Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОЕКТ «УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭТАПЕ СПЛОЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Змановская А.С. 1 Ротова Н.А. 1
1 Сургутский государственный педагогический университет
Раскрыты особенности организации воспитательной работы по сплочению первоклассников в коллектив. Представлен план воспитательных мероприятий педагога начального общего образования и его обоснование, подобраны диагностические средства. Особое внимание уделено участию родителей в мероприятиях проекта. В школе первоклассник оказывается в новой, социально значимой для него ситуации развития и участие родителей, моральная поддержка семьи, готовность сопереживать успехам и неудачам, несомненно, оказывает решающее значение на формирование самооценки ребенка младшего школьного возраста. Ведь именно через личный пример родители воспитывают ребенка нравственно, а через участие в школьных мероприятиях происходит соотнесение каждым членом семьи нравственных правил и семейных устоев с нормами поведения, транслируемыми в социуме. Предлагаемые в проекте мероприятия являются для классного руководителя одновременно и средством диагностики нравственных отношений в семье, и средством осуществления психолого-педагогического просвещения родителей по выстраиванию адекватных детско-родительских отношений. Имея положительный опыт общения в семье, дети младшего школьного возраста быстрее научатся дружить в классном коллективе.
первоклассники
доброжелательные отношения
коллектив
педагог начального общего образования
воспитание
1. Арасланова А.А. Учебные проекты как средство формирования универсальных учебных действий / А.А. Арасланова, Г.А. Березина // Обучение и воспитание. – 2016. – № 26. – С. 54–58.
2. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса: метод. рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – Сост.: С.Д. Вагурина, Н.М. Савина, С.В. Строкач. – БРИПКиППС.– Белгород, 2005.
3. Ротова, Н .А. Развитие коммуникативной компетенции будущего педагога начальной школы посредством кейс-технологии // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 2–3 ноября 2017 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: ЗЕБРА, 2017. – 421 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=31480680.

Наиболее сложный период для классного руководителя в начальной школе – это формирование коллектива на начальном этапе, когда дети только пришли в первый класс. Решение проблемы формирования доброжелательных отношений в коллективе первоклассников должно быть комплексным и охватывать всех участников образовательного процесса: педагога, родителей, обучающихся. Результат поведения первоклассников складывается из нравственного потенциала личности каждого обучающегося, который, в свою очередь, обусловлен уровнем воспитанности родителей, и, как следствие, влиянием их воспитательных воздействий на ребенка.

Сложность для педагога начального общего образования в создании системы воспитательных мероприятий обусловлена следующими факторами: изучение коммуникативного потенциала обучающихся; уровень самооценки обучающихся; экспертная оценка педагогом коммуникативного, нравственного и эстетического потенциала обучающихся; удовлетворенность родителей уровнем социальной реализации своего ребенка в классном коллективе, что во многом определяется степенью их участия в формировании коллектива первоклассников. На уровень самооценки первоклассников оказывает огромное влияние организация работы в группах (это может быть как организация работы на уроке, так и во внеурочное время) с перераспределением ролей, когда у каждого ребенка реализована возможность быть руководителем группы. На родительском собрании необходимо обсудить с родителями наиболее часто повторяющиеся конфликтные ситуации между детьми в классе, выявить проблемы, являющиеся причиной таких ситуаций с целью создания алгоритма действий для того, чтобы через выявление причин конфликта научить детей как прийти к компромиссу. Предлагаемый проект «Учимся дружить» позволяет задействовать внутренние ресурсы родителей, педагога, обучающихся, способствует развитию коммуникативной компетенции участников, что особенно важно на этапе становления коллектива первоклассников [1; 3]. В помощь классному руководителю предлагаются диагностические средства: тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», методика С.М. Петровой «Пословицы», методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива», методики Е.Н. Степанова [2].

План действий по реализации проекта

Тема, форма воспитательного мероприятия, участники

Решаемая (ые) проблема (ы)

Задачи воспитательного мероприятия по решению проблемы

Планируемые результаты

Тема: «Настоящий мальчишка, какой он?»

Форма: личностно-ориентированный классный час. Участники: обучающиеся первого класса

Недостаточная осведомленность детей о положительных и отрицательных качествах настоящего мальчика

Воспитательные: проанализировать ситуации, в которых оказываются участники путешествия с целью формирования образа качеств, которыми должен обладать настоящий мальчишка. Развивающие: формировать регулятивные УУД – умение оценивать себя по конкретным качествам; формировать коммуникативные УУД – высказывать и аргументировать свое мнение по теме. Образовательные: сформировать представление учащихся о настоящем мальчишке, о его конкретных качествах.

1) Мальчики могут анализировать свое поведение с позиции «Настоящего мальчишки»

2)У детей сформировано представление о качествах присущих настоящему мальчишке.

Тема: «Мир вокруг нас»

Форма: викторина. Участники: обучающиеся, родители

Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе; познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Развивающие: развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление

1)Дети освоили правила и умеют работать в коллективе и в малых группах;

2) Дети закрепили и расширили знания по окружающему миру

Тема: «Семья, как много в этом слове»

Классный час

Воспитывать любовь и уважение к семье, как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа

Воспитательные: формировать представления о жизненном идеале семьи; уважение к членам семьи; навыки семейной дипломатии; раскрыть значение семьи в жизни каждого человека

1)Дети совместно с родителями разрабатывают правила семейной дипломатии

2)У детей формируется представление о ценности семьи

3)Родители продолжают формировать ценностное отношение к семье, вне школы

Тема: «День здоровья». Эстафета «В здоровом теле, здоровый дух». Участники: команды родителей и детей

Недостаточный интерес детей к ведению здорового образа жизни.

Воспитательные: формировать интерес детей к здоровому образу жизни; способствовать воспитанию бережного отношения к собственному здоровью. Развивающие: побудить заниматься физкультурой, соблюдать правила личной гигиены, правильного здорового питания. Образовательные:

помочь детям задуматься о ценности здоровья, о том, что вредно и что полезно для здоровья.

1) Дети побуждают родителей вести здоровый образ жизни

2)Дети и родители демонстрируют способности в занятиях физической культурой

3)У детей сформировано представление о ценности здоровья

 

Название проекта: «Учимся дружить». Вид проекта: краткосрочный, практикоориентированный. Целевая группа: обучающиеся 1 класса общеобразовательной школы. Время реализации проекта: один месяц.

Обоснование актуальности проекта. Одной из важнейших задач системы общественного и семейного воспитания является подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе – формирование умения работать согласованно, договариваться о распределении обязанностей, намечать последовательность работы, оказывать помощь друг другу, воспитывать стремление трудиться на общую пользу, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми. Способность ребенка действовать совместно с другими – один из важнейших факторов его готовности к жизни в обществе. Между тем опыт показывает, что часть детей не обладают даже элементарными навыками взаимодействия.

Цель: формирование положительных и доброжелательных отношений между учащимися внутри классного коллектива.

Задачи: развить навыки умения работать в микрогруппах, развивать навыки умения работать в коллективе, сформировать понимание и принятие правил работы в коллективе.

Механизмы реализации проекта и их обоснование

Методы воспитания: методы формирования сознания или убеждения: беседа, анализ воспитывающих ситуаций; методы организации деятельности и формирования опыта поведения: коллективного планирования, коллективного анализа, взаимоанализа, игры, создание воспитывающих ситуаций, поручения; методы стимулирования и коррекции деятельности: поощрения, естественных последствий, соревнования, субъективно-прагматический; методы личностно-ориентированного воспитания: выбора, рефлексии, педагогической поддержки, диалога, самовоспитания, создания ситуации успеха и творчества, диагностические. Формы воспитания: викторина, эстафета, классный час. Средства воспитания: общение, учение, труд, игра. Технологии воспитания: диалоговые, игровые, рефлексивные, педагогической поддержки. При организации работы в группе важным условием эффективности воспитательной работы будет создание возможности каждому из участников побывать в разных ролях: и ведущего, и командира, и исполнителя.

Планируемые результаты для обучающихся. Личностные результаты: дети будут выполнять правила поведения и работы в команде, будут уметь работать в микрогруппах и команде. Метапредметные результаты: успешная адаптация в учебной деятельности позволяет быстрее включаться в коллективное взаимодействие, дети положительно и активно относятся к коллективной деятельности, готовы давать объективную оценку себе и другим, нацелены на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд.


Библиографическая ссылка

Змановская А.С., Ротова Н.А. ПРОЕКТ «УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭТАПЕ СПЛОЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18455 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674