Цифрвые технологии становятся неотъемлемой частью экономической, политической и культурной жизни, субъектов Российской Федерации, а также общества в целом. Россия стоит на прогрессивном этапе развития современной цивилизации, который характеризуется преобладанием знаний, науки, технологий и информации во всех сферах жизнедеятельности. Исходя из общемировых тенденций перед Россией стоит вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности, и одну из главных ролей в решении данного вопроса играет развитие цифровой экономики в стране. Некоторые из элементов цифровой экономики уже успешно функционируют. На сегодняшний день, учитывая перенос большого количества документов и коммуникаций на цифровые носители, разрешение электронной подписи, общение с государством также переходит на электронную платформу [1].
В настоящее время Россия не входит в группу лидеров развития цифровой экономики по многим показателям – уровню цифровизации, доле цифровой экономики в ВВП, средней задержки в освоении технологий, применяемых в странах-лидерах. Доля цифровой экономики в ВВП России составляет 3,9%, что в 2–3 раза ниже, чем у стран-лидеров, но заметен и ряд положительных тенденций. [2] Один из важнейших показателей – объем цифровой экономики – в последние годы стремительно растет. В России удалось создать крупные цифровые компании, и некоторые из них добились международной известности. Это крупнейший в мире онлайн-банк «Тинькофф Банк», который не имеет отделений, цифровые порталы и экосистемы сервисов «Яндекс» и Mail.ru, социальная сеть «ВКонтакте», компания по производству цифровых решений в области безопасности «Лаборатория Касперского» и многие другие.
В 2015 году в отчете McKinsey «Эффективная Россия: производительность как фундамент роста» указывалось на то, что основой дальнейшего экономического роста страны станет увеличение производительности трудовых ресурсов и капитала. Цифровая экономика в настоящее время является основой экономического развития страны. Развитие цифровой трансформации экономики в России началось с 1997 и продолжается по нынешнее время. В 1997 г. произошел первый этап оптимизации бизнес-процессов, 2007 г. дельнейшая автоматизация процессов, а также улучшение подготовки кадров. С 2016 г. в России развивается Индустрия 4.0. и происходит цифровизация, развивается современная система образования поскольку цифровая экономика «требует» «цифровых» навыков [3].
Цифровая экономика России получила значительный импульс развития за последние годы. Определенных успехов достигли частные компании, преобразуется рынок труда, при поддержке государства реализуются беспрецедентные инфраструктурные проекты, повышающие уровень доступности цифровых услуг для населения и бизнеса, широкое распространение получили интернет, мобильная и широкополосная связь. В настоящее время достаточно сложно измерить эффективность цифровой экономики – отсутствует единый подход к измерению, методы расчета ключевых показателей могут быть неточными ввиду незрелости моделей и недостаточного анализа всех особенностей сферы цифровой экономики.
Несмотря на это, сохраняется отставание от стран – цифровых лидеров по ключевым показателям развития цифровой экономики, в частности от Европейского союза [4].
Построение цифровой экономики в Российской Федерации, позволит получить ряд потенциальных преимуществ, к примеру использование цифровых технологий, как в государственном секторе, так и в бизнесе. В РФ уже запущен портал www.gosuslugi.ru, с помощью которого значительно повысилась доступность различных государственных услуг, сократилось время на их получение. Также в России есть такие «цифровые гиганты», как «Яндекс», «Касперский», службы онлайн-заказов, которые также участвуют в диверсификации российской экономики. Доступ к цифровым сервисам в России и странах ЕС представлен на рисунке 1.
ИСТОЧНИК: Росстат; Euromonitor International; Eurostat;
Рисунок 1. Доступ к цифровым сервисам в России и странах ЕС
Таким образом, уровень использования цифровых технологий оказывает значительное влияние на объемы ВВП стран уже на сегодняшний день. При этом влияние данного фактора будет только усиливаться по мере развития инноваций в данной сфере информационных технологий во все сферы жизнедеятельности. Поэтому, несмотря на имеющиеся проблемы, государственный курс на внедрение и развитие цифровой экономики является единственным возможным путем укрепления стратегических позиций Российской Федерации в мировой экономике.
28 июля 2017 года была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [5]. Задача программы «Цифровая экономика» - улучшить жизнь граждан, повысив качество товаров и услуг, произведённых с использованием современных цифровых технологий. Как сказано в документе, эффективное развитие рынков в цифровой экономике возможно только при наличии развитых технологий, поэтому программа сфокусирована на двух базовых направлениях. Первое - институты, где будут создаваться условия для развития цифровой экономики: нормативное регулирование, кадры и образование. Второе - основные инфраструктурные элементы цифровой экономики: информационная инфраструктура и информационная безопасность.
Развивать цифровую экономику будут, используя современные технологии, такие как как большие данные, нейротехнологии, искусственный интеллект, системы распределённого реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, робототехника, сенсорика, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальности.
Основной целью программы в документе называют появление не менее 10 высокотехнологичных предприятий, работающих на глобальном рынке и формирующих вокруг себя систему стартапов и исследовательских коллективов, которые и будут обеспечивать развитие цифровое экономики в дальнейшем.
В представленной программе можно выделить следующие основные акценты цифровой экономики:
· Цифровая экономика подразумевает тотальную глобализацию.
· Цифровая экономика – это сверхвысококонкурентная среда.
· Цифровая экономика развивается стремительными темпами.
· Цифровая экономика немыслима без квалифицированных кадров и качественного образования.
· Цифровая экономика убивает многие традиционные сферы деятельности.
· Цифровая экономика – это новое качество жизни, бизнеса и государственных услуг.
· Цифровая экономика в значительной степени является виртуальной, неосязаемой. Но они невозможна без связи с материальным миром. Поэтому базой цифровой экономики является индустриальное развитие.
Рассмотрим пять основных пунктов, которые должно выполнить государство, для успешной реализации данной программы:
1. Гарантировать устойчивость и безопасность инфраструктуры.
2. Обеспечить должный уровень образования населения, включая цифровую грамотность.
3. Создать привлекательные правила игры, которые привлекают интеллектуальные ресурсы, а не отпугивают их.
4. Связать цифровую экономику с банковской, почтовой, медийной, промышленной, индустриальной сферой. Увязать международную цифровую индустрию с национальной инфраструктурой.
5. Дать индустрии нужные ориентиры путем перспективного прогнозирования.
Исходя из положения, представленного в программе, «данные в цифровой форме являются главным фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет» [5]. Таким образом, данные в цифровой форме могут обеспечить экономический рост, а также улучшить качество жизни граждан. Чем обосновано внедрение цифровой экономики? Как указано в программе «многие традиционные индустрии теряют свою значимость в структуре мировой экономики на фоне быстрого роста новых секторов, генерирующих кардинально новые потребности». Но не только экономические задачи призвана решать данная программа. Есть у нее еще важный компонент — защита режима. В программе указана реализация цифровой экономики через контрольно-надзорную деятельность. Одна из мер, которая должна быть реализована правительством, звучит так: «проведен анализ появления в российском сегменте сети Интернет противоправной информации, эффективности применения средств блокировки и фильтрации противоправной информации, предложена целевая архитектура системы ее мониторинга и удаления на базе саморегулируемых организаций, определены необходимые ресурсы». [5] Аналогичные посылы содержатся и в следующих мероприятиях, заложенных в программе: «законодательно установлены требования по идентификации пользователей коммуникационных и иных сервисов участников информационного взаимодействия, а также идентификации пользовательского интернета вещей», «созданы механизмы по предотвращению появления в российском сегменте сети Интернет противоправной информации, включая механизмы по ее удалению, на базе саморегулируемых организаций».
Цифровая экономика, согласно программе, предусматривает пять основных направлений развития: нормативное регулирование; кадры и образование; формирование исследовательских компетенций и технических заделов; информационная инфраструктура; информационная безопасность.
В программе зафиксировано «создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности», «преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования» [5].
Управлять программой будут на трех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом. На стратегическом уровне система утверждает направление развития цифровой экономики, цели и планы. На оперативном обеспечивается выполнение функций управления реализацией, на тактическом уровне происходит управление выполнением планов и реализацией проектов.
Программа определяет развитие цифровой экономики России до 2024 года. Каждые 3 года Правительством утверждается трехлетний операционный план. Планы мероприятий подвергаются регулярной актуализации.
Подводя итоги, можно сделать выводы, что развитие цифровой экономики в настоящее время является одной из наиболее значимых глобальных тенденций, последствия которой ощущаются в различных сферах жизнедеятельности. В этих условиях во многих странах разработаны и внедряются стратегии и планы по формированию цифровой экономики.
Библиографическая ссылка
Суслова А.Н., Ерохина Е.В. ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В ЦИФРОМ МИРЕ: АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА 2017» // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18793 (дата обращения: 21.11.2024).