Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X
ИФ РИНЦ = 0,281

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Петрова И.М. 1 Никитская Е.А. 1
1 Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
Проведен анализ применения правового просвещения родителей при помощи правовых знаний, убеждений, правовых потребностей, ценностей и, конечно же, правовых привычек. Несмотря на возникающие трудности, взаимодействие с родителями – это интересный и, безусловно, необходимый вид деятельности социального педагога, направленный на профилактику и коррекцию отклоняющегося от социальных норм поведения детей. Формирование правовой культуры и правосознания, правовое просвещение родителей, все это является важным условием в осознании и осуществлении своего долга перед ребенком, именно это преодолевает примитивные взгляды, негативного поведения людей, предотвращает случаи произвола и насилия над личностью ребенка. Правовые представления родителей, которые являются научно обоснованными, способны укрепить законность и правопорядок, без которых нельзя построить правовое государство.
правовое просвещение
воспитание
семья
девиантное поведение
1. Евсеева И.Г. Правовое воспитание как условие позитивной социализации подростков с девиантным поведением. В сборнике: Правовое воспитание молодежи: семья и социум // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 223–226.
2. Никитская Е.А. Укрепление института семьи как необходимое условие в профилактике девиантного поведения у подростков с вспециальных общеобразовательных школах // Девиация и обеспечение интеллектуальной безопасности образовательного пространства. Проблемы. Пути. Решения. – М., 2010. – С. 241–247.
3. Никитская Е.А., Маркова С.В. Родительский клуб как форма работы с семьями проблемных подростков // Народное образование. – 2011. – № 1. – С. 251–254.

Одним из важнейших социальных институтов, который влияет на приобщение к просоциальным ценностям, с одной стороны, так и на развитие отклонений в поведении подрастающего поколения, является семья. Поэтому специалисты психолого-педагогической сферы вовлечены в работу по профилактике социальных отклонений как с несовершеннолетним, так и с его родителями. У каждой семьи существует определенная система воспитания, которая не всегда осознана ею. Согласно примерам из литературы, в которой неоднократно указывалось, что основной базис по своей воспитательной значимости процесс социализации, развивается именно в семьях. Социальные установки, система ценностей семьи, нравственные идеалы, семейные традиций являются важными факторами в формировании личности. Соответственно, все выше перечисленные факторы влияют и на юридически значимое поведение несовершеннолетних.

Семья – является важным источником формирования представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, развития навыков поведения, усваивания критериев оценки поведения, грани справедливости и несправедливости – все это этапы процесса семейного воспитания, т.к. семья – это тот фактор воздействия, эффект которого человек ощущает всю жизнь [2]. Образцом поведения, правомерного или неправомерного, для подростков, являющимися главными участниками процесса осознания, являются их родители, которые не всегда осознают и подозревают это.

Правовое просвещение родителей в последнее время приобретает особую актуальность, так как социально-психологическое благополучие семьи является первостепенным в государственной и семейной политике. На сегодняшний день признается особая роль правового просвещения в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

Знание права и понимания его значения для жизни подрастающего поколения и их родителей ведет к достижению высокого уровня правовой культуры.

Правовое просвещение несовершеннолетних главным образом осуществляется родителями и взрослыми, которые участвуют в их воспитании, в частности педагогами образовательного учреждения. Несовершеннолетний не обладает всей полнотой прав гражданина Российской Федерации и поэтому находится под защитой закона. Его особый статус прописан во «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.) и в «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.). В современной России больше половины семей озабочены решением проблем экономического, а порой даже, физического выживания, из-за этого многие родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. На сегодня родительская общественность осознает, что все больше происходит обострение и разрушение духовно-нравственных норм, семейных традиций, снижается уровень культуры родителей и всего населения, а поэтому уменьшается роль воспитательного воздействия семьи на социализацию подростка.

Недостаточное, а порой и вовсе отсутствующее, правовое просвещение родителей в вопросах предупреждения девиантного поведения, создает необходимость включения в данный вид работы специалистов, в частности социальных педагогов. В советский период были попытки создания системы повышения культуры родителей. Эта система включала в себя: ликвидацию неграмотности взрослых; родительские школы для молодых матерей и отцов; пропаганду элементарных психолого-педагогических знаний; родительский лектории; индивидуальные беседы с родителями по профилактике асоциального поведения детей и другие. Регулярно издавалась соответствующая литература, распространялась периодическая печать, поощрялась деятельность общественности по оказанию помощи родителям в семейном воспитании, что способствовало правильному и эффективному воспитанию детей.

К сожалению, в наше время на порядок сократилась правовая просветительская работа. Эта работа, по сути, проводится ситуативно, после резонансных происшествий, освященных в средствах массовой информации или после чрезвычайной ситуации в образовательном учреждении. Активно начинается, лишь тогда когда в семье уже сформировалась определенная правовая неграмотность, которая уже принесла негативные плоды. Педагоги и родители начинают осознавать свою некомпетентность в вопросах права, когда детям исполняется 13–14 лет и наступает уголовная ответственность.

Формы работы социальных педагогов с родителями, применение которых изучается с помощью теоретических научных трудов, рассматривающих вопросы по организации обучения взрослых, обычно используются в виде лекционных систем, но, опираясь на доказательства, лучше всего запоминаются знания, самостоятельно полученные в активной деятельности.

А между тем, если заглянуть в недавнее прошлое, где были выработаны и успешно использовались методы массовой правовой просвещенности, и сделать переоценку многих традиционных форм просвещения, то можно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, подстегнуть его развитие на новом правовом фундаменте.

Сложившиеся на данный момент ситуации требуют усиления внимания к поиску более эффективных организационных форм работ, обеспечивающих развернутые формы просвещения родителей и социальных педагогов.

Какова же роль социального педагога в профессиональной социально-педагогической деятельности? В своей работе социальный педагог должен руководствоваться «Законом об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», федеральным законом « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а так же нормативными актами.

Правовое просвещение – это целенаправленная деятельность, направленная на формирование правосознания и правовой культуры, важный канал, дающий возможность привить гражданам правовые знания. Его никак нельзя свести только к правовой информированности родителей. Это более глубокий процесс, который связан непосредственно с осознанием прав и свобод человека, а так же положений Конституции и основных действующих законов.

Правовое просвещение – это система элементов, которая образует правовой воспитательный процесс. Основными элементами этого процесса являются:

1. Субъекты просвещения, те, кто осуществляет процесс правового воспитания (должностные лица, общественные организации, органы государственной власти и др.);

2. Объекты просвещения (несовершеннолетние, родители и др.);

3. Содержание – конкретная деятельность по формированию у объектов правильного уровня правовой культуры;

4. Формы правового просвещения;

5. Методы правового просвещения;

Цель правового просвещения заключается в том, чтобы повысить правовое сознание родителей и детей до более высокого уровня. Этого можно добиться при помощи соответствующих форм, методов и средств.

К наиболее эффективным формам правового просвещения, применяемым в настоящее время социальными педагогами можно отнести:

• Наглядная агитация (буклеты, плакаты, стенгазеты);

• Родительские конференции;

• Консультации;

• Родительский клуб;

• Тематические вечера вопросов и ответов;

• Посещение родителей на дому:

• Киноклуб и другие.

Правовое просвящение неразрывно связано с политическим и нравственным воспитанием. Если нет у родителей уважения к государству, к закону, к другим людям, то нельзя сформировать это уважение у ребенка.

Все это образует необходимую идеологическую и психологическую установку – быть готовым к активному применению правовых знаний в жизни.

Следовательно, правовое просвещение – это планируемый организованный, систематический процесс воздействия на сознание людей, различными средствами, формами, методами, с целью формирования глубоких и устойчивых знаний и привычек правомерного поведения [1].

Таким образом, задача правового просвещения будет решена только в том случае, если в сознании людей возникнет комплекс правовых знаний, убеждений, правовых потребностей, ценностей и, конечно же, правовых привычек. Не обращая внимания на трудности, которые возникают при взаимодействии с родителями, являющимся важным и интересным видом деятельности социального педагога, который обращен на профилактику и коррекцию отклоняющегося от социальных норм поведения подростков.


Библиографическая ссылка

Петрова И.М., Никитская Е.А. ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18474 (дата обращения: 21.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252