Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВАЛУЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ГОРОДЕ ВАЛУЙКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Михарева В.М. 1
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
С прошлых веков среднее медицинское образование как многоаспектное явление связано с экономическим развитием, социокультурной сферой и находится на протяжении исследуемого времени в ряду важнейших процессов, происходивших в стране. Важной составной частью медобразования является подготовка среднего медицинского персонала, которая осуществляется в специальных учебных заведениях Белгородской области. Несомненный интерес для исследования представляет история одного из первых медицинских училищ нашей области – Валуйского медицинского колледжа, который является и остаётся одним из учебных заведений, обеспечивающих подготовку кадров для лечебно-профилактических учреждений региона. Рассмотрен учебный план и специальности, по которым проводилось и проводится на данный момент обучение студентов колледжа. Представлены биографические данные первого организатора и директора медицинской школы, врача-педиатра Шингарёвой Екатерины Васильевны.
история
медицинское образование
средний медицинский персонал
Валуйский медицинский колледж
Шингарева Екатерина Васильевна
1. Валуйки – форпост Отечества. – Белгород, 1999.
2. Историческая справка № 314 . . .2017/МКУК «Валуйский историко-художественный музей».
3. Кистенева О.А., Камолина Е.А., Федикович Э.В. История развития советской системы здравоохранения на Белгородчине // История медицины в собраниях архивов, библиотек и музеев: Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции, 2016. – С. 103–108.
4. Путина О.В. Вы свято чтите клятву Гиппократа. Валуйская звезда от 2 апреля 2002 г.
5. Рындина С.И. День медицинского работника. Валуйская звезда от 13 апреля 2002 г.
6. Сборник материалов, посвященных 60-летию ВМУ. – Валуйки, 1997.
7. Среднее профессиональное образование. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО». Москва, 2005. № 1.– С. 47–48.
8. Становление и развитие здравоохранения и медицинского образования в Центральном Черноземье. – Елец, 2004. – С. 55–57.

Во второй половине 19 – начала 20 вв. среднее медицинское образование как многоаспектное явление связано с экономическим развитием, социокультурной сферой и находится на протяжении исследуемого времени в ряду важнейших процессов, происходивших в стране. Важной составной частью медицинского образования является подготовка среднего медицинского персонала как первоосновы для будущей подготовки врачей. Она осуществляется в специальных учебных заведениях в Белгороде, Старом Осколе, Валуйках.

Свыше 80 лет Валуйское медицинское училище осуществляет подготовку среднего медперсонала для нескольких районов Белгородской области. Несомненный интерес для исследования представляет история одного из первых медицинских училищ нашей области, которое является и остаётся одним из учебных заведений, обеспечивающих подготовку кадров для лечебно-профилактических учреждений региона.

В 19 веке, как отмечали современники, земская медицина представляла собой «общественную медицину». Её характер заключался в том, что на неё выделялась часть земских средств, собираемых со всех уездных и губернских сельских налогоплательщиков, а распределение этих средств и управление всей земской медициной находилось в руках общественных выборных органов – уездных и губернских управ, медицинских советов, комитетов или бюро. В решении задач, связанных с медицинским обеспечением горожан и санитарным состоянием городов, земства были преемниками государственных городских и губернских медицинских и санитарных служб, приказа общественного призрения, накопивших определённый опыт в своей деятельности. Но в организации медицинской помощи сельскому населению у земств не было предшественников в дореформенной России. Не было ей аналогов и за рубежом. Земскую медицину пришлось создавать заново, что стало событием в общественной и культурной жизни русской провинции и всей России этого времени [2].

В сообщении из Государственного архива Курской области говорится: «В годовом отчёте Валуйского медучилища за 1946 год значится, что оно начало работать в 1937 году», а по сведениям Государственного архива Российской Федерации, подтверждается время открытия Валуйской медицинской школы – 1 сентября 1937 года с профилем обучения медицинская сестра и ясельная сестра [1].

Приказом по Народному Комиссариату Здравоохранения РСФСР г. Москвы № 280 от 13 мая 1938 года утверждается сеть средних медицинских школ Курской области, в числе которых значится и Валуйское медицинское училище с указанием профиля работы и адреса местонахождения в городе. Заверена наркомом Здравоохранения РСФСР С. Чесноковым.

Начиная с 20-х годов на базе городской больницы работали курсы медицинских сестёр для детских ясель – РОККовские (Российское Общество Красного Креста), 10-месячные курсы. Преподавание вели опытные врачи-учителя, позже преподаватели в медицинской школе: Петрушенко П.Н., Маракушина Е.М., Сухарев И. Ф., Шингарева Е.В., Кашников В.И., Федорин Н.Н., Стрижевский А.Д., Попов А.И., Попов В.А., Мерецкий Н.Г., Муравьёва Ф.С., Вайчушкина, Евтушенко Е.С., Сурутина А.М., Андреюк Е., Тесленко П.В., Беловолова Е.И., Трубникова А.Н., Конюхов М.Н. Курсы работали до 1936 года, так как в 1937 году все функции по подготовке средних медработников перешли в Валуйскую школу медицинских сестёр [3].

Первый организатор и директор медицинской школы, врач-педиатр Шингарёва Е.В. 101 год – эта цифра определяет жизненный путь русской женщины, родившейся в 19 веке, путь женщины-врача, человека неординарных способностей, активного организатора подготовки средних медицинских работников в 30–е годы в г. Валуйки. Екатерина Васильевна родилась в 1894 году в семье, которая занималась лесоводством. Отец – Василий Александрович – заведующий кафедрой лесного хозяйства Омского сельскохозяйственного института и три его брата всю свою жизнь посвятили изучению и сохранению лесного богатства России. Мама, Елена Андреевна, по происхождению крестьянка, занималась домашним хозяйством и воспитанием единственной дочери.

Екатерина Васильевна начала обучение в Воронежской гимназии, затем переведена в Саратов, где продолжала обучение. В 1912 году поступает в Женский медицинский институт Харьковского медицинского общества и заканчивает его 12 декабря 1918 года. В 1925 году Екатерина Васильевна знакомится с Поповым Владимиром Александровичем, уроженцем села Чепухино Валуйского района. Он жил рядом с семьёй Ватутиных, в которой родились и выросли Николай Фёдорович Ватутин – Герой Советского Союза, Елена Фёдоровна Ватутина – первая выпускница Валуйского медицинского училища, и старшие братья, погибшие в годы ВОВ [8].

В 1926 году Екатерина Васильевна выходит замуж за Владимира Александровича, по профессии педагога – биолога, и переезжает в город Валуйки, где работает в качестве участкового врача-педиатра, а затем заведующей детско-женской консультацией. Предметом её основных забот стало здоровье детей и матерей.

Многие женщины – матери города вспоминают её с благодарностью за спасение своих детей. В газете «Знамя коммуны» за 21 марта 1959 года статья «40 лет, отданных детям» была посвящена Е.В. Шингарёвой. Более 25 лет она посвятила преподавательской деятельности в Валуйском медицинском училище. Её муж, Владимир Александрович, преподавал биологию, а в послевоенный период работал завучем. В семье Попова В.А. и Шингарёвой Е.В. родилась дочь Галя, которая закончила медицинский институт, работала врачом-кардиологом в г. Белгороде и проживала в родительском доме [5].

В 1995 году в возрасте 101 года Екатерина Васильевна скончалась и похоронена на новом кладбище города Валуйки. Е.В. Шингарёва убедила 13 выпускников курсов продолжать обучение в школе медицинских сестёр. Эти 13 человек стали первыми учащимися школы. Всего в 1937 году было принято уже 100 человек и сформировано 3 группы: А, В, С. Приём учащихся проводился на базе 7– летнего образования неполной средней школы. Учащиеся курсов были зачислены без экзаменов, а абитуриенты сдавали экзамены по родному языку, литературе, истории и математике. После сдачи экзаменов приём учащихся проводился на конкурсной основе.

Постоянного здания медшкола не имела и поэтому временно учащиеся занимались в здании, расположенном по улице 1 мая, 29 (в настоящее время в этом здании располагается школа-интернат). Здание было одноэтажным, имелось две классных комнаты и учительская, занятия проводились в две смены. Частично учащиеся обучались в здании по улице Пролетарской, здесь же располагалось и общежитие. Обучение велось по двум специальностям: 1 группа – медицинская сестра для детских ясель, 2 группа – медицинская сестра общего профиля.

По учебному плану изучались следующие предметы: родной язык, математика, история СССР, латинский язык, анатомия и физиология человека, биология, физика, химия, микробиология, патологическая физиология с патологической анатомией, гигиена с организацией здравоохранения, общий уход за больными с организацией общего дела, акушерство и гинекология с уходом за больными, кожные и венерические болезни с уходом за больными, глазные болезни с уходом за больными, нервные и психические болезни с уходом за больными, инфекционные болезни, хирургические болезни, детские болезни, внутренние болезни [7].

После успешного 2-годичного обучения учащиеся допускались к выпускным испытания. Студенты, успешно прошедшие выпускные испытания получали свидетельство установленного образца и звание медицинской сестры.

На современном этапе развития училища директором является Калюжная Татьяна Тимофеевна, которая возглавляет училище более 10 лет. Своей главной задачей она считает подготовку высококвалифицированных специалистов. Сегодня в училище имеется всё необходимое: хорошо оснащенные кабинеты и лаборатории, компьютерный класс, видео-, кино- и аудиоаппаратура. Значительно улучшился дизайн, эстетическое и тематическое оформление кабинетов, столовой. Увеличен книжный фонд библиотеки. В целях социальной защиты студентов открыт медицинский пункт с физиотерапевтическим и стоматологическим оборудованием, комната психологической разгрузки, работает столовая, которая находится на бюджете училища, спортивный зал оснащён современными тренажёрами, оказывается посильная помощь остро нуждающимся студентам и сотрудникам.

Учебно-материальная база училища представлена в настоящее время двумя корпусами, в которых проводятся лекционные и семинарские занятия. Практические занятия проводятся на базах таких лечебно–профилактических учреждений как: Валуйская ЦРБ со всеми её подразделениями, детская районная больница, узловая железнодорожная больница, наркологический диспансер, поликлиника. Обучение на дневном отделении ведётся по двум специальностям: базового уровня – «сестринское дело» и повышенного уровня – «лечебное дело». С 1998 года введено очно – заочное обучение для получения второй медицинской специальности на базе имеющейся, а также отделения по повышению квалификации средних медицинских работников. Заключён договор о сотрудничестве с Воронежской Государственной Медицинской академией им. Н.Н. Бурденко, организовано дополнительное обучение по специальностям: «Медицинский массаж», «Оператор ПЭВМ», «Пользователь ПК». Преподавание ведут 37 штатных преподавателей, 33 из них имеют высшее медицинское и педагогическое образование и 4 – среднее медицинское. 13 преподавателей, что составляет 35,1 %, являются выпускниками училища [5].

В настоящее время образовательная деятельность Валуйского медицинского училища неразрывно связана с учреждениями практического здравоохранения. Успешная реализация основных задач зависит от высокого профессионализма преподавателей, которые постоянно совершенствуют своё педагогическое мастерство. Ежегодно осуществляется выпуск медсестёр и фельдшеров, которые работают во многих районах Белгородской области и за её пределами. Большой вклад в развитие подготовки средних медицинских работников вносят семейные династии: Беспалько, Головченко, Калюжные, Назаровы, Одинцовы, Семенюк, Сергеевы и др.

В 2017 году Валуйскому медицинскому колледжу исполнилось 80 лет. Эта дата дала возможность студентам и преподавателям осмыслить определённый исторический отрезок времени развития здравоохранения и системы медицинского образования России.


Библиографическая ссылка

Михарева В.М. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВАЛУЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ГОРОДЕ ВАЛУЙКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-7.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18715 (дата обращения: 26.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074