Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФУТБОЛЬНОМ КЛУБЕ

Акопов А.З. 1
1 Российский университет транспорта (МИИТ)
В статье показано, что в современных социально-экономических условиях функционирование любой спортивной организации разнообразных форм собственности должно сопровождаться обязательной деятельностью руководства компании по анализу и последующему планированию различного рода процессов. Исследование проведено на примере футбольного клуба (ФК) «Торпедо» г. Москвы. Теоретическая значимость работы заключалась в анализе основных подходов к построению эффективного тренировочного процесса в футбольном клубе. Методы исследования включали в себя анализ (основных методик тренировок спортсменов), синтез (текущего подхода к деятельности ФК «Торпедо») и сравнение (существующей системы тренировок с наилучшей моделью с целью ее внедрения в клубе). Отмечена необходимость реализации в тренировочном процессе следующих положений: 1) содержание отдельной тренировки следует планировать всесторонне обоснованно; 2) основы повышающейся результативности - постепенное повышение требований к тренировкам и непрерывность тренировочного процесса; 3) одно из условий непрерывного роста мастерства - разносторонность тренировок; 4) каждая тренировка футболиста должна быть научно обоснована. Применение представленных в статье принципов и обозначенных положений в тренировочном процессе позволит ФК «Торпедо» улучшить систему подготовки игроков, что скажется на эффективности проводимых игр.
образовательные принципы
педагогические принципы
тренировочный процесс
футбольный клуб
1. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2015. – 386 с.
2. Изаак С.И., Щадилова И.С., Миронова Е.А. Некоторые вопросы кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 10 (152). – С. 94-99.
3. Каргин Н.Н., Изаак С.И., Щадилова И.С. Информационные услуги в системе спортивно-оздоровительной деятельности // Развитие физической культуры и спорта в контексте самореализации человека в современных социально-экономических условиях: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. – Липецк, 2017. – С. 237-241.
4. Матвеев Л.П. Основы общей теории спора и системы подготовки спортсменов. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 154 с.
5. Паршикова Н.В., Изаак С.И., Малиц В.Н. Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 6 (148). – С. 167-171.
6. Футбольный клуб Торпедо Москва [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fc-tm.ru/.
7. Шамардин А.И. Технология оптимизации функциональной подготовленности футболистов: Автореф. дисс. … докт. пед. наук. – М., 2000. – 50 с.
8. Щадилова И.С., Миронов В.Д., Изаак С.И. Проблемы организации PR-служб студенческих спортивных клубов // Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Е.А. Ветошкиной. – Хабаровск, 2017. – С. 397-401.

В современных социально-экономических условиях хозяйствование и функционирование любой спортивной организации различной формы собственности должно сопровождаться обязательной деятельностью руководства компании по анализу и последующему планированию управленческих процессов [5]. Применение управленческих технологий способствует повышению эффективности  работы организаций спортивной сферы, которую можно представить как  взаимосвязь отдельных элементов: объект-субъект управления; информационная услуга; социальные, экономические, политические, технологические процессы, а также процессы, обеспечивающие регулирование и управление поведением индивида [3, 8]. Необходимость планирования касается и бизнес – процессов, протекающих в организации. Бизнес-процессы спортивной организации включают в себя два основных типа, один из которых – это непосредственно спортивные бизнес-процессы, к которым можно отнести процессы по планированию программ тренировки, анализу соревновательной деятельности и др. [1].

Цель исследования заключается в анализе бизнес – планирования на спортивных предприятиях, анализе алгоритма построения тренировочных моделей.

Исследование проведено на примере футбольного клуба (ФК) «Торпедо» г. Москвы. Теоретическая значимость работы заключается в анализе основных подходов к построению эффективного тренировочного процесса в футбольном клубе. Методы исследования включают в себя анализ (основных методик тренировок спортсменов), синтез (текущего подхода ФК «Торпедо») и сравнение (существующей системы тренировок с наилучшей моделью с целью ее внедрения в клубе).

Футбольная команда московского «Торпедо» имеет богатую историю и является одним из старейших коллективов нашей страны. ФК «Торпедо» (г. Москва) является крупным футбольным клубом, имеющим большую историю своего развития, профессиональный состав тренеров и игроков, что позволяет ей добиваться успехов на различных проводимых матчах.

ФК «Торпедо» проводит юношеские наборы футболистов. Подготовку юных футболистов в клубе (от групп начальной подготовки до групп спортивного совершенствования) осуществляют ведущие тренеры-преподаватели. Учебно-тренировочные занятия проводятся на специализированных синтетических полях стадиона «Торпедо» под руководством тренеров-преподавателей, обладающих богатым опытом работы в данной сфере деятельности. Работы и услуги, предоставляемые ФК «Торпедо», включают [6]: организацию и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения (с 5 лет), реализацию программы спортивной подготовки по олимпийскому виду спорта «футбол» (8-17 лет) и др.

Учебно-тренировочный процесс в ФК «Торпедо» происходит в контексте взаимодействия тренера и футболистов. Тренерская работа ФК «Торпедо» – это воздействие на других с целью обучения простейшим футбольным навыкам и приемам, дальнейшее закрепление и совершенствование футбольного мастерства на долговременной основе. Тренер, используя основные педагогические принципы, стремится помочь юным игрокам в их развитии, при этом постоянно стимулируя их.

Помимо преимущественно педагогических принципов, в процессе воздействия на игроков в ФК «Торпедо» присутствуют и образовательные принципы. Характерной чертой при этом является цикличность учебного процесса: в своих действиях занимающиеся демонстрируют какую-то цель (например, стремление быть частью футбольной команды), приобретают опыт, получают реакцию или комментарии, адаптируются, совершенствуются. В ходе учебно-тренировочного процесса занимающиеся отрабатывают адаптированную к конкретным условиям модель обучения, построенную в соответствии с параметрами критериального оценивания и сопоставления уровней информационной, мотивационной, операциональной и творческой готовности [2].

Воздействие на игроков команды во время матча, до или после матча - очень важный аспект учебного процесса в ФК «Торпедо». Но еще более важным аспектом, по мнению автора, становится работа тренера во время тренировочного процесса.

Именно тренерскую работу во время тренировочного процесса в ФК «Торпедо» проанализируем далее. Тренерская работа во время тренировочной деятельности должна повышать эффективность тренировочного процесса [4]. Кроме того, помимо понимания тренером и игроками смысла тренировочного процесса, целесообразно ознакомиться с требованиями и структурой, которым должна отвечать тренировка в ФК «Торпедо».

Для тренеров ФК «Торпедо» были сформулированы основные принципы, по которым должна выстраиваться тренировка. Эти принципы должны привести к эффективным тренировочным моделям и  ситуациям в процессе развития игроков. Они должны гарантировать результативность тренировочного процесса, его соответствие уровню мастерства и восприятия игры той или иной группы. Тренировка предназначена, прежде всего, для отработки (или совершенствования) всех действий, которые встречаются в игре. Тренировка является одним из моментов в большом цикле тренировочной и соревновательной деятельности. Характерной чертой тренировочного процесса в ФК «Торпедо» является четкое соответствие тренировки возрасту, уровню и опыту игроков. Главный принцип тренировки – задание должно стимулировать, быть достаточно сложным, но и вместе с тем не должно быть невыполнимым.

Тренировка подразделяется на три этапа [7]. Далее рассмотрим эти этапы подробнее.

1.Этап ознакомления. Этот этап тренировки направлен на то, чтобы игроки поняли, что запланировано на занятие, как это относится к игре команды, что именно предстоит отрабатывать, и как это связано с предыдущими тренировками или матчами. Игрокам предлагаются футбольные ситуации, в которых бы они столкнулись с тем эпизодом и с теми собственными и командными действиями, которые и являются предметом упражнения (или тренировки).

2.Этап обучения. Он является сутью тренировочного занятия. Именно на этом этапе совершенствование игровых действий должно привести к долгосрочному развитию мастерства. Посредством заранее выбранной тренировочной модели игроки ставятся в ситуацию, которая вынуждает их выполнять подлежащие совершенствованию действия (например, при развитии атаки). Организуя занятие таким образом, что игроки часто вынуждены выполнять обозначенные действия (в данном случае атакующие действия - передачи, прием мяча, выбор позиции и т.д.) тренер получает четкое представление о том, какие аспекты нуждаются в улучшении, где необходимо тренерское вмешательство и корректировка. Тренерская работа на данном этапе заключается в своевременном варьировании уровня сопротивления (кол-ва игроков, размеров поля, правил игры и т.д.).

Вся тренировка в клубе делится на 3 части - вводную разминку, основную (тяжёлую работу) и заключительную части. Кроме того, отдельные часы отведены теоретическим занятиям, где футболистов обучают вопросам тактики. Двухчасовая тренировка не требует предварительного полного плана. Обычно она начинается с разминки или лёгкого бега (занимает 7-10 минут), после чего следует комплекс упражнений (причем тренирующиеся могут быть разделены на несколько групп – в зависимости от того, какой элемент отрабатывается – игра головой, дальние удары, взаимодействие в средней линии).

Упражнения (самые разные, в том числе работа в эстафетах) продолжаются 25-30 минут, после чего команда делится на две половины и переходит к игре (обычно игра проходит на одной половине поля, чтобы исключить разброс сил футболистов). По окончании игры команда совершает общий кросс .

3.Этап применения. В тренировочной работе ФК «Торпедо» этот этап предназначается для того, чтобы проверить и проконтролировать заученный (отработанный) материал в условиях максимально приближенных к игре. Естественно конечный этап применения - это официальный матч. Он обеспечивает логическую осмысленную линию развития для всей команды в целом и для каждого игрока в отдельности, а также является эталоном для проверки общих задач, стоящих в той или иной возрастной категории.

Повышение уровня мастерства футболистов неразрывно связано с непрерывным улучшением качества подготовки резервов. Весь учебно-тренировочный процесс в ФК «Торпедо» направлен на подготовку квалифицированных футболистов. Он строится на основе программного материала и режима работы клуба. Чтобы решить стоящие перед ФК задачи успешно, необходимо программировать учебно-тренировочный процесс по таким направлениям, которые обеспечили бы разносторонность подготовленности футболистов. Не менее важным является и повышение эффективности работы над овладением техникой игры, совершенствованием навыков выполнения широкого спектра технико-тактических приемов в условиях, близких к игровым. Успешность подготовки в избранном виде спорта связывают со своевременным (адекватным возрасту) и перспективным (опережающим) овладением основами рациональной техники движений уже на начальных этапах подготовки.

Анализ теоретических аспектов исследуемой проблемы позволил предположить, что наиболее оптимальным путем дальнейшего повышения уровня технико-тактической подготовленности спортсменов в ФК «Торпедо», особенно на этапе начального обучения, будет такой подход, когда в комплексе одновременно рассматриваются:

  1. Возрастная динамика количественных и качественных показателей структуры соревновательной деятельности юных футболистов, разносторонности техники и тактики игры.
  2. Взаимосвязь структур тренировочной и соревновательной деятельности с содержанием технико-тактической подготовки в учебных программах.
  3. Учет возрастных приоритетов отдельных групп технико-тактических действий.

Следует также отметить, что, несмотря на относительно хорошую разработанность системы комплексного контроля в ФК «Торпедо», в настоящее время остаются проблемы с интерпретацией полученных данных и их использованием в процессе управления тренировкой. Причины, по всей видимости, следующие: во-первых, не удается обеспечить действительную комплексность оценки, во-вторых, существующие подходы не обеспечивают возможности оперативного управления тренировочным процессом, в-третьих, для принятия такого решения необходима возможность сопоставления исходного состояния спортсмена, состояния на фоне тренировочных нагрузок и необходимого целевого состояния.

Чтобы ход тренировки в ФК «Торпедо» соответствовал предъявляемым к тренировочному процессу требованиям, необходимо реализовать основные мероприятия:

  1. Содержание отдельной тренировки следует планировать всесторонне обоснованно.
  2. Основы повышающейся результативности — постепенное повышение требований к тренировкам и непрерывность тренировочного процесса.
  3. Одно из условий непрерывного роста мастерства — разносторонность тренировок.
  4. Каждая тренировка футболиста должна быть научно обоснована.

Таким образом, применение представленных принципов и обозначенных положений в тренировочном процессе позволит ФК «Торпедо» улучшить систему подготовки игроков, что скажется на эффективности проводимых игр.


Библиографическая ссылка

Акопов А.З. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В ФУТБОЛЬНОМ КЛУБЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18918 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674