Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X
ИФ РИНЦ = 0,281

ИНТЕРНЕТ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Крылова Н.В. 1 Никитская Е.А. 1
1 Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
Проблема киберзависимости выходит сегодня на первый план в связи с возрастанием популярности сети Интернет. Немалая часть молодежи сейчас так сильно увлекается виртуальностью, что проводит за компьютером большую часть своего времени. Следствием этого становится эмоциональное возбуждение и зачатки аддиктивного поведения. Поэтому очень важно осуществлять систематическую работу по профилактике киберзависимости с целью прекращения ее прогрессирования. В статье рассмотрены современные возможности Интернет пространства, а также последствия чрезмерного использования сети Интернет. Дано определение такому понятию, как аддикция и выделены особенности поведения аддиктов в юношеском возрасте в отличие от поведения молодежи со здоровой психикой. Также указаны аспекты проведения профилактической работы по ослаблению киберзависимости молодежи.
аддикция
аддикт
аддиктивное поведение
юношеский возраст
кибераддиктивное поведение
профилактическая работа
1. Евсеева И.Г. Правовое воспитание как условие позитивной социализации подростков с девиантным поведением // Правовое воспитание молодежи: семья и социум: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 223–226.
2. Кашник О.И. Аддиктивное поведение учащейся молодежи: эмпирические данные, 2016. – С.85.
3. Ларионова С.О., Дегтярев А.С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики // Педагогическое образование в России. – 2013. – №2. – С. 234.
4. Плохих В.В., Акимов С.К. Особенности реализации когнитивных процессов у интернет-аддиктов // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35; №3. – С. 58.
5. Рогова Е.Е., Суворова Е.В. Интернет-зависимость-проблема современной молодежи // Science Time scholar. – 2015. – № 12 (24). – С. 642.
6. Фролов В.А. Психолого-педагогические аспекты профилактики аддиктивного поведения детей и подродстков (учет особенностей саморегуляции аддикта при разработке программ психолого-педагогической профилактики зависимого поведения) // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2008. – № 11. – С. 96.

Устойчивая и содержательная информационная связь с окружающей средой это одно из условий нормальной жизнедеятельности человека. В наше время изменения в сфере информационных технологий, а в частности, развитие Интернета содействуют людям в получении различного рода информации, поток которой ежедневно возрастает. При этом создаваемое Интернетом своеобразное информационное пространство может быть как предпосылкой построения человеком обширной, разносторонней структуры опыта, так и фактором формирования своего рода «второй», или виртуальной реальности, являющейся альтернативой объективной действительности, способом ухода от решения актуальных проблем.

Отметим, что на современном этапе развития общества все больше и больше людей приобщаются к Интернету, а наиболее многочисленной категорией является молодежь, так как они рассматривают Интернет как самый доступный и удобный инструмент, который поможет им в обучении и получении новых знаний. Современные социологические исследования показывают, что треть населения России испытывает проблемы с зависимостью от сети Интернет. Из 1600 человек опрошенных, 22 % пользователей признают, что проводят слишком много времени в Интернете, при этом использование Интернета сводится только к развлекательным целям. 16 % опрошенных указали, что обходиться без виртуального общения не могут. 11 % заявили, что тратят большое количество времени на проверку почты в социальных сетях и обновление новостной ленты. Среди самых «зависимых» пользователей, социологи выделяют группу людей в возрасте от 18 до 24 лет, что приходится на период юношества [5].

Находясь в Интернет-пространстве, обучающиеся активно реализуют потенциал всех познавательных процессов. Например, поиск важной информации, выражение собственного мнения на тематических форумах, общение с интересными людьми, ознакомление с новостями мира и прочее. Перечисленные выше процессы, несомненно способствуют успешной учебной деятельности, развитию уровня интеллекта. Но в таком информационном процессе у человека в какой-то момент может собственное «Я» перейти в «Я-виртуальное» и тогда Интернет будет не только средством достижения цели, но и самой самоцелью.

Интернет имеет огромные возможности, а следствием этого может служить то, что молодежь зачастую перестаёт контролировать время, которое они провели в сети, отвлекается от решения жизненных задач, заменяет образовательные аспекты Интернета развлечениями и играми, общением в социальных сетях, бессмысленным «просиживанием штанов» за монитором или экраном телефона. Результатом этого служит следующее: Интернет становится негативным фактором влияния на успешность разного рода деятельности юношей, а также вызывает немало психических отклонений, обуславливая тем самым возникновение кибераддиктивного поведения.

Одной из особенностей современного состояния общества, по оценке многих психологов, педагогов, медиков является резкое распространение социально-психологических расстройств среди учащейся молодежи, в частности, аддиктивных расстройств. Расширяется типология и формы проявления данных расстройств. Социальная и медицинская статистика деструктивных форм аддиктивного поведения также свидетельствует о данной негативной тенденции в обществе [2].

Обозначим понятие «аддикции». Аддикция – это уклонение от жизни, уход от ответственности. Люди со здоровой психикой без труда могут приспособиться к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. В отличии от аддиктов они стараются избежать различных кризисных ситуаций. Для аддиктивных личностей, наоборот, присущ феномен «жажды новых ощущений», стремление к риску, опасным ситуациям. Они живут в своем воображаемом мире, зачастую находятся в конфликтных отношениях с людьми, которые не понимают их собственный мир. Во время аддиктивных реализаций аддикт переживает сильные и приятные ощущения, которые нельзя сравнить с переживаниями обыденной жизни [6].

Важно понимать, что особенности аддиктивного поведения включают в себя уход от реальности, расслабление при общении с другими людьми, самоутверждение возникают только при нахождении в сети Интернет. Затем человек возвращается в реальный мир со всеми его конфликтами, переживаниями. Зачастую он не может справиться с теми обстоятельствами, жизненными трудностями, которые нужно пройти, решить и выбирает неодобряемую обществом деятельность, старается вернуться в виртуальность, где у него много возможностей и дозволений. В следствие этого формируется привязанность, а следом и зависимость от Интернета [6].

Термин «профилактика» включает в себя различные виды деятельности, цель которых состоит в предотвращении появления и дальнейшего развития конкретного явления в обществе [1].

Отмечая профилактику киберзависимости, важно отметить, что она объединяет теоретическую и практическую готовность всех субъектов процесса взаимодействовать для формирования у молодежи составляющих социальной компетенции.

Проблема киберзависимости выходит сегодня на первый план в связи с возрастанием популярности сети Интернет. Немалая часть молодежи сейчас так сильно увлекается виртуальностью, что проводит за компьютером большую часть своего времени. Следствием этого становится эмоциональное возбуждение и зачатки аддиктивного поведения. Поэтому очень важно осуществлять систематическую работу по профилактике киберзависимости с целью прекращения ее прогрессирования.

Результативность профилактической работы в образовательных организациях зависит от правильной ее координации. Проведение отдельных мероприятий не дадут желаемого результата, если они будут проводиться отдельно от других. Профилактическая работа с педагогами, обучающимися является целостной системой, которая направлена на всех участников образовательного процесса [3].

Эффективность и результативность профилактической программы в большей степени обеспечивается при условии ее многосторонности и долгосрочности.


Библиографическая ссылка

Крылова Н.В., Никитская Е.А. ИНТЕРНЕТ КАК НЕГАТИВНЫЙ ФАКТОР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18472 (дата обращения: 21.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252