Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Келина И.В. 1 Николаева Л.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
В статье дается анализ исследования особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Теоретически обоснованы понятие творчества, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, игровой деятельности. Приводится описание опытно-экспериментальной работы по методике Н. Я. Михайленко. Выделены критерии развития творчества на основе работ Торренса и Гилфорда. Для исследования были обыграны следующие игры: «Способность оригинально обыграть игрушку», «Придумай сюжет по условию», игра-драматизация « О чем рассказывает музыка». В ходе эксперимента выявлено, что сюжетно-ролевая игра развивает способность детей к замыслу, его реализации в игре, к созданию сюжета, его реализации в роли и комбинированию. А в играх-драматизациях дети недостаточно развивают способность к замыслу, к созданию сюжета. Таким образом, творческая способность в игровой деятельности у 80 % детей старшего дошкольного возраста лучше развита в сюжетно-ролевой игре и 20 % – в игре-драматизации.
творчество
творческие способности
старший дошкольный возраст
игровая деятельность
сюжетно-ролевая игра
игра-драматизация
1. Богат В.Ю., развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) / Ю.В. Богат, И.В. Нюкалов // Дошкольное воспитание. – 2008. – №1. – 17–19 с.
2. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности ребенок в детском саду / Н.Т. Доронова. – 2011. – №2. – 185 с.
3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Б.Л. Ермолаева-Томина. – Академический Проект, 2010. – 304 с.
4. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / С.Н. Лейтес. – Издательский центр «Академия», 2008. – 416 с.
5. Михайленко Н.Я., Взаимодействие взрослых с детьми в игре / Я.Н. Михайленко, Короткова Н.А. / Дошкольное воспитание. – 2011. – №4. – С. 18–23.
6. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Г.Э. Чурилова. – Владос, 2011. – 232 с.

Происходящие в обществе преобразования, зарождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В результате анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают качества и свойства творческой личности, были выделены общие аспекты творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость оценок и мнений, особую чувствительность.

Творчество – человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п. [4, с. 269].

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта и кругозора. Ведь накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Кроме того, мышление детей дошкольного возраста более свободно, чем мышление взрослых детей. Оно еще не испорчено стереотипами, оно является более независимым. А это качество необходимо всячески развивать [3, с. 17].

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Уникальным средством развития творческих способностей детей является игровая деятельность. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которую никакая другая деятельность дать не может [2, с. 53].

В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т. е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета-заместителя становится опорой для развития мышления.

Если сначала при помощи предметов-заместителей ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с предметами-заместителями уменьшаются, и ребенок научается действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в плане представлений [6, с. 135].

Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей в игровой деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ детский сад №18 «Прометейчик» г. Якутска Республики Саха (Якутия).

Мы использовали игровые умения, представленные в методике Н.Я. Михайленко [5].

Цель: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействие, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменения традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет.

Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

• оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

• быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

• гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

• вариативность, т.е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре:

III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче). Использует известный вариант.

II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.

I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

Для исследования были предложены детям следующие задания.

Задание № 1 «Способность оригинально обыграть игрушку». Цель – изучение уровня развития творчества в сюжетно-ролевой игре, создание оригинальных образов.

В группу вносилась игрушка «лиса Алиса» и предлагалось ребенку обыграть ее. «К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса». Ей очень скучно, и она хотела бы поиграть с тобой» (далее см. приложение №3).

Для оценки этого задания были выделены три уровня:

I уровень – высокий – соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.

II уровень– средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет предложенный взрослым или другими детьми.

III уровень – низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.

Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития творческой способности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом.

Результаты вносились в таблицу.

Задание № 2. «Придумай сюжет по условию»

Детям предлагалось придумать сюжет по условию: «Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?». Методика направлена, на изучения уровня развития творчества в создании сюжета. Для оценки задания были выделены три уровня:

I уровень – высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.

II уровень – средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов – два балла.

III уровень –низкий. Не умение придумывать сюжет. Оценивается одним баллом.

Для наиболее точной постановки уровня мы использовали критерии развития творческой способности, описанные выше, результаты также вносили в таблицу.

Эксперимент представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии игры на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Для эксперимента были определены две группы по десять детей, одна из которых – экспериментальная, а другая – контрольная.

Было необходимым провести обследование игры с целью выявления уровня ее развития и проявления творческих способностей.

Наблюдения за организацией игровой деятельности детей в старшей группе показали, что ролевые действия детей не всегда согласованны, часто нарушается логика творческого воссоздания жизненного мотивированных связей. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они выражают свое несогласие, недовольство партнерами, отвлекаются от цели игры и неполно воплощают замысел.

В результате проведенной работы нами было отмечено, что 20 % детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню творческих способностей было отнесено 60 % из всех детей, задействованных в эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20 % дошкольников. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

Уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Уровни развития творческих способностей

Констатирующий этап исследования

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абсолютное число

%

Абсолютное число

%

Низкий

Средний

Высокий

2

6

2

20

60

20

3

5

2

30

50

20

 

Задание № 3 Игра-драматизация « О чем рассказывает музыка».

Цель: выявить уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности.

Методы исследования на данном этапе:

1. Беседа с детьми;

2. Наблюдение и анализ игровой деятельности;

3. Экспериментальные занятия;

4. Описание и анализ результатов констатирующего этапа.

Задание:

Прослушать музыку Петра Ильича Чайковского «Песня Жаворонка».

Мысленно нарисовать картину.

Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.

Уметь подобрать в памяти стихотворную строчку, иллюстрационную картину

Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).

Пластикой показать (без слов) о чём эта музыка.

Детям было дано прослушать музыку Петра Ильича Чайковского «Песня Жаворонка».

Музыку прослушали до конца все дети.

В ходе эксперимента нами было выявлено, что сюжетно-ролевая игра развивает способность детей к замыслу, его реализации в игре, к созданию сюжета, его реализации в роли и комбинированию. А в играх-драматизациях дети недостаточно развивают способность к замыслу, к созданию сюжета. Так как, в играх-драматизациях взрослый сам ставит сюжет и замысел всей игры.

В результате проведенной работы нами было отмечено, что 20 % детей действуют самостоятельно в проигрываемых нами играх, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируя свои знания из окружающего мира со своими фантазиями. Эти дети проявляют инициативу во всем: могут самостоятельно выбрать тему продуктивной игровой деятельности, продумать содержание работы, способны домысливать предложенный вариант сюжета, с легкостью реализуют свои замыслы, придумывая что-то необычное, оригинальное. Они могут увлечь своими идеями остальных детей группы, поэтому мы их отнесли к первому (высшему) уровню развития творческих способностей. Ко второму (среднему) уровню творческих способностей было отнесено 60 % из всех детей, задействованных в эксперименте. Эти дети эпизодически могут выбирать тему, продуктивной, игровой деятельности, но чаще принимают тему детей – лидеров, взрослого; в своей самостоятельной деятельности они могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности.

И к третьему (низкому) уровню мы отнесли 20 % дошкольников. Эти дети мало общительны, почти все время играют по одному. Они затрудняются в придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, не могут дополнить предложенный вариант, редко изъявляют желание самостоятельно заниматься продуктивной игровой деятельностью. У них отсутствует способность фантазировать, придумывать что-то необычное, оригинальное. Без интереса принимают предложенную тему и часто не доводят ее до конца.

В третьей методике многие дети не смогли подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину, что показывает низкий уровень творческой способности детей в играх-драматизациях. Нами был сделан вывод о преобладании у старших дошкольников более высокого уровня развития творческой способности в сюжетно-ролевых играх, чем в театрализованной деятельности. Что связано с отсутствием специальной работы по организации «творческой» среды в театрализованной деятельности.

После прослушивания мы попросила мысленно нарисовать картину по произведению, с этим заданием справились десять детей.

О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли подробно показать десять детей.

О картине, нарисованной мысленно, смогли подробно рассказать шесть детей.

Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только две девочки.

Прочитали довольно выразительно десять детей.

С пластикой справились десять детей.

Таким образом, творческая способность в игровой деятельности у 80 % детей старшего дошкольного возраста лучше развита в сюжетно-ролевой игре. В играх-драматизациях только у 20 % детей старшего дошкольного возраста развита творческая способность в игровой деятельности. Что позволяет нам сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра развивает у детей способность к замыслу, его реализации в игре; к созданию сюжета, его реализации в роли и комбинирование.

Анализ психолого-педагогической литературы и результаты исследования позволили придти к следующим выводам.

Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей, стимулирующей его разнообразную творческую деятельность.

Третье важное условие развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются успешнее, когда человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей у детей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел.

Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, заключается в том, что нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься [3, с. 211].

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных психологических задач, направленных на достижение конечной цели.


Библиографическая ссылка

Келина И.В., Николаева Л.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18560 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674