Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Вовк Я.Р. 1 Линник М.С. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Социальное страхование – одна из важнейших отраслей государственной политики, направленная на защиту и поддержку недееспособных и пожилых лиц. В этой статье представлена история развития социального страхования. Предпосылки, которые способствовали развитию этой сферы. Условия, в которых социальное страхование смогло зародиться. В статье последовательно описаны и раскрыты три этапа исторического развития социального страхования: возникновение социального страхования (1861-1917); социальное страхование в условиях социализма (1917-1990); социальное страхования с начала развития рыночной экономики и по настоящее время. Показаны его достоинства и недостатки на каждом этапе развития. Эта отрасль в каждый из периодов претерпевала значительные изменения, всё более и более совершенствовалась. Однако на современном этапе система социального страхования всё также недостаточно эффективна: она не способна привлечь финансовые ресурсы в объёме, который смог бы обеспечить высокий уровень социальных гарантий. Для повышения качества жизни российского общества, для высокого роста экономического уровня страны и повышения социальной стабильности в обществе требуется дальнейшее реформирование системы обязательного социального страхования с целью повышения уровня защищённости населения от различных видов социального риска.
социальное страхование
социальное обеспечение
фонд обязательного социального страхования
недееспособные лица.
1. Кистенева О.А., Кистенев В.В., Ухватова Е.А. Деятельность санитарной инспекции труда на промышленных предприятиях РСФСР в годы нэпа (по материалам Курской губернии) // Genesis: исторические исследования. 2018. № 1. С. 112 - 118. DOI: 10.25136/2409-868X.2018.1.23428 URL: http:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=23428
2. Кричевский Н.А., Куксин А.Г. Государственное регулирование социального развития. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К’». – 2006. – 34-35 с.
3. Мамедов А.А. Российское социальное страхование // Страховое дело. – 2004. - №3. – С. 13-18.
4. Маркузон Ф.Д. Статистика социального страхования. – М., 1925. – Вып. 1.
5. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: федеральный закон РФ от 24 июля 2009 года №212-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 г. №379-ФЗ).
6. Роик В.Д. Основы социального страхования. – М.: Анкил. – 2005. – 256 с.
7. Страхование в России – истоки социального страхования [Электронный ресурс]: 1996-2012. Режим доступа: http: // www.allinsurance.ru /stat /socialnoe -straxovanie - istoki / (дата обращения: 05.05.2018).
8. Суслякова О.Н. Организация социального страхования в России в советское время // Теоретические и прикладные исследования социально - экономических систем в условиях интеграции России в мировую экономику. Материалы IV Международной заочной научно - практической конференции (2 ноября 2015 года) [Электронный ресурс]. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2015. - 753 с.
9. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» №165 - ФЗ от 16.07.1999 г.
10. Чернова О. А. Роль профессиональных союзов в улучшении социально-бытовых условий жизни рабочих промышленных предприятий Черноземья в годы нэпа // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2007. Т. 1. № 1. С. 87-92.
11. Чернова О. А. Роль профессиональных союзов в организации социального страхования рабочих на промышленных предприятиях Воронежской и Курской губерний в годы НЭПа // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. № 15 (70). № 12. С. 153-162.

Социальное страхование – это отдельная немаловажная часть политики любого государства. Его целью является материальное обеспечение и поддержка престарелых и нетрудоспособных лиц.

Становление системы социального страхования в России прошло ряд исторических этапов, которые раскрывают предпосылки, тенденции и закономерности его развития.

Так в становлении социального страхования России можно выделить ряд периодов: возникновение социального страхования (1861-1917); социальное страхование в условиях социализма (1917-1990); социальное страхования с начала развития рыночной экономики и по настоящее время. Особенностью социального страхования России на любом этапе развития – это главенствующая роль государства [6, 8].

Развитие этой сферы в нашей стране началось гораздо раньше, чем в других странах. Впервые этот вопрос был поднят ещё в десятом веке, когда был принят князем Владимиром церковный устав. Он установил обязанность духовенства и имущих слоёв Киевской Руси осуществлять надзор за медиками, а также содержать больницы и богадельни. Церковь и княжество должны были выделять для этих целей одну десятую от своих доходов.

Уже в 1581 году в России был принят Аптекарский приказ, среди полномочий которого определённое место занимало проведение судебно-медицинских и врачебных экспертиз [2].

Социально-экономические реформы 60-х годов девятнадцатого века стали своеобразным толчком для окончательного законодательного закрепления вопроса о социальном страховании. Предпосылками этого явились: появление центров фабричного производства; увеличение числа промышленных рабочих, формирование и развитие финансовых институтов [4].

В 1861 году был принят Закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казенных горных заводах». Это дало возможность объединения всех работников завода в единое товарищество. Страховые взносы включали в себя отчисления из заработной платы рабочих в размере 2-3%, а также отчисления заводоуправлений, которые также составляли 2-3%. Формами страховых выплат были пособия по болезни, пенсии по инвалидности и по потере кормильца.

В начале двадцатого века Россия начала перенимать опыт европейских государств, в частности опыт Германии, которая в 80-90-х годах девятнадцатого века ввела систему социального страхования. В России разработкой этого вопроса занимались К.В. Берви-Флеровский, Н.Е. Введенский, Н.А. Вигдорчик, М.М. Туган-Барановский, Г.Б. Хлопин [5].

15 мая 1901 года был принят немаловажный для внедрения социального страхования Законодательный акт «Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах». В 1903 году уже был образован особый фонд для выплат при массовых несчастных случаях.

Однако в начале двадцатого века рассчитывать на «вспомоществование» могли далеко не все рабочие. Помощь выдавалась заводоуправлением в зависимости от срока службы на предприятии, личных заслуг, исполнительности в работе.

В результате сложившихся условий 1912 года Третьей Государственной Думой был принят ряд законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих»,  «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих». Этими законами регулировалась бесплатная медицинская помощь наёмным работникам, а также выплата пенсий при полной потере трудоспособности в размере 2/3 от заработка [7].

Обязательному страхованию подвергались наёмные работники фабрично-заводской и горной промышленности, железнодорожного транспорта и судоходства.

Страхование в России этого времени было несовершенно, так как оно имело низкие страховые выплаты, не учитывало многие социальные риски, и самое главное – охватывала лишь определённый круг рабочей силы, исключая при этом работников других областей народного хозяйства (80% от всего рабочего класса). 

Однако уже к 1917 году социальное страхование абсолютно точно стало неотъемлемой частью государственной политики России того времени. С 1917 года начался новый этап в развитии социального страхования – этап в условиях социализма.

Советская власть достаточно критически оценила законы, принятые Третьей Государственной Думой. Сразу после революции большевики попытались воплотить в жизнь программу страхования, разработанную Лениным. С 1917 по 1931 года были изданы 15 декретов, касающихся этого вопроса. Их содержание  носило довольно противоречивый характер: от реформирования до отмены социального страхования [2].

До 1921 года система страхования всё же основывалась на финансировании из государственного бюджета. Но в условиях новой экономической политики промышленность не являлась собственностью лишь государства, а потому 15 ноября 1921 года был введён новый декрет «О социальном страховании лиц, занятых наёмным трудом» [10, 11].  С этого времени финансирование социального страхования основывалось на обязательных взносах предприятий, использующих труд наёмных работников. Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам были в размере фактического заработка лица. При рождении ребёнка представлялось два вида пособия: на предметы ухода и на кормление новорождённого до 9 месяцев в размере 25% от средней заработной платы. Пособие по безработице зависело от стажа работы и квалификации работника и варьировало от 1/6 до 1/2 от средней заработной платы [11].

Правительство самостоятельно утверждало тарифы страховых взносов, которые сильно варьировали для государственных и частных предприятий. Так государственные предприятия имели минимальные взносы в размере 12-16%, частные же – максимальные в размере 21-28,5%. Кроме того существовали льготный и поощрительно-карательный тариф в зависимости от степени вредности предприятия и условий труда [10].

В это время система социального страхования приобрела профилактический характер: активно создавались санатории, профилактории, дома отдыха.

В 1933 году все средства социального страхования были преданы Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов, а руководство этими средствами осуществляли профсоюзные органы. В их полномочия входили контроль за социальными пособиями (обоснованность и своевременность их выплаты), обеспечение работников путёвками на предприятиях, вопросы охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии [1, 8].

В 1938 году бюджет системы обязательного социального страхования был включён в единый государственный бюджет СССР, и социальное страхование преобразовалось в социальное обеспечение [3].

С 1964 года социальное обеспечение было распространено на новые категории работающих. Изначально в социальное страхование были включены только рабочие и служащие. В 1964 году право на страхование получили руководители ведущих должностей колхозов (председатели, специалисты и механизаторы). В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников система социального страхования получило распространение на все рабочие классы колхоза.

Таким образом, в социалистическом периоде были устранены недостатки предыдущего времени. Государство  выступало гарантом доступности и стабильности социального страхования. 

Система государственного социального обеспечения, действовавшая в СССР, не могла существовать в условиях нового экономически ориентированного времени. Поэтому система социального страхования требовала создание внебюджетных фондов.

Поэтому в 1990 году были созданы два государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования.

16 июня принимается Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», который окончательно закрепил основы социального страхования, права и обязанности всех его субъектов. В настоящее время государственное обязательное социальное страхование осуществляется через Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ [9].

Сегодня государство является гарантом устойчивости обязательного социального страхования, так как существует система дотаций из федерального бюджета (при нехватке денежных средств для обеспечения выплат).

Несмотря на обилие законов и активную позицию государства в вопросах социального страхования, эта отрасль всё ещё остаётся несовершенной. Для достижения положительных результатов всё же необходимо дальнейшее реформирование, а также совершенствование этой сферы.


Библиографическая ссылка

Вовк Я.Р., Линник М.С. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18915 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674