Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОГРАНИЧЕННОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ К РАБОТЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Цуриков А.Н. 1
1 ФГБОУ ВО Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Современные средства массовой информации (СМИ) выступают в роли важного социального фактора в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС). Благодаря СМИ любое чрезвычайное событие получает информационно-коммуникативный резонанс, в него вовлекаются большие слои населения, которые испытывают психологический стресс. В статье проведено ограниченное социологическое исследование отношения респондентов к работе средств массовой информации при чрезвычайных ситуациях. В фокусе внимания работа, как традиционных СМИ (радио, телевидение и т.д.), так и народная журналистика (сообщения блогеров, пользователей социальных сетей и т.д.). Статья содержит полное описание вопросов и обработку результатов исследования. Для наглядности ответы сгруппированы в виде диаграмм. В исследовании приняли участие сто респондентов. Достоверность результатов подтверждена для среды учащихся, сотрудников и преподавателей учебных заведений технического профиля. Вопросы и результаты корреспондируются с проведенными ранее исследованиями фонда «Общественное мнение». Опрос проводился анонимно, опрашиваемым раздавались листы, они ставили отметки и возвращали их. Ограничений по времени не было, на каждый вопрос можно было выбрать только один вариант ответа из предложенных. Обработка результатов проводилась в табличном процессоре «Excel» от «Microsoft».
социология
опрос общественного мнения
чрезвычайная ситуация
средство массовой информации
народная журналистика
респондент
1. Бервенова О.В. Компенсаторные ресурсы средств массовой информации в чрезвычайных ситуациях: Автореф. дис. … канд. политич. наук. – Москва, 2007. – 28 с.
2. Гражданская журналистика [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_журналистика (дата обращения 20.03.18).
3. Котеленец Е.Д. Роль гражданских журналистов в освещении стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий на примере российского Интернета: дипломная работа / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – М., 2013. – 94 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://gigabaza.ru/doc/239-pall.html (дата обращения 25.03.18).
4. Иванов А. Фейки кемеровской трагедии: разбираем ложные вбросы о пожаре в «Зимней вишне» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kp.md/daily/26810/3847117/ (дата обращения 05.04.18).
5. Освещение чрезвычайных ситуаций в СМИ. СМИ и Интернет [Электронный ресурс]. – URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/11662 (дата обращения 06.04.2018 г.).

Введение

Современные средства массовой информации (СМИ) выступают в роли важного социального фактора в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС). Благодаря СМИ любое чрезвычайное событие получает информационно-коммуникативный резонанс, в него вовлекаются большие слои населения, которые испытывают психологический стресс [1].

Сегодня на первый план выходит относительно новое направление работы, как «гражданская» (или «народная») журналистика [2]. Она базируется на деятельности не профессиональных авторов, а на преимущественно бесплатной работе обычных граждан, которые активно участвуют в процессах сбора, анализа и распространения информации [3].

Для оценки отношения населения к работе, как традиционных СМИ, так и народных журналистов, автором работы было проведено собственное мини-исследование.

Цель исследования

Цель исследования – оценка отношения к работе СМИ при ЧС. При этом интерес представляют, как традиционные СМИ (радио, телевидение и т.д.), так и народная журналистика (сообщения блогеров, пользователей социальных сетей и т.д.).

Материалы и методы исследования

Опрос проводился в марте 2018 года до возникновения резонансной ЧС в кемеровском центре «Зимняя вишня» [4]. В исследовании приняли участие сто респондентов из числа сотрудников, преподавателей, студентов и учащихся Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС) и лицея, работающего при университете.

Вопросы частично перекликались с проведенными ранее исследованиями фонда «Общественное мнение» [5] Опрос проводился анонимно, опрашиваемым раздавались листы, они ставили отметки и возвращали их. Ограничений по времени не было, на каждый вопрос можно было выбрать только один вариант ответа из предложенных.

Обработка результатов проводилась в табличном процессоре «Excel» от «Microsoft».

Опросный лист исследования

Опросный лист начинался с преамбулы: «Благодарим за участие в исследовании! Опрос анонимный, все результаты будут обработаны в обезличенном виде. Указывать вашу фамилию или имя НЕ нужно! На каждый вопрос можно дать только один ответ».

Далее шел блок из трех вопросов, позволяющих получить общую информацию о респонденте. Опрашиваемых просили указать возраст, пол и уровень образования.

Следующим блоком шли основные вопросы (12 шт.), относящиеся к сути исследования. Вопросы и варианты ответов, предложенные респондентам, приведены ниже.

1. Какие средства массовой информации (СМИ) вы преимущественно используете для получения сведений о текущей ситуации?

Варианты ответов: радио; телевидение; интернет; газеты, журналы; не использую СМИ (не слежу за новостями).

2. Как, по вашему мнению, СМИ в целом справляются с задачей освещения чрезвычайных ситуаций (ЧС)?

Варианты ответов: хорошо; плохо; затрудняюсь ответить.

3. Если вы узнаете о возникновении чрезвычайной ситуации, то к каким СМИ обратитесь в первую очередь для получения подробностей?

Варианты ответов: включу телевизор; выйду в интернет; включу радио; куплю газету, журнал; позвоню по номеру горячей линии; не буду ничего делать.

4. В случае выхода в интернет для поиска подробностей о ЧС, произошедшей несколько часов назад, где вы будете искать информацию в первую очередь?

Варианты ответов: сделаю запрос в одном из поисковиков (Яндекс, Google и т.д.); зайду на сайт крупной телекомпании («Первый канал», «Россия»и т.д.); зайду в социальные сети («В контакте» и т.д.); буду читать (смотреть) блоги известных экспертов; зайду на сайт крупной газеты, журнала (Комсомольская правда, Аргументы и факты и т.д.); поищу в сообщениях информационных агентств (ТАСС, Интерфакс, РИА-новости и т.д.); затрудняюсь ответить.

5. Как вы выйдете в интернет в случае возникновения ЧС?

Варианты ответов: компьютер; мобильное устройство; затрудняюсь ответить.

6. Как, по вашему мнению, следует освещать информацию о чрезвычайных ситуациях, которые не затрагивают напрямую вас и ваших близких?

Варианты ответов: вообще не сообщать о таких ситуациях (не будоражить людей попусту); выдавать лишь некоторые сведения в виде коротких сообщений и заметок; выдавать всю имеющуюся информацию с максимально возможной детализацией подробностей.

7. Если вы станете свидетелем чрезвычайной ситуации, вы сделаете запись фото или видео с места происшествия на свой смартфон, планшет, камеру?

Варианты ответов: да; нет.

8. Следует ли свидетелям ЧС, сделавшим запись фото или видео на месте происшествия, оперативно обнародовать полученные кадры?

Варианты ответов: да; нет.

9. Хотите ли вы иметь возможность увидеть кадры с мест чрезвычайных происшествий, снятые очевидцами событий?

Варианты ответов: да; нет.

10. Считаете ли вы, что на демонстрируемых СМИ кадрах с места ЧС должны быть удалены нецензурные выражения, скрыты лица жертв, изъяты наиболее шокирующие фрагменты?

Варианты ответов: да, излишние подробности не должны демонстрироваться; нет, полнота информирования важнее.

11. Считаете ли вы, что перед демонстрацией кадров с места ЧС следует помещать предупреждение?

Варианты ответов: да; нет.

12. Кто, по-вашему, будет публиковать наиболее достоверную информацию о ЧС в первые часы после ее внезапного возникновения?

Варианты ответов: блогеры и очевидцы событий, выкладывающие посты в соцсетях (так называемые «народные журналисты»); крупные средства массовой информации.

Результаты исследования и их обсуждение

Информация о респондентах (рис. 1) показывает, что опросу удалось подвергнуть преимущественно молодую аудиторию (до 30 лет – 88%). Преобладание респондентов мужского пола (64%) со средним (64%) и высшим (26%) образованием объясняется проведением опроса среди учащихся и преподавателей технических учебных заведений.

Рис. 1. Информация о респондентах (возраст, пол, образование)

При ответе на вопрос, какие СМИ вы обычно используете, ожидаемо победил интернет (рис. 2), ТВ получило почти четверть голосов, при этом радио не выбрал ни один респондент, а доля людей, которые вообще не следят за новостями оказалась незначительной (4%).

Рис. 2. Какие средства массовой информации (СМИ) вы преимущественно используете для получения сведений о текущей ситуации?

В целом, 50% опрошенных (рис. 3) позитивно оценивают работу СМИ (негативно только 22%), однако доля затруднившихся ответить оказалась высокой (28%).

Рис. 3. Как, по вашему мнению, СМИ в целом справляются с задачей освещения ЧС?

В случае возникновения ЧС большинство (рис. 4) обратится к интернету (70%), однако доля тех, кто включит ТВ, равна 30%. Таким образом, при наличии расхожего мнения, что «ТВ умерло» и «Телевизор никто не смотрит», в реальности влияние ТВ при ЧС весьма велико.

Рис. 4. Если вы узнаете о возникновении чрезвычайной ситуации, то к каким СМИ обратитесь в первую очередь для получения подробностей?

При возникновении ЧС (рис. 5) большинство (60%) начнет искать информацию в поисковиках, при этом 14% напрямую зайдут в соцсети.

Рис. 5. В случае выхода в интернет для поиска подробностей о ЧС, произошедшей недавно, где вы будете искать информацию в первую очередь?

Подавляющее большинство выйдет в Интернет (78%) при ЧС с мобильного устройства, только 16% с компьютера. Вариант, о том, что о ЧС сообщать не нужно вообще, получил лишь 4% голосов. Это свидетельствует, что подавляющее большинство хочет получать информацию о ЧС, при этом 60% хотят получать всю информацию, 36% – краткие сообщения.

На вопрос «Если вы станете свидетелем ЧС, вы сделаете запись фото или видео с места происшествия на свой смартфон, камеру?» 60% ответило «Да». 70% респондентов считают, что свидетелям ЧС, сделавшим запись фото или видео на месте происшествия, следует обнародовать полученные кадры. При этом 66% респондентов хотят иметь возможность увидеть кадры с места ЧС, снятые очевидцами событий.

Большинство опрошенных (70%) также полагает, что с кадров с места ЧС должны быть удалены некоторые подробности. Респонденты практически единодушно поддержали необходимость помещения предупреждения перед демонстрацией кадров с места ЧС (90%).

Мнение о достоверности информации о ЧС разделились между народными журналистами и традиционными СМИ практически поровну, но с небольшим перевесом (2%) в пользу первых (52%).

Заключение

Поставленная цель исследования (оценка отношения к работе СМИ при ЧС) была достигнута. При этом следует оговориться, что относительно небольшой объем выборки свидетельствует об ограниченности проведенного исследования и его достоверности для среды учащихся и преподавателей учебных заведений технического профиля. Необходимо продолжение исследований в выбранном направлении для получения новых результатов.


Библиографическая ссылка

Цуриков А.Н. ОГРАНИЧЕННОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ К РАБОТЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19150 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674