Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

САМООЦЕНКА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СОСТОЯНИЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ

Гаджиев С.Р. 1
1 ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет»
В целях разработки мер, которые направлены на улучшение состояния студентов, нами было проведено исследование состояния здоровья студентов своего вуза в 2017 году. Объектом исследования послужили студенты, в количестве 375 человек. Материалы исследования показали, что более половины (53,4%) опрошенных оценили состояние своего здоровья как «хорошее», лишь 4% - как «очень хорошее». 40,3% студентов оценивают свое состояние здоровья как «не очень хорошее» и связывают это с наиболее частыми простудными заболеваниями (16,3%), наличием хронических заболеваний с частыми обострениями (32,4%). Заставляет задуматься и следующая информация: почти каждый третий опрошенный (32,6%) чувствует, что за последние 3 года учебы состояние их здоровья ухудшилось. Об этом наиболее часто отмечали девушки, чем юноши.
Ключевые слова: студент; факторы, влияющие на здоровье
самооценка своего здоровья; образ жизни.
1. Агаларова Л.С. Мнение населения об организации и качестве медицинской помощи, оказываемой участковыми терапевтами и врачами общей практики. //Здравоохранение Российской Федерации. 2009. - № 1. – С. 26 – 28.
2. Баранов, A.A. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях/А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева//М. ГЭОТАР-Медиа, 2008.-c.286.
3. Захаров, C.B. Новейшие тенденции формирования семьи и России / C.B. Захаров// Мир России. - 2007. - № 4. -с. 73-112.
4. Кулаков В.Н. Филиппова С.Н. Горшков А.Г. Мониторинг антропологических показателей и функционального состояния организма абитуриентов // Пробл. социал. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. - № 1. - С. 22-25.
5. Clemmens D., Engler A., Chinn P.L. Learning and living health: college students’ experiences with an introductory health course // J. Nurs. Educ. -2004.-Vol. 43, №7.-P. 313-318.

Актуальность

Здоровье молодежи играет решающую роль для развития общества в целом и для здоровья будущих поколений. В большой степени это зависит от собственных действий молодежи и выбора ими своего поведения. В связи с этим вопросам формирования здоровья учащейся молодежи посвящено значительное число публикаций [1-5].

Одним из наиболее значимых показателей отношения каждого человека к здоровью является самооценка своего физического и психического состояния. Субъективная оценка здоровья может рассматриваться как один из показателей здоровья населения, как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Здоровье подрастающего поколения в любом обществе является важнейшей проблемой, так как оно определяет генофонд нации, будущее государства. Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья населения, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач политики Российской Федерации на период до 2025 года.

По мнению ряда авторов [1-5], самооценка как структурный компонент отношения к здоровью, как оценка и осознание личностью своих физических и духовных сил непосредственно взаимосвязана с целостной самооценкой человеком самого себя, своих возможностей и качеств, осознанием жизненной перспективы и места среди других людей, что собственно и обусловливает ее регулятивную функцию.

Целью исследования явилось изучение самооценки студентами медицинского университета своего состояния здоровья.

Материал и методы исследования

Настоящее исследование проводилось в Дагестанском государственном медицинском университете (ДГМУ) в 2017 гг. Объектом исследования явились студенты ДГМУ - всего 375 человек. Для проведения исследования была разработана «Анкета изучения отношения студента к своему здоровью».

При разработке анкеты были соблюдены организационные и этические требования, принятые в социологических и социально-гигиенических исследованиях. В соответствии с целью и задачами в исследовании использовались следующие методы: статистический и социологический. Статистическую обработку проводили при помощи программ Statistica 6,0, MS Excel 2003.

Результаты исследования

Результаты проведенного нами исследования показали, что на здоровье студентов влияет совокупность факторов: условия и образ жизни, отношение личности к себе, своему здоровью, окружающей социальной среде и др.

При проведении статистического исследования выявлено (рис. 1), что более половины респондентов (53,4%) оценили свое здоровье как «хорошее», лишь 4% - как «очень хорошее». Такая оценка обосновывалась либо практическим отсутствием заболеваний (16,2%), либо их относительной редкостью и легким протеканием (69,7%). Считают здоровье «не очень хорошим» 40,5%, что связано в основном с частыми простудными заболеваниями (16,3%) и наличием хронической патологии с редкими обострениями (32,4%). На «плохое» состояние здоровья указали 2,1% опрошенных, по их мнению, это обусловлено наличием хронических заболеваний (25%) или с редкими и частыми обострениями, и в 6,3% случаях - с частыми простудными заболеваниям.

gadjiev-9474-3.tif

Рис. 1. Оценка состояния своего здоровья студентами

На вопрос анкеты «Имеются ли у Вас хронические заболевания?» только 26,9% респондентов ответили «преимущественно не болел». Частые простудные заболевания отметили 16,2%, наличие хронической патологии – 38,2%, сочетание частых простудных и хронических заболеваний –18,8%. Эти данные свидетельствуют о достоверном росте в процессе обучения частоты заболеваний органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, нервно-психических и гинекологических.

Немаловажный интерес представляет оценка студентами медицинской активности: 37,1% участников опроса обращаются за медицинской помощью только при тяжелом заболевании, а 7,6% не обращаются вообще. В первые сутки заболевания обращается только каждый десятый опрошенный. Более половины (56,1%) предпочитают обращаться при ухудшении состояния и 18,7% - через несколько дней от начала заболевания. Полностью выполняют врачебные рекомендации только 28,7% опрошенных.

Студенты университета отмечаются у себя болезни органов дыхания (17,9%±2,3), аллергические заболевания (23,9%±2,7) и «другие» (15,4%±1,2). Исследование зависимости между субъективными оценками состояния здоровья и полом показало, что при одинаковом проценте оценивающих свое здоровье как «плохое» (2,1% юношей и 2% девушек), юноши в целом дают более оптимистичные оценки: «очень хорошим» и «хорошим» назвали его соответственно 8,6%±2,3 и 61,4%±4,1 (в сравнении с 3%±0,6 и 51,9%±1,8 у девушек, р <0,05). И наоборот, доля девушек, оценивающих свое здоровье, как «не очень хорошее», выше аналогичной доли среди юношей (43,1 ±1,6 и 27,9±3,7, р<0,001). Юноши также чаще на вопрос о наличии хронических заболеваний отвечают: «преимущественно не болел» (39%±4,1 против 24,2%±1,7, р<0,01). Следовательно, девушки более критично относятся к состоянию своего здоровья. Результаты опроса, свидетельствуют, что возраст не имеет существенного влияния на оценку здоровья.

Исследование взаимосвязи самооценки здоровья с материальным положением показало, что более низкие оценки здоровья дали респонденты, оценившие свое материальное положение на 1, 3 и 4 балла. Напротив, более высокие - на 8, 9 и 10 баллов. Установлена зависимость между самооценкой здоровья студентов и уровнем образования матери.

Заставляет задуматься и следующая информация: почти каждый третий опрошенный (32,6%) чувствует ухудшение своего здоровья за последние три года. Среди девушек таковых достоверно больше (34,6%±1,8 против 23,7%±3,1, р<0,05). Частота субъективного ощущения ухудшения здоровья повышается с возрастом: 26,5%±2,2 – среди 16-17- летних и 44,7%±3,4 – среди 20-летних и старше (р<0,001). Среди респондентов, отмечающих ухудшение здоровья 61,5% считают, что на здоровье повлияло нагрузка в университете (р<0,01), причем 21,3% (р>0,05) – в значительной степени, и 40,1% (р>0,05) - в незначительной степени.

Многие студенты в недостаточной степени заботятся о своем здоровье. При проведении опроса выяснилось, что 68,9% среди опрошенных студентов ссылаются на недостаток времени заботиться о своём здоровье, 21,8% - чувствуют себя здоровыми, а 9,3% признались, что не знают, как нужно заботиться о своем здоровье.

Несмотря на профиль учебного заведения, уровень информированности большинства будущих медицинских работников по вопросам, касающимся здоровья и профилактики основных заболеваний недостаточный.

К сожалению, неизменное снижение качества жизни, постоянная психо-эмоциональная нагрузка, неопределенность и неуверенность в своем будущем требуют от молодежи мобилизации сил, умение адаптироваться к новым условиям проживания и обучения. На долю студенческой молодежи на сегодня выпадает огромное количество сложностей, требующих от них умение формировать межличностные отношения вне семьи. Они подвержены высокой умственной и физической нагрузке. При поступлении в вуз студент оказывается в новых социальных и психофизиологических условиях, а часто и в новой климатогеографической среде. При этом неизбежно включаются сложные механизмы адаптации организма к комплексу новых факторов, и возникший при этом многоуровневый процесс определяет здоровье и успешность обучения.

Выводы:

  • несмотря на то, что более половины респондентов (57,4%) оценили свое здоровье как «хорошее» и «очень хорошее», только 26,9% отметили отсутствие хронических или частых простудных заболеваний;
  • студенты медицинского университета, отмечают частые простудные заболевания и реже хронические болезни органов дыхания и аллергические заболевания;
  • юноши в целом дают более оптимистичные оценки своему здоровью;
  • процент студентов, оценивших здоровье позитивно, достоверно выше;
  • установлена взаимосвязь самооценки здоровья с материальным положением семьи;
  • каждый третий респондент субъективно ощущает ухудшение своего здоровья, что чаще отмечается, чем среди юношей и соответственно среди студентов старших курсов.

Библиографическая ссылка

Гаджиев С.Р. САМООЦЕНКА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СОСТОЯНИЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18608 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674