Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Макарова Е.О. 1 Медведева Е.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский Государственный Педагогический Университет имени Козьмы Минина»
Авторами (Макаровой Е.О - студентка 4-го курса НГПУ им. К.Минина и Медведевой Е.Ю. - научный руководитель, кандидат психологических наук, доцент кафедры Специальной (коррекционной) педагогики и психологии) было проведено теоретическое и экспериментальное исследование связной речи старших дошкольников с ОНР на базе следующих учреждений: МАДОУ «Детский сад №49 «Светлячок» Советского района города Нижнего Новгорода, МБДОУ «Детский сад №355» Московского района города Нижнего Новгорода, МБУ ДО ЦДТ «Исток» городского округа город Выкса. Для исследования были отобраны две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная – 20 детей с нормальным речевым развитием и экспериментальная – 20 дошкольников с общим недоразвитием речи. На основании научного исследования была написана статья, которая посвящена особенностям и недостаткам связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с уровнем развития связной речи у детей с нормой речевого развития. В статье раскрывается и актуализируется теоретический аспект изучения проблемы, описаны цели и методы исследования связной речи, которые можно применять к детям данного возраста. Представлены результаты всестороннего исследования связной речи детей, проведенного в рамках констатирующего эксперимента.
общее недоразвитие речи
связная речь
фразовая речь
пересказ
навыки составления рассказа.
1. Баряева, Л. Б. Развивающие игры в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи/ Л. Б. Баряева , Н. В. Миккоева// Вестник Томского государ-ственного педагогического университета. – 2014. - №6(147). – С. 163-165
2. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Библиотека практикующего логопеда). - 2-е изд., испр. И доп./ В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
3. Изучение связной речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие/ В.Л.Сиротина. – Челябинск: Челябинский государственный педаго-гический колледж № 2, 2012. – 28 с.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии (в 2-х томах)/ С.Л. Рубенштейн. - М.: «Педагогика», 1989. – 488 с.
5. Жулина, Е.В. К вопросу о развитии связной речи в условиях дизонтогенеза/ Е.В. Жулина, С.Е. Аргунова// Проблемы современного педагогического образования. – 2017. - №57-10. – С.173-179.

Введение. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Связное высказывание представляет собой сложное последовательное изложение мыслей, желаний, что в свою очередь является одним из главных показателей овладения языком, поэтому проблемы формирование связной речи у детей являются актуальными и на данный момент.

Ее изучению были посвящены труды многих ученых-исследователей, таких как: Выготский Л.С., Лурия А. Р., Рубенштейн С.Л., Жинкин Н.И., Зимняя И.А. и другие.

Рубенштейн С.Л. дал следующее определение связной речи: «Связной <…> мы называем такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания» [4, с. 404]. Таким образом, связная речь – это умение грамотно и связно выражать свои мысли, что является важнейшим компонентом нормального речевого взаимодействия между людьми, а также основой для овладения школьной программой обучения детьми. .

Детям с общим недоразвитием речи овладение связной речью без специального коррекционного обучения представляется очень трудным. Так, Жулина Е.В. отмечает, что «при правильном восприятии логической цепочки событий, общение детей ограничивается простым перечислением действий» [5, с.178]. Баряева Л.Б. указывает, что в сознании детей с ОНР искажено формирование норм и правил реализации языка в речи [1, с.164].

Исходя из анализа теоретической части, нами были сформулированы основные положения экспериментального изучения связной речи у старших дошкольников с ОНР, которое было проведено на базе следующих учреждений: МАДОУ «Детский сад №49 «Светлячок» Советского района города Нижнего Новгорода, МБДОУ «Детский сад №355» Московского района города Нижнего Новгорода, МБУ ДО ЦДТ «Исток» городского округа город Выкса. Для исследования были отобраны две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная – 20 детей с нормальным речевым развитием и экспериментальная – 20 дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: выявить особенности и недостатки навыков связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В качестве диагностического материала использовалась составленная нами диагностическая методика, которая представляет собой серию из пяти заданий, которые направлены на изучение: уровня сформированности фразовой речи; навыков пересказа; умения составлять рассказы по серии картинок, рассказ-описание, рассказ на заданную тему.

Количественная и качественная система оценивания была основана на бальной системе, указанной В.П. Глуховым [2, с. 20-27] и В.Л. Сиротиной [3, с.20].

Рис. 1. Сравнение уровня развития фразовой речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием

Как видно из диаграммы у детей с нормальным речевым развитием более 95% испытуемых с заданием на определение уровня сформированности фразовой речи справились без ошибок.

В экспериментальной группе больше половины детей справились с заданием, только троим детям этот этап дался тяжелее всех. Сложности возникали в назывании действий «поливает», «ловит», только один ребенок ответил вместо «ловит рыбу» - «рыбачит». Некоторые из испытуемых не смогли сразу ответить, что изображено на картинке, а сначала перечисляли ее части. Помимо этого у многих детей присутствовали нарушения слоговой структуры слова и фонетического оформления высказывания и грамматические ошибки по типу неверного употребления предлогов, времени глаголов и нарушения согласования.

Рис. 2. Сравнение состояния развития связной речи на уровне умения воспроизводить небольшой по объему литературный текст у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием

Дети из контрольной группы с этим заданием справились в абсолютном большинстве. Только у двух детей мы отметили небольшие промахи в смысловом содержании и в синтаксической связи предложений, некоторые аграмматизмы.

Детям из экспериментальной группы пришлось оказывать разного рода помощь. Многим потребовалось дополнительно прочитать текст еще 1 или даже 2 раза. Большинство воспроизвели текст недостаточно полно, «схематично». Многие «теряли» конец басни или середину. Речь детей была малопонятна из-за нарушений слоговой структуры и звукового состава слов, множественных аграмматизмов, нарушенной и обрывистой интонации.

Рис. 3. Сравнение уровня развития связной речи на уровне составления самостоятельного связного сюжетного рассказа по серии картинок

По результатам выполнения задания №3 можно сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи нарушено понимание логических связей и последовательности событий. Недостаточно развит словарный запас. При построении высказывания дети предпочитают использовать простые не распространенные предложения. В речи присутствуют множественные нестойкие аграмматизмы, необоснованные паузы, лексические и логические повторы, однако многие дети пытаются контролировать свое высказывание путем подбора нужной словоформы.

Рис. 4. Сравнение уровня развития связной речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием на уровне составления самостоятельного рассказа-описания

Данное задание обнажило разрыв в уровне развития связной речи у детей с нормой и с патологией речи. Дети с патологией избегают распространенных предложений, а многие вообще ограничиваются перечислениями; не соблюдают структуру рассказа, в процессе теряют многие детали; в рассказе присутствуют повторы и возвраты; речь очень аграмматична, интонация прерывистая, отсутствует плавность.

Рис. 5. Сравнение уровня развития связной речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием на уровне составления самостоятельного рассказа на заданную тему

Полученные данные свидетельствуют о том, что детям обоих групп очень тяжело дается сочинение самостоятельного рассказа, тем более что в обеих группах присутствовали отказы выполнять задание. Рассказы примитивны, просты по содержанию и смысловому наполнению. У детей с патологией речи это выражено в большей степени. Процесс составления рассказа у них шел очень медленно, дети делали множество длительных пауз прямо посреди высказывания, подбирая нужное слово или его форму. То есть, хоть качественные недостатки были выявлены в обеих группах, у детей с патологией речи они намного более выражены, количественные показатели также свидетельствуют не в их пользу.

Теоретическая значимость данного исследования заключена в том, что проведенная диагностика показала разрыв в качественном уровне развития связной речи у детей с выбранным дефектом и у детей с нормой речевого развития.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи уровень развития связной речи значительно ниже, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием и требует специального коррекционного воздействия для достижения более высоких показателей.


Библиографическая ссылка

Макарова Е.О., Медведева Е.Ю. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19134 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674