Электронный научный журнал
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X
ИФ РИНЦ = 0,281

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Дорохова А.Э. 1
1 ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
В данной статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы преподавания математики в современной школе, так как на сегодняшний день выделяется ряд таких проблем как активизация обучения школьников, воспитание их творческой активности, отсутствие у учащихся самостоятельности при добывании необходимой информации; выделяются противоречия процесса обучения. Выделяются и описываются характерные особенности использования огромного гуманитарного потенциала в школьном курсе математики, помогающие учителю решать не только образовательные задачи, но и развивающие, и воспитательные. Особое внимание обращается на активные методы обучения математике учащихся, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующихся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие активизировать и развить познавательную и творческую деятельность обучаемых; а также на развивающие технологии и, в частности, на проблемный подход в обучении.
преподавание математики
проблемное обучение
развивающее обучение
активизация обучения
1. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. – М.: Вербум, 2003. – 432 с.
2. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. – М.: Просвещение, 2003. – 222 с.
3. Сафронова Т.М., Скиба М.В. К вопросу о методике организации и проведения современного урока математики в нетрадиционной форме // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 11: Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. С. 314–316.
4. Сафронова Т.М., Стоцкая Н.И. К вопросу о развитии интереса в процессе обучения математике // Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Вып. 11: Серия «Педагогика» (История и теория математического образования). – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – С.318.
5. Юрченко Е.В. Живая методика математики. – М.: НЦНМО, 2013. – 144 с.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем преподавания математики в современной школе является проблема активизации обучения школьников, воспитания их творческой активности. Анализ педагогической и методической литературы показывает, что решение названной проблемы совсем не простое, так как предполагает преодоление многочисленных противоречий, которые присущи как процессу обучения в целом, так и процессу обучения математике, в частности. В ходе анализа литературы, мы выявили следующие противоречия:

1. Противоречия между объемом и содержанием учебного материала;

2. Противоречия между развитием математики и методикой преподавания математики;

3. Противоречия между коллективной учебной работой школьников и индивидуальными особенностями усвоения ими знаний [1, с. 432].

Необходимо также отметить, что многие исследователи (педагоги, психологи, методисты) в современном школьном математическом образовании выделяют еще ряд проблем. Среди них: отсутствие у учащихся самостоятельности при добывании необходимой информации, при изучении учебной и научной литературы; нежелание проявлять инициативу в учении, в собственном развитии. Возможно, частично эти проблемы могут быть решены при условии доступного и подробного изложения учебного материала в учебнике. Однако нам видится, что ключ к решению этих проблем содержится совсем в другом. На сегодняшний день перед учителем математики стоит главная задача – «наполнить» головы учеников такой информацией, которая им понадобится в дальнейшей жизни. И без развития умений и навыков самостоятельной учебной деятельности у школьников здесь не обойтись [2, с. 222].

Необходимо отметить, что в школьном курсе математики содержится огромный гуманитарный потенциал, использование которого поможет учителю решать не только образовательные задачи, но и развивающие, и воспитательные.

Гуманитарный потенциал школьного курса математики:

• Владение математическим языком позволяет учащемуся лучше ориентироваться в природе и обществе;

• Изучение математики способствует развитию у учащихся мышления, памяти, внимания, речи, воображения и др. интеллектуальных качеств;

• Уроки математики играют важную роль в воспитании учащихся;

• Реализация в процессе учения идей развивающего обучения способствует активизации деятельности школьников [5, с. 144].

Останавливаясь на развивающем обучении, особенно выделим проблемный подход. Отметим, что существует три подхода к обучению математике, ассоциирующихся с проблемным подходом в обучении:

1. Обучение с помощью задач;

2. Обучение с помощью создания пробных ситуаций;

3. Проблемное обучение.

Суть подхода «Обучение с помощью задач» заключается в следующем: учитель предлагает ученикам задачу, которую они пока не в состоянии решить самостоятельно. Педагог проводит объяснение, вводит новые элементы теории, затем возвращается к исходной задаче и доводит ее до конца. В принципе это вполне пригодный метод обучения, но у него есть один крупный недостаток – он не учит школьников самостоятельной деятельности, не является личностно-ориентированным. В этом случае задача, которую учитель решает на уроке, нужна ему самому, но не ученику. Педагог просто навязывает ее школьникам. Заметим также, что в этом случае процесс объяснения нового материала становится для учителя более комфортным, менее затратным (в плане сил, времени, творчества).

Примерно так же обстоит дело и с подходом «Обучение с помощью создания проблемных ситуаций». В проблемную ситуацию учащегося «загоняет» учитель, и сам его из нее и выводит, причем, как правило, на том же уроке. При использовании описанных выше двух подходов к обучению школьники, как правило, не активны, а пассивны; не проявляют никакой самостоятельности [4, с. 318].

В современной школе в рамках реализации ФГОС нового поколения преобладает проблемный подход в обучении. Его основные сущностные положения заключаются в следующем:

• с проблемой учащийся должен столкнуться самостоятельно (либо при решении задачи, либо проводя рассуждения);

• школьник должен убедиться лично в том, что есть учебный материал, который он еще не знает, который в настоящий момент ему не по силам;

• ученик с помощью учителя изучает учебный материал или осуществляет поиск пути решения задачи;

• школьник без помощи учителя применяет «открытые» знания при решении практических задач.

Выполняя эти условия, учащийся получает определенные положительные эмоции и продвигается в своем развитии, а также учится самостоятельности в процессе учения [3, с. 314–316].


Библиографическая ссылка

Дорохова А.Э. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18460 (дата обращения: 21.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252