Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X
ИФ РИНЦ = 0,281

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Абзгильдин Д.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
Статья посвящена проблемам перехода на письменный контроль знаний студентов в форме тестов, неограниченного доступа сети Internet и дополнительных образовательных платформ для расширения кругозора студентов образовательных учреждений. Рассматривая современную образовательную систему необходимо отметить что акцент должен делаться на профессионализм и адаптивность к внешнему рынку. Основным показателем образовательной деятельности становиться компетентность работника в сфере своей деятельности. Образование дает некую основу для последующей работы самого уже «бывшего» студента, развивая логическое мышление на основе полученных знаний. Переход от стандарта «специалитета» к стандарту «бакалавриата» и «магистратуры» позволило разделить базовую подготовку от подготовки повышенного уровня, уровня исследований и менеджмента. Формирование знаний на уровне «бакалавриата» позволяет студентам ознакомиться с основами выбранного направления, получить определенные базовые знания, с которыми они столкнуться в профессиональной деятельности.
образование
методика преподавания
интерактивные курсы
1. Ивлева М. И. Место логики в системе экономического образования // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, 2016. – С. 114–116.
2. Толочко И.Г. Финансирование в сфере высшего образования: основные проблемы // Молодой ученый. – 2014. – № 19. – С. 371–374.
3. Орлов А.В. Программа курса «современная политическая экономия». СПбГПУ // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 4(44). – С. 47 
4. Иванова А.Д. Педагогические аспекты разработки курса «Методические основы преподавания экономических дисциплин» // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12 (часть 3). – С. 599–603. URL: https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36534 (дата обращения: 13.12.2017)
5. Кунгурцева Г.Ф., Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Компетентностный подход к формированию профессиональной культуры будущих экономистов // Управление экономикой: методы, модели, технологии: Материалы XV международной конференции, в 2 т. Т. 2, / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2015. – 212–215 с.
6. Кунгурцева Г.Ф., Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Социально-управленческая и психолого-педагогическая подготовка студентов вуза к профессиональной деятельности // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2016. – № 4. – С. 94–105.
7. Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Социальные аспекты преподавания предметов психолого-педагогической направленности в техническом вузе // Жизненный потенциал региона: социально-демографические проблемы современного общества (Аитовские чтения) // Сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Уфа, 10–11 декабря 2015г.). – Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – C. 255–257.

Современная гуманистическая парадигма образования нацеливает вузы России на развитие культурологического, информационного, личностного и ценностного потенциала личности. Обучение в вузе обязано сформировать у студентов компетентностную модель и положительно влиять на качество усвоения знаний [4]. В нынешних условиях проблемы образовательного процесса в высших учебных заведениях проявляются как никогда отчетливо. В условиях экономии они показали наиболее серьезные ошибки и недоработки в формирования профессиональной личности. Для исправления ситуации необходимо плодотворная совместная работа государства и общества.

«В основу содержания высшего образования закладывается разработка модели специалиста, соответствующего требованиям постоянно изменяющегося общества и экономики. Моделирование должно быть не формализованным, а тесно связанным с действительностью и реальными проблемами общества. Важнейшая миссия высшего образования – это обучение. Оно представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, передача и усвоение специально отобранных научных знаний и способов деятельности, которое выработало человечество; с другой стороны, научить критически осмысливать полученные знания и информацию» [6, с. 95].

В настоящее время студенты получают образование, основанное на старом подходе, но уже слабо похожее на него. В нашей жизни появляются все больше и больше различных гаджетов, позволяющих постоянно быть не только на связи, но и получить доступ во всемирную библиотеку, базу данных сети Internet. Образовательная среда в сфере гуманитарных наук менее подвержена видоизменениям из-за динамики общественной жизни, а экономическое же образование прямым образом реагирует на изменение общественного созревания [2]. Во многом эффективность образования определяется методикой преподавания. Понятие «методика» переводится с древнегреческого как «теория, путь исследования, учение». Следовательно, это способ обучения определенной дисциплине. С одной стороны, в помощь преподавателю разработаны определенные методики, учебно-методическая литература, тесты для контроля знаний студентов. С другой стороны, для студентов данные из сети Internet также помогают в учебе, но иногда и мешают, так как они становятся менее уверенны в себе при отсутствии существующих гаджетов.

Рассматривая современную образовательную систему необходимо отметить что акцент должен делаться на профессионализм и адаптивность к внешнему рынку. Основным показателем образовательной деятельности становиться компетентность работника в сфере своей деятельности. Образование дает некую основу для последующей работы самого уже «бывшего» студента, развивая логическое мышление на основе полученных знаний. Для успешной работы недостаточно получить высшее образование, необходимо стремление к новым знаниям, саморазвитию в области своей послевузовской деятельности.

Для современной экономики необходим универсальный профессиональный работник, совмещающий в себе базу знаний по экономике, менеджменту, маркетингу, юриспруденции, информационным технологиям. Высококвалифицированный специалист должен уметь анализировать рынок, владеть знаниями в области трудовых и гражданских правоотношений, обладать навыками предпринимательской деятельности.

Происходящие изменения из года в год, а бывает и чаще, сокращают объем знаний по конкретным дисциплинам, добавляя новые дисциплины, получаемых студентами. Переход от стандарта «специалитета» к стандарту «бакалавриата» и «магистратуры» позволило разделить базовую подготовку от подготовки повышенного уровня, уровня исследований и менеджмента. Формирование знаний на уровне «бакалавриата» позволяет студентам ознакомиться с основами выбранного направления, получить определенные базовые знания, с которыми они столкнуться в профессиональной деятельности. На уровне магистратуры студенты получают образование, позволяющее анализировать тенденции и текущие изменения в окружающей его среде. С начиная с недавнего времени появилась тенденция к снижению количества студентов экономических специальностей в связи с отсутствием бюджетных мест. Уровень школьного образования все более ориентирован на технические специальности, внося свой вклад в количество студентов экономической специальности.

Экономические дисциплины позволяют понять экономические процессы, происходящие в обществе. Так же они являются неотъемлемым звеном в изучении смежных дисциплин, например, технических, в связи с тем, что ни одна из видов человеческой деятельностей не может не быть рассмотрена с экономической точки зрения. Экономические дисциплины должны иметь четкую логику с точки зрения их содержания и последовательности изучения в учебном плане.

Анализ нормативных документов и процесса преподавательской деятельности позволяет выделить определенные проблемы характерные для всей педагогической работы. Одной из проблем образовательной деятельности можно выделить применение в обучении сети Internet. Вторая проблема – это применение унифицированных методов проверки знаний студентов в виде тестов.

В процессе применения унифицированных методов (тестов) и переход на письменный контроль за усвоением студентами изученного материала фактически занижает роль преподавателя в непосредственном процессе обучения. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель – студент [3].

В учебном процессе необходимо внедрять творческую составляющую. Необходимо уходить от стандартных задач к более прогрессивному типу, постепенно увеличивая влияние определенных факторов в типичной задаче, а также необходимо максимально приближаться к реальным условиям всех операций, так как студент должен научиться разбираться не только в смоделированных, но и реальных экономических ситуациях. Нельзя не отметить, что в современном образовании немаловажную роль играет самостоятельная работа студентов. Использование учебной литературы может иметь больший эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Internet как источник дополнительных интерактивных курсов. Предложение интерактивных, профессиональных курсов по выбору не должно становиться самоцелью. Во-первых, выбор студента должен находиться в пределах основного направления подготовки. Во-вторых, дисциплины по выбору необходимо подбирать на одном уровне сложности и масштаба освоения, а также выступающие как альтернативные стороны одного общего предмета изучения.

Исходя из вышеперечисленного, в настоящее время процесс преподавания экономических дисциплин должен быть направлен на решение экономических проблем посредством установления коммуникаций студент-преподаватель; умение их выстраивать в рамках имитации экономического процесса преподавателем – это будет иметь эффективное воздействие на формирование высокого профессионального уровня подготовки студентов. Это «способствует всесторонней образованности, развитию интеллектуальных способностей, творческого мышления, опережающего воображения, деловых и нравственных качеств, что является необходимой предпосылкой формирования профессиональной культуры будущих экономистов» [5, с. 215].

Экономическое образование в высшей школе ориентировано на развитие специалиста, способного и развивать научно-экономические сферы деятельности, и направлять социальный прогресс. В условиях университетского образования реально получить качественно новый уровень профессиональной подготовки, создать оптимальные организационные, учебные и научно-методические условия для формирования поликультурной, гуманно-нравственной, творчески развитой, интеллектуальной, конкурентоспособной, целостной личности с высокой гражданской позицией [7].


Библиографическая ссылка

Абзгильдин Д.А. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18477 (дата обращения: 21.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252