Говоря о глубинках, нередко можно встретить деревушки, где не развита даже сотовая связь, которая во всем мире является обыденностью уже несколько десятилетий. Жителям районов, развитость которых едва соответствует индустрии 2.0, сложно и представить о возможностях индустрии 4.0. Интернет вещей и киберфизические системы для них чужды.

Резюмируя описанное, можно говорить о том, что принятие программы «Цифровая экономика в Российской Федерации»  – это важный шаг в развитии цифровой экономики. Внедрение цифровых технологий будет способствовать увеличению производительности труда и увеличению эффективности экономики. Но для того чтобы оно принесло максимальную пользу, должно быть решено противоречие между желанием быть конкурентоспособной современной державой на мировом рынке и реальными пробелами во внутренней информатизации страны, что в итоге может создать лишь видимость передовых позиций.

Для разрешения данного противоречия, прежде всего, необходимо предпринять ряд мер, способствующих повышению уровня цифровизации в регионах:

  • обеспечить малонаселенные пункты обыденными, для нашего времени, средствами информатизации;
  • обучить людей основам информационной грамотности;
  • привить населению желание развиваться для дальнейших трансформаций экономической деятельности страны.

Конечно, возможно улучшить реальный уровень развитости цифровой экономики в России, но до 2024 года это сделать невозможно. Для этого потребуются десятилетии, влекущие за собой смену поколений, а соответственно и смену мировоззрения относительно инноваций. То есть естественное улучшение информатизации населения произойдет не намного позже, чем возможное массовое искусственное.

Так, возможным итогом программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» будет лишь поверхностное улучшение в  рассматриваемой области.


Библиографическая ссылка

Жукова В.И. ПРОТИВОРЕЧИЕ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ СТРАНЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19254 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252